Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:40, реферат
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например,
Введение
Понятие конфликта
Конфликтная личность
Как вести себя с конфликтной личностью?
Разрешение конфликта
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной связи на стороне. Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить. Неумение разрешать конфликты - одна из важных причин частых разводов.
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.
Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации.
В наше
время теоретики и практики управления
все чаще склоняются к той точке
зрения, что некоторые конфликты
даже в самой эффективной
Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геопологический уровни рассмотрения конфликтов.
Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные” воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог.
Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.
Конфликтная личность -демонстративный тип.
Хочет быть в центре
внимания.
Любит хорошо выглядеть в глазах других.
Его отношение к людям определяется тем,
как они к нему относятся.
Ему легко даются поверхностные конфликты,
любуется своими страданиями и стойкостью.
Хорошо приспосабливается к различным
ситуациям.
Рациональное поведение выражено слабо.
Налицо поведение эмоциональное.
Планирование своей деятельности осуществляется
ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
Кропотливой систематической работы избегает.
Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного
взаимодействия чувствует себя неплохо.
Часто оказывается источником конфликта,
но не считает себя таковыми.
Конфликтная личность -ригидный тип.
Подозрителен.
Обладает завышенной самооценкой.
Постоянно требуется подтверждение собственной
значимости.
Часто не учитывает изменения ситуации
и обстоятельств.
Прямолинеен и негибок.
С большим трудом принимает точку зрения
окружающих, не очень считается с их мнением.
Выражение почтения со стороны окружающих
воспринимает как должное.
Выражение недоброжелательства со стороны
окружающих воспринимается им как обида.
Малокритичен по отношению к своим поступкам.
Болезненно обидчив, повышено чувствителен
по отношению к мнимым или действительным
несправедливостям.
Конфликтная личность -неуправляемый тип.
Импульсивен, недостаточно
контролирует себя.
Поведение такого числа плохо предсказуемо.
Ведет себя вызывающе, агрессивно.
Часто в запале не обращает внимания на
общепринятые нормы.
Характерен высокий уровень притязаний.
Несамокритичен.
Во многих неудачах, неприятностях склонен
обвинять других.
Не может грамотно спланировать свою деятельность
или последовательно претворить планы
в жизнь.
Недостаточно развита способность соотносить
свои поступки с целями и обстоятельствами.
Из прошлого опыта (даже горького) извлекает
мало пользы на будущее.
Конфликтная личность -сверхточный тип.
Скрупулезно относится
к работе.
Предъявляет повышенные требования к
себе.
Предъявляет повышенные требования к
окружающим, причем делает это так, что
людям, с которыми работает, кажется, что
у ним придираются.
Обладает повышенной тревожностью.
Чрезмерно чувствителен к деталям.
Склонен придавать излишнее значение
замечаниям окружающих.
Иногда вдруг порывает отношения с друзьями,
знакомыми потому, что ему кажется, что
его обидели.
Страдает от себя сам, переживает свои
просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь
за них даже болезнями (бессонницей, головными
болями и т. п.).
Сдержан во внешних, особенно эмоциональных
проявлениях.
Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения
в группе.
Конфликтная личность -бесконфликтный тип.
Неустойчив в оценках
и мнениях.
Обладает легкой внушаемостью.
Внутренне противоречив.
Характерна некоторая непоследовательность
поведения.
Ориентируется на сиюминутный успех в
ситуациях.
Недостаточно хорошо видит перспективу.
Зависит от мнения окружающих, особенно
лидеров.
Излишне стремится к компромиссу.
Не обладает достаточной силой воли.
Не задумывается глубоко над последствиями
своих поступков и причинами поступков
окружающих.
Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.
агрессист - говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
жалобщик - человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
“разгневанный ребенок” - человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение;
максималист - человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;
молчун - держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;
“тайный мститель” - человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
“ложный альтруист” - якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;
“хронический обвинитель” - всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему.
Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы.
Для руководителя полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
Но конфликт
возникает, если личностные особенности
человека или группы приходят в столкновение
с вышеназванными особенностями
человека, предрасположенного к конфликтам,
т. е. при наличии межличностной
или социально-психологической