Конфликт как средство инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является наиболее полное раскрытие конфликта, как современного средства инновации.
Для достижения поставленной в работе цели определяются следующие задачи:
Сущность и понятие инновационного конфликта.
Рассмотреть особенности инновационного конфликта.
Изучить методы разрешения инновационного конфликта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА l ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ……………………………………………..5
1.1.Понятия конфликт и инновация……………………………………………5
1.2.Особенности инновационного конфликта……………………………….10
1.3. Методы разрешения инновационного конфликта………………………11
Глава 2 ИННОВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРГСКИЙ ЦБК……………………………………………………………17
История Выборгского ЦБК……………………………………………..17
Анализ Выборгского ЦБК………………………………………………19
Рекомендации…………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Лукьянова Е.А..doc

— 151.00 Кб (Скачать)

социальных  нововведений [3].

Выделяют следующие  изменения, или источники инноваций:

Неожиданное событие, которым может быть неожиданный  успех, неожиданная неудача;

  1. несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
  2. изменение потребностей производственного процесса;
  3. изменения в структуре отрасли или рынка;
  4. демографические изменения;
  5. изменения в восприятии и в ценностных установках;
  6. новые знания, научные и ненаучные.

Инновация есть скорее есть скорее экономический и  социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

 

1.2.Особенности  инновационного конфликта.

Столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств порождает межличностные инновационные конфликты.

Они могут возникать как в сфере служебных, так и неслужебных отношений между сторонниками и противниками нововведений. Такие конфликты могут иметь ситуативную и характерологическую основу.

К ситуативным предпосылкам конфликта относятся:

  1. чувство неопределенности и неуверенности;
  2. недостаточная или искаженная информированность;
  3. непризнание работника коллективом;
  4. несправедливость.

К характерологическим предпосылкам можно отнести:

  1. черты характера;
  2. склонность к агрессивному повелению;
    1. пониженная самокритичность;
  1. нетерпимость к недостаткам других;
  2. невоспитанность.

Работник становится источником конфликта, когда направленность, ценности становятся не совместимыми с интересами и ценностями коллектива, т.е. когда наступает момент его “неадекватности” целям и задачам группы. Например, активный новатор трудится в коллективе, где “не принято” заниматься нововведениями, или, наоборот, пассивный работник попадает в коллектив, интенсивно обновляющий производство [6].

 Конфликтогенной  становится также личность, одержимая  идеей, готовая добиваться своего  любым путем. Трудно найти людей с такими личностными качествами, которые гарантировали бы бесконфликтное поведение. Практически любой человек может вступать в конфликтные отношения [9].

1.3. Методы разрешения инновационного конфликта.

Любой конфликт когда-нибудь завершается. Завершение конфликта это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник.

Завершение конфликта  может происходить несколькими  путями, среди которых обычно выделяют следующие:

1) полное прекращение  конфликта путем взаимного примирения  сторон на какой-либо основе;

2) прекращение конфликта  вследствие победы одной из  сторон;

3) ослабление конфликта  почти до полного примирения  на основе взаимных уступок  или уступок одной из сторон;

4) трансформация конфликта  путем перерастания его в новый  конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию;

5) постепенное затухание  конфликта на основе самопроизвольного  течения;

6) механическое уничтожение конфликта [2].

В свою очередь, основными, наиболее эффективными и желаемыми, формами завершения инновационного конфликта являются его профессиональное разрешение либо урегулирование.

Разрешение инновационного конфликта  это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение  противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта [3].

Для разрешения конфликта  необходимо изменение самих его  сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Разрешение конфликта  необязательно идет за инцидентом. Конфликт можно разрешить на любой  стадии, и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться неразрешенным, может остаться на стадии конфликтной ситуации, т.е. конфликт не возникнет, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его неразрешенным.

Можно назвать несколько  этапов разрешения инновационного конфликта:

1) установление действительных  участников конфликтной ситуации;

2) выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников конфликта;

3) изучение существовавших  до конфликтной ситуации межличностных  отношений участников конфликта;

4) определение истинной  причины возникновения конфликта;

5) изучение намерений,  представлений конфликтующих сторон  о способах разрешения конфликта;

6) выявление отношений  к конфликту лиц, не участвующих  в конфликтной ситуации, но заинтересованных  в его позитивном разрешении;

7) определение и применение  способов разрешения конфликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру ее причин, учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт, носили бы конструктивный характер, соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы всестороннему развитию коллектива с учетом интересов всех его членов.

Урегулирование инновационного конфликта отличается от его разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает  участие третья сторона. Ее участие  возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него [14].

Для урегулирования конфликта  необходимо, прежде всего, проанализировать конфликтную ситуацию, а затем  и предпринимать необходимые  действия:

  1. выяснить причины, а не поводы конфликта;
  2. определить зоны конфликта, т.е. включенность определенных сил (следует разграничить деловые стороны конфликта от межличностных сторон);
  3. выяснить мотивы вступления людей в конфликт (мотивировки, объяснения причин могут не совпадать с истинным положением дел, а неумение выяснить мотивы приводит к невозможности урегулирования конфликта).

Урегулирование инновационных  конфликтов предполагает:

  1. повышение открытости и взаимного доверия конфликтующих сторон;
  2. налаживание их прямых контактов друг с другом;
  3. организацию открытого, непредвзятого обсуждения и совместного анализа сложившейся ситуации или же (в крайнем случае) прекращение всех контактов оппонентов друг с другом;
  4. воздействие на конфликтующие стороны в интересах урегулирования конфликта.

Для наиболее эффективного разрешения или урегулирования инновационного конфликта специалисты предлагают несколько условий и мероприятий по устранению конфликтной ситуации:

  1. предложенные инновации должны действительно иметь конструктивный характер, обладать высоким потенциалом пригодности и эффективности;
  2. коллектив, который будет подвергнут последствиям введения инновации должен быть хорошо проинформирован о нововведениях, необходимости их внедрения;
  3. для успешного внедрения нововведения необходимо заручиться поддержкой коллег, специалистов со стороны (незаинтересованных в исходе дела);
  4. если есть возможность, при крайне острой конфликтной ситуации следует предлагать альтернативные решения проблемы с учетом интересов обеих сторон конфликта;
  5. если позволяет время новшество следует внедрять поэтапно, что возможно приведет даже к одобрению данного нововведения со стороны всех конфликтующих ранее [4].

Существуют и другие пути завершения инновационного конфликта. Это - затухание конфликта, его устранение, либо перерастание в другой конфликт. Однако, такие пути завершения инновационного конфликта, скорее носят деструктивный характер, то есть не позволяют сторонам конфликта подойти к единому мнению и сообща разрешить конфликт. При таких путях завершения инновационных конфликтов новаторы, скорее всего, окажутся побежденными, то есть не добьются своей цели.

Затухание конфликта  это временное прекращение противодействия  при сохранении основных признаков  конфликта и напряженных отношений  между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта  понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются  основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт.

Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда  в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Критериями конструктивного  разрешения инновационного конфликта, как уже было сказано выше, являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение  проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство [11].

Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение  истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствующими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.

Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЙ  КОНФЛИКТ В ВЫБОРГСКОМ ЦБК

2.1. История Выборгского  ЦБК.

Выборгский ЦБК - предприятие  отнюдь не рядовое. Еще при существовании  СССР, в 1985-1989 годах, на комбинате в ходе кардинальной реконструкции с участием зарубежных фирм была поставлена и введена в действие новейшая бумагоделательная машина, что превратило комбинат в одно из крупнейших в Европе предприятий в данной отрасли.

Затем его постигла типичная участь. В 1994 г., после проведения процедуры приватизации и акционирования, контрольный пакет акций комбината (61 %) достался американской фирме "Альянс Целлюлоза Лтд"), под крышей которой действовали, по многочисленным сведениям, российские капиталисты. Фирма сумела в дальнейшем увеличить свой пакет акций 84,28 % и в продолжение двух лет довела предприятие до банкротства, которое состоялось в 1997 г.

После этого контрольный  пакет был выкуплен английской компанией "Нимонор", контролируемой (опять-таки по многочисленным сведениям) предпринимателями из России. Комбинат был продан за 187 млн. руб., в то время как стоимость основных фондов ЦБК к началу приватизации составляла 3,5 млрд. руб. (в ценах 1998 г.). Еще в процессе конкурсного управления стоимость основных фондов снизилась до 733 млн. руб. Реально же новый собственник выплатил только 22,4 млн. руб.

При хозяйничестве "Нимонора" предприятие почти совсем остановилось, а работники перестали получать зарплату. Эти проблемы продолжались почти два года, причем в это время поселок Советский, где находится комбинат и где приживает около 10 тыс. человек, не получал газа и отопления, пищу люди готовили на улице на кострах, зимой в квартирах замерзали. По словам одной из служащих комбината, "мы уже фактически начали вымирать".

Стачки и перекрытия шоссе "Скандинавия", ведущего в  Финляндию, не дали никакого результата. И тогда 10 августа 1998 г. первичной  профсоюзной организацией предприятия  было учреждено ЗАО "Выборгский ЦБК", в результате чего комбинат явочным порядком был взят в управление трудовым коллективом.

Информация о работе Конфликт как средство инновации