Конфликт как феномен социальной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.

Работа содержит 1 файл

Психология управления.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

              Конфликт как факт разногласий,  разных позиций, разных интересов  сам по себе ни плох, ни хорош.  Как и кризис, он содержит в  себе риск, опасность ухудшения или разрушения отношений, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию.

             Конфликт является, сигналом неблагополучия, сигналом к изменению Общая формула возможного позитивного эффекта конфликта может быть, сформулирована следующим образом конфликт ведет к изменениям, изменения - к адаптации, адаптация - к выживанию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Классификация конфликтов. 

    Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий  следующим образом.

    1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

    2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

    3. Межгрупповой конфликт .Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

    4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

    5. Конфликт с внешней  средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

    По  своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

    Однако  в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины  конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта  просто забывается и участники действуют  на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента  появления эмоционального конфликта  в сознании людей, участвующих в  нем, появляются негативные стереотипы.

    Развитие  эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве  случаев они неуправляемы. Чаще всего  такой конфликт прекращается после  появления в ситуации новых людей  или даже новых поколений. Но некоторые  конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный  настрой и другим поколениям. В  этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время. 
 
 
 
 
 
 

    4. Характеристика конфликтов. 

    Несмотря  на многочисленные проявления конфликтных  взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих  характеристик, изучение которых позволяет  классифицировать основные параметры  конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, его длительность и последствия. Рассматривая эти характеристики, можно  определить сходство и различия в  конфликтах и особенности их протекания. 

    Причины конфликтов. 

    Определения понятия характера конфликта  и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так  как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная  ситуация. Ранняя диагностика конфликта  в первую очередь направлена на отыскание  его реальной причины, что позволяет  осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной  стадии. 
 

    Последствия социального конфликта. 

    Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а  с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта  привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

    Так, многие считают, что общество и отдельные  его элементы развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и  возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.

    Другая  же группа ученых признает конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой точки  зрения, любой конечный объект социального  мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы или меры, в  результате количественного роста  противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с  чем образуется новая качественная определенность.  

    Конструктивный  и деструктивный пути конфликта  зависят от характеристик его  предмета: размера, ригидности, централизованности, взаимоотношения с другими проблемами, уровня осознанности. Конфликт нарастает, если:

      увеличиваются конкурирующие группы;

      это конфликт по поводу принципов,  прав или личностей;

      разрешение конфликта образует  значимый прецедент;

      конфликт воспринимается как  выигрышно-проигрышный;

      взгляды и интересы партий  не связаны;

      конфликт плохо определен, неспецифичен, расплывчат.1

    Частным последствием конфликта может явиться  усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от  времени  изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые  нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом  из напряженной ситуации. 

    5. Основные способы разрешения конфликтов. 

    Самая большая ошибка, которую можно  совершить в кризисной ситуации - это игнорирование конфликтов.

      Анализируя конфликты необходимо обращать внимание на стороны конфликта, на промежуточные и конечные цели участников конфликта и на то, при каких условиях следует ожидать, что данный конфликт может привести к обострению ситуации

    Вместе  с тем признается, что простые  схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурноразвивающихся и краткосрочных в вяло текущий, систематически обостряющийся без  видимых очертаний периода его  полного разрешения.

    Во  многом такое положение обусловливается  неправильным представлением о природе  конкретного конфликта и использованием несоответствующего инструментария.

    Нет универсальных способов преодоления  конфликта. Для его "решения" единственно  возможным является полное вовлечение в ситуацию. Только "вжившись" в сложившуюся на фирме ситуацию можно изучить проблему конфликта  и дать рекомендации относительно оптимальной  стратегии поведения и методов  его преодоления. В этой связи  необходимо не только знать классификации  конфликтных ситуаций, но и методы для эффективного их разрешения.

      По мнению специалистов в области  разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления.

    Стратегии поведения участников  конфликтной  ситуации делятся на три основные категории

           К силовым стратегиям относятся  стратегии поведения участников  конфликта, направленные на достижение  собственных интересов без учета  интересов партнера. Они описываются в терминах доминирования, конкуренции, соперничества. При этом ориентация на собственные цели может реализовываться в жестком поведении - напористости, использовании жестких аргументов, выставлении ультимативных требований, эмоциональном давлении на партнера и т д; однако участник конфликта может прибегать и к "мягким", манипулятивным формам воздействия на партнера, стремясь переиграть, перехитрить его, с помощью настойчивых просьб и других приемов создавая такое эмоциональное давление на партнера, которому трудно противостоять. При внешнем различии в конкретном поведении эти стратегии отличает исключительная ориентация на достижение собственных целей и игнорирование интересов партнера. Их использование означает стремление к победе своей точки зрения, их целью является утверждение собственной позиции, реализация своего интереса, т. е.  собственная победа.

    Другую  группу стратегий взаимодействия в  конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания существования конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения. Другая форма ухода от конфликта - это уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами, целями Она может иметь обоснованный, рациональный характер в тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для стороны, когда шансы добиться своего невелики или "цена" победы может оказаться чрезмерной и др. В тех же случаях, когда уступчивость ничем не оправдана, она расценивается, как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разрешению конфликтов

    В противоположность рассмотренным  третья группа стратегий расценивается, как наиболее эффективный путь к  разрешению  конфликтов Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

    Различаются две принципиальные модели переговоров - модель "взаимных выгод" и модель "уступок - сближения" ("торга"). В первом случае возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон.  Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг другу, но не являются несовместимыми.  Вторая модель используется в тех случаях, когда интересы сторон несовместимы и оказываются возможными только компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон (именно поэтому этот тип переговоров часто иллюстрируют с помощью ситуации "купли-продажи", когда интересы сторон противоположны и в результате торга они приходят к приемлемому для обеих сторон решению) В любом случае переговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основанным на общем интересе ("Мы вместе должны решить эту проблему").

Информация о работе Конфликт как феномен социальной жизни