Конфликт как разновидность стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:40, реферат

Описание работы

Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например,

Содержание

Введение
Понятие конфликта
Конфликтная личность
Как вести себя с конфликтной личностью?
Разрешение конфликта

Работа содержит 1 файл

Конфликт.docx

— 49.10 Кб (Скачать)

Конфликт как разновидность стресса

  • Введение
  • Понятие конфликта
  • Конфликтная личность
  • Как вести себя с конфликтной личностью?
  • Разрешение конфликта

Введение

Каждому из нас приходится сталкиваться с  конфликтными ситуациями. Как образно  заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной связи на стороне. Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить. Неумение разрешать конфликты - одна из важных причин частых разводов.

Воспоминания  о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное  для каждого из нас. Конфликты  рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

Современный подход к сущности конфликта рассматривает  его как неизбежный, и даже в  некоторых случаях необходимый  элемент деятельности организации.

В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке  зрения, что некоторые конфликты  даже в самой эффективной организации  при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Роль конфликтов и их регулирование в современном  обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная  область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого  взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и  геопологический уровни рассмотрения конфликтов.

Понятие конфликта

Как и  у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество  определений и толкований. Само понятий  конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.

Существуют  четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта  является ограниченность ресурсов, которые  нужно делить, взаимозависимость  заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

Конфликтная личность

Это может  показаться странным, но здесь уместно  дать один важный совет - относитесь с  сочувствием к людям, типичные особенности  которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные” воздействия  со стороны руководителя здесь также  редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать  специалист - практический психолог.

Обратите  внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих  специфические психологические  особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

Пять  основных типов конфликтных  личностей.

Конфликтная личность -демонстративный тип.

    Хочет быть в центре внимания. 
    Любит хорошо выглядеть в глазах других. 
    Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. 
    Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. 
    Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. 
    Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. 
    Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. 
    Кропотливой систематической работы избегает. 
    Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. 
    Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.

Конфликтная личность -ригидный тип.

    Подозрителен. 
    Обладает завышенной самооценкой. 
    Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. 
    Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. 
    Прямолинеен и негибок. 
    С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. 
    Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. 
    Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. 
    Малокритичен по отношению к своим поступкам. 
    Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность -неуправляемый тип.

    Импульсивен, недостаточно контролирует себя. 
    Поведение такого числа плохо предсказуемо. 
    Ведет себя вызывающе, агрессивно. 
    Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. 
    Характерен высокий уровень притязаний. 
    Несамокритичен. 
    Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. 
    Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. 
    Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. 
    Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность -сверхточный тип.

    Скрупулезно относится  к работе. 
    Предъявляет повышенные требования к себе. 
    Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что у ним придираются. 
    Обладает повышенной тревожностью. 
    Чрезмерно чувствителен к деталям. 
    Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. 
    Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. 
    Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). 
    Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. 
    Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность -бесконфликтный тип.

    Неустойчив в оценках и мнениях. 
    Обладает легкой внушаемостью. 
    Внутренне противоречив. 
    Характерна некоторая непоследовательность поведения. 
    Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. 
    Недостаточно хорошо видит перспективу. 
    Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. 
    Излишне стремится к компромиссу. 
    Не обладает достаточной силой воли. 
    Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Руководителю  приходится разрешать конфликты  не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной  сфере. При их разрешении применяются  другие методы, поскольку в них, как  правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.

Как вести себя с конфликтной  личностью?

  1. Необходимо  иметь в виду, что у таких  людей есть некоторые скрытые  нужды, которые, как правило, связаны  с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким  образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.
  2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
  3. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.
  4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. В книге “Общение с трудными людьми” Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:

    агрессист - говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;

    жалобщик - человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;

    “разгневанный ребенок” - человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение;

    максималист - человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;

    молчун - держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;

    “тайный мститель” - человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;

    “ложный альтруист” - якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;

    “хронический  обвинитель” - всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему.

    Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в  общем, одинаковы.

  1. Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно - какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества. Поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни психологические особенности его нервной системы, необходимо подобрать к нему “ключик”, исходя из вашего жизненного опыта и желания не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Если же не смогли к нему “подобрать ключ”, то остается одно-единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного бедствия.

Для руководителя полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

  • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для конфликта готова;
  • стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
  • излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
  • критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности – тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Но конфликт возникает, если личностные особенности  человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями  человека, предрасположенного к конфликтам, т. е. при наличии межличностной  или социально-психологической несовместимости.

Информация о работе Конфликт как разновидность стресса