Конфликт как феномен социальной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.

Работа содержит 1 файл

Психология управления.docx

— 39.48 Кб (Скачать)
    Введение
 

    Роль  конфликтов и их регулирования в  современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология.

    В психологии конфликт определяется как  «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях индивидов  или групп людей, связанное с  отрицательными эмоциональными переживаниями»1.

    Отсюда  видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями  о способе их достижения.

    Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности  избегать и что его следует  немедленно разрешать, как только он возникнет.

    Представители ранних школ управления  считали, что  конфликт - это признак неэффективной  деятельности организации и плохого  управления

    Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях  с  эффективным управлением  некоторые  конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный  характер. В некоторых случаях  он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Надо только управлять конфликтом.

    Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные аспекты  социальных конфликтов. 

    Социальная  неоднородность общества, различие в  уровне доходов, власти, престиже и  т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает  пристальное внимание социологов к  исследованию конфликтов.

    Конфликт - это столкновение противоположных  целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.2Английский социолог Э. Гиденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии. Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.

    Социальный  конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

    Основными субъектами конфликта являются крупные  социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта  относит три вида социальных групп. 1). Первичные группы - непосредственные участники конфликта. Которые находятся  в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно  несовместимых целей. 2). Вторичные  группы - стремятся быть незамешанными  непосредственно в конфликт. Но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать  первичной стороной. 3). Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.

    Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

    Конфликтология  выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной  модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта  и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное  поведение и конкретизацию форм этого поведения.

    Большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - это способность  оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных  компонентов:

    - физическую силу, включая технические  средства, применяемые как инструмент  насилия; 

    - информационно цивилизованную форму  применения силы, требующую сбора  фактов, статистических данных, анализа  документов, изучения материалов  экспертизы с целью обеспечения  полноты знания о существе  конфликта, о своем оппоненте  для выработки стратегии и  тактики поведения, использования  материалов, порочащих оппонента,  и т.п.;

    - социальный статус, выражающийся  в общественно признанных показателях  (доходы, уровень власти, престиж  и т.д.);

    - прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников,  и т.д.

    Стадия  конфликтного поведения характеризуется  максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся  в их распоряжении ресурсов.

    Немаловажное  влияние на развитие конфликтных  отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные  процессы. Среда может выступать  либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Конфликт как феномен  социальной жизни. 

                В основе  «теории конфликта»,  или идеи «социального изменения»  лежат следующие подходы:

    - в  основе социальной жизни интересы,

    - общественная  жизнь порождает  противостояние, враждебных сторон   

    - общественная  жизнь порождает структурный  конфликт,     

    - социальная  жизнь включает побуждения, принуждение  проистекающие от   

        социальных напряженностей.

    - социальная  жизнь порождает столкновение  групповых интересов   

    - социальные  системы раздираемы противоречиями            

    - социальные  системы стремятся к изменениям.

               На вышеприведенных «базисных  предположениях», строится модель  конфликтного понимания общественной  жизни, впервые изложенная Козером  в 1956 в работе «Функции социального  конфликта» Главная идея заключается  в стремлении обосновать позитивные  функции социального конфликта  в общественной жизнедеятельности,  его полезность в деле обновления  социальных систем и отношений. 

          По  Козеру, конфликт — «страхующий  клапан системы, позволяющий через  последующие реформы и интегративные  усилия на новом уровне приводить социальный организм в соответствие с изменившимися условиями». «Эластичное общество, — по его словам, — извлекает пользу из конфликтов, поскольку такие процессы помогают модифицировать и создавать нормы, которые обеспечивают его продолжение в изменившихся условиях.»

        Сторонники «теории конфликта»  исходят из следующего представления  об обществе 

    — социальный мир можно рассматривать  как систему различным образом  взаимосвязанных частей;

    — в любой социальной системе, состоящей  из разнообразных связанных частей, обнаруживаются дисбаланс, напряженность, конфликты интересов;

    — процессы, протекающие в составных  частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению, изменению, возрастанию или ослаблению интеграции  адаптивных способностей ее,

    — многие процессы, обычно считающиеся  разрушающими систему  (насилие, разногласия, отклонения, конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как  средства, укрепляющие основы интеграции системы, а также ее приспособляемость к окружающей среде.

           Причины конфликта в конечном  итоге коренятся в таких условиях, когда наличествующему социальному  неравенству, существующей системе  распределения диффицивтных ресурсов  начинают отказывать в законности.       Последнее же оказывается результатом  действия таких социальных структурных  переменных, как возможность открыто  выражать недовольство в пределах  социальной системы, уровень минимальной  взаимной лояльности, необходимой  для сохранения целости системы,  и уровень допускаемой в системе  мобильности, а также интенсификация  обнищания и различные структурные  ограничения, налагаемые на неимущие  слои. Особо подчеркивается значение  личных психических переменных, например, личных лишений, подавления. влияющих на вероятность возникновения  открытого конфликта.

    Основными субъектами социального конфликта  являются крупные социальные группы.  Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться  только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов

             Вместе с тем, следует отметить, что социальный конфликт —  это всегда борьба, порожденная  конфронтацией общественных и  групповых, но не индивидуальных  интересов   Крупный конфликтолог  Р Дарендорф к субъектам конфликта  относит три вида социальных групп:

    Первичные группы — непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

    Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными  непосредственно в конфликт, но носят  свой вклад в разжигание конфликта На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной

    3) Третьи силы, заинтересованные в  разрешении конфликта

           Позитивными функциями конфликта,  следует рассматривать  сохранение  институционализированных образцов  как во всей социальной системе,  так и в ее подсистемах. Конфликт  возможно рассматривать  как  функциональные процесс способствующий  поддержанию жизненно важных  условий функционирования «социального  организмам» Конфликтные процессы, протекающие в отдельных частях  общества и между ними, при  определенных обстоятельствах   содействуют сохранению, изменению  и адаптивности системы, т. е. постоянному «приспособлению» ее к изменяющимся условиям, жизнеспособности и устойчивости ее институционализированных образцов. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решений, укреплять идеологическое единство, усиливать социальный контроль

         Таким  образом, конфликт - это  ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое  участниками ситуации как значимая  проблема, требующая своего разрешения  и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречил и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Информация о работе Конфликт как феномен социальной жизни