Причины
возникновения конфликтных ситуаций
с клиентами:
- невыполнение
обязательств перед клиентом;
- доставка
продукции значительно позже установленного
срока;
- несовместимость
общения («трудные» клиенты);
- менеджер
не предоставляет точную информацию клиенту.
Пути
разрешения конфликтов с клиентами:
- придерживаться
этических, моральных норм поведения;
- доступно
объяснить клиенту причину невыполнения
обязательств;
- усилить самоконтроль
в общении;
- знание правовых
норм, условий договора;
- найти компромисс
– выплатить неустойку клиенту или предоставить
скидку на услуги;
К
основным причинам возникновения конфликтов
в организации, по мнению рядовых
сотрудников, относятся, во-первых, неэффективное
распределение ресурсов, в частности,
несправедливая оплата труда и распределения
привилегий; во-вторых, различия в представлениях
и ценностях.
Конфликты
с коллегами возникают по причине несовпадения
взглядов, психологической несовместимости,
не правильного распределения обязанностей
по работе, борьбы за первенство (лидерство)
в коллективе; с руководителями – по причине
невыполнения требований руководителя
и несовместимость взглядов на проблему
и ее решение; с клиентами – по причине
невыполнения обязательств перед клиентом,
доставки продукции значительно позже
установленного срока, несовместимости
общения («трудные» клиенты), отсутствия
точной информации для клиента.
Наиболее
эффективными являются компромисс и
сотрудничество. Компромисс состоит
в желании оппонентов завершить
конфликт частичными уступками. Он характеризуется
отказом от части ранее выдвигавшихся
требований, готовностью признать претензии
другой стороны частично обоснованными,
готовностью простить. Компромисс эффективен
в случаях:
- понимания
оппонентом, что он и соперник обладают
равными возможностями;
- наличия взаимоисключающих
интересов;
- удовлетворения
временным решением;
- угрозы потерять
все.
Сегодня
компромисс - наиболее часто используемая
стратегия завершения конфликтов. Для
его достижения может быть рекомендована
техника открытого разговора, которая
заключается в следующем:
- заявить,
что конфликт невыгоден обоим конфликтующим;
- предложить
конфликт прекратить;
- признать
свои ошибки, уже сделанные в конфликте
(они наверняка есть, и признать их для
вас почти ничего не стоит);
- сделать уступки
оппоненту, где это возможно, в том, что
в конфликте не является для вас главным.
В любом конфликте можно найти несколько
мелочей, в которых ничего не стоит уступить.
Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных
вещах;
- высказать
пожелания об уступках, необходимых со
стороны оппонента (они, как правило, касаются
ваших основных интересов в конфликте);
- спокойно,
без негативных эмоций обсудить взаимные
уступки, при необходимости и возможности
скорректировать их;
- если удалось
договориться, то как-то зафиксировать,
что конфликт исчерпан.
Сотрудничество
считается наиболее эффективной
стратегией поведения в конфликте.
Оно предполагает направленность оппонентов
на конструктивное обсуждение проблемы,
рассмотрение другой стороны не как
противника, а как союзника в поиске
решения. Наиболее эффективно в ситуациях:
сильной взаимозависимости оппонентов;
склонности обоих игнорировать различие
во власти; важности решения для
обеих сторон; непредубежденности участников.
Способ
сотрудничества целесообразно осуществлять
по методу «принципиальных переговоров».
Он сводится к следующему:
- отделение
людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения
с оппонентом от проблемы; поставьте себя
на его место; не идите на поводу своих
опасений; показывайте готовность разобраться
с проблемой; будьте твердым по отношению
к проблеме и мягким к людям;
- внимание
интересам, а не позициям: спрашивайте
«почему?» и «почему нет?»; фиксируйте
базовые интересы и их множество; ищите
общие интересы; объясняйте жизненность
и важность ваших интересов; признавайте
интересы оппонента частью проблемы;
- предлагайте
взаимовыгодные варианты: не ищите единственный
ответ на проблему; отделите поиск вариантов
от их оценки; расширяйте круг вариантов
решения проблемы; ищите взаимную выгоду;
выясняйте, что предпочитает другая сторона;
- используйте
объективные критерии: будьте открыты
для доводов другой стороны; не поддавайтесь
давлению, а только принципу; по каждой
части проблемы используйте объективные
и справедливые критерии; используйте
несколько критериев сразу.
Разрешение
конфликтов между руководителем
и подчиненным
Для
разрешения конфликтов между руководителем
и подчиненным можно посоветовать
следующее.
- Руководителю
необходимо заинтересовать подчиненного
в том решении конфликта, которое он предполагает.
Изменить мотивацию поведения подчиненного
можно различными способами — от разъяснения
неправильности его позиции до предложения
определенных уступок, если руководитель
в чем-то неправ.
- Аргументируйте
свои требования в конфликте. Настойчивость
в требованиях к подчиненному целесообразно
подкрепить убедительностью доводов и
правовыми нормами.
- Умейте слушать
подчиненного в конфликте. Руководитель
иногда принимает неверное решение из-за
отсутствия необходимой информации. Ее
мог бы дать подчиненный, однако руководитель
не удосуживается выслушать его, а это
затрудняет разрешение конфликта.
- Вникайте
в заботы подчиненного. Многие конфликты
«по вертикали» возникают из-за неупорядоченности
деятельности подчиненного, восприятия
им нагрузки как чрезмерной. Более разумное
отношение начальника к интересам подчиненного,
иногда даже демонстрация того, что его
проблемы небезразличны для руководства,
делает подчиненного сговорчивее, менее
конфликтным и компромиссным.
- Без особой
нужды не идите на эскалацию конфликта
с подчиненным. После обострения конфликта
его сложно разрешать, так как ухудшаются
межличностные отношения, растет уровень
негативных эмоций, снижается степень
правоты оппонентов в результате взаимной
грубости.
- Повышение
голоса в конфликтном диалоге с подчиненным
— не лучший аргумент. Как показывают
исследования, в 30 % конфликтов с подчиненными
руководители допускают грубость, срываются
на крик и т.п. Грубость является признаком
того, что руководитель не владеет ситуацией
и собой. Слово — вот основное средство
воздействия на подчиненного и использовать
его нужно для разрешения конфликта, а
не его обострения.
- Переход с
«Вы» на «ты» является фактическим унижением
подчиненного. Это дает ему моральное
право ответить тем же. При разрешении
конфликта важно соблюдать служебную
дистанцию по отношению к подчиненному,
обращаться к нему на «Вы».
- Если руководитель
прав, то ему целесообразно действовать
спокойно, опираясь на должностной статус.
Спокойствие руководителя, его уверенность
в себе усиливают в глазах подчиненного
справедливость требований начальника.
- Используйте
поддержку вышестоящего руководства и
общественности. Это необходимо в ситуации
неуступчивости подчиненного и правоты
руководителя. Важно, чтобы поддержка
была направлена не на усиление давления
на подчиненного, а на разрешение противоречия.
- Не злоупотребляйте
возможностями должностного положения.
Должностное положение — солидное преимущество
в конфликте с подчиненным. Неопытные
руководители для разрешения конфликта
в свою пользу используют такие способы
воздействия на оппонента, как увеличение
его рабочей нагрузки, создание ему неудобств,
сложностей, применение дисциплинарных
санкций и т.п. Такие действия озлобляют
подчиненного, делают его неуступчивым,
затрудняют разрешение конфликта.
- Не затягивайте
конфликт с подчиненным. Помимо потери
рабочего времени длительные конфликты
чреваты взаимными обидами и, как следствие,
потерей преимуществ правого в конфликте.
С увеличением длительности конфликта
возрастает вероятность победы подчиненного
и уменьшается такая вероятность для руководителя.
- Не бойтесь
идти на компромисс. Особенно в тех случаях,
когда у руководителя нет уверенности
в своей правоте.
- Если вы неправы
в конфликте, то лучше не затягивать и
уступить подчиненному. Необходимо найти
мужество признаться в этом самому себе,
а при необходимости — извиниться перед
подчиненным. Сделать это желательно один
на один, указав подчиненному, что он также
допустил просчеты (что обычно и бывает).
- Помните,
что конфликтный руководитель - это не
всегда плохой руководитель. Главное -
быть справедливым, требовательным к себе
и к подчиненным, решать проблемы, а не
просто обострять отношения.
- Конфликтный
руководитель - всегда неудобный руководитель.
Упрочению вашего авторитета будет способствовать
умение разрешать предконфликтные и конфликтные
ситуации неконфликтными способами.
Заключение
Конфликт
представляет собой сложный и
динамичный процесс. Он является одним
из важнейших социальных процессов,
поэтому им можно и нужно управлять,
более того, им нужно уметь управлять.
Современная точка зрения заключается
в том, что даже в организациях
с эффективным управлением некоторые
конфликты не только возможны, но и
желательны. Во многих ситуациях они
помогают выявить разнообразие точек
зрения, дают дополнительную информацию,
позволяют выявить большее число
альтернатив и т.д. Это, в свою
очередь, делает процесс принятия решения
группой более эффективным, а
также дает людям возможность
выразить свои мысли и тем самым
удовлетворить личные потребности
в уважении и власти.
Определены
методы управления конфликтной ситуацией:
структурные и межличностные. К
структурным относятся разъяснение
требований к работе, использование
координационных и интеграционных
механизмов, установление общеорганизационных
комплексных целей и использование
системы вознаграждений. К межличностным
стилям разрешения конфликтов - уклонение,
сглаживание, принуждение, компромисс
и решение проблемы.
Кроме
того, положительная роль конфликта
заключается в следующем:
он
помогает членам организации лучше
понимать возникающие проблемы и
находить пути их разрешения;
усиливает
способность организации к изменениям,
направляя накопившееся напряжение
в созидательное русло;
повышает
энергичность членов организации и
усиливает их мотивацию к разрешению
проблем;
позволяет
передать обязательства и ценности
каждого члена коллектива та, что
другие могут принимать их во внимание;
может
укрепить взаимоотношения, повысить сплоченность
организации за счет уменьшения повседневных
раздражений коллег по работе и ускорить
групповое объединение;
стимулирует
творчество благодаря тому, что при
решении какого-либо вопроса рассматривает
большое количество точек зрения;
повышает
качество принимаемых решений за
тщательности их продумывания;
может
способствовать самостоятельному наращиванию
знаний, повышению уровня квалификации;
помогает
членам организации понять, что для
них важно и как они пытаются
управляться с конфликтом, а это
дает им знание о самих себе;
содействует
росту членов организации за счет
уменьшения эгоцентризма и способствует
более высокому уровню познавательной
аргументации;
зачастую
делает межличностные отношения
более интересными и может
быть развлечением, если не принимается
слишком всерьез.
Остается
надеяться, что, несмотря на все сложности,
конфликты в России тоже скоро
будут решаться цивилизованно.
Список
используемой литературы
- Александрова
Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути
разрешения. - М., 1993.
- Андреев В.И.
Конфликтология. – М.: народное образование,
1995.
- Анцупов А.Я.
Конфликтология. – СПб.: Питер, 2007.
- Батаршев
А.В. Психодиагностика в управлении. –
М.: Дело, 2005.
- Здравомыслов
А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс,
2004.
- Шаленко,
В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах»
– М.: изд-во МГУ, 1992.
- Кравченко,
А.И., «Трудовые организации: структура,
функции, поведение» – М.: Наука, 1991.
- Кулиев, Т.А.,
Мамедов, В.Б., «Руководитель и коллектив:
взаимодействие» – М.: Знание, 1990.
- Соколова,
М.И. Конфликт, как способ
проведения изменений в организации /
М.И.Соколова
// Стратегическое
управление ресурсами предприятия: Сб.
ст. участников Междунар. науч.-практ.конф.
(25-26 апр. 2003 г.). - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,
2003. - С.115-117.
- Станкин,
М. Конфликт в коллективе:
эпизод или система ? / М.Станкин // Служба
кадров. - 2002. - №8.- С.83-88.
- Станкин,
М. Конфликт и его разрешение / М.Станкин
// Управление персоналом. - 1999. - №7. - С.11-16.