Конфликт и способы его предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я рассмотрела диалектическую теорию конфликта Ральфа Дарендорфа, которая заключается в анализе социальной организации любого уровня, начиная от индивида небольшой группы или учреждения, до общества в целом, которое он называет «импиративно координированной ассоциацией». И конфликтный функционализм Льюиса Козера, который заключается в том, что рассматривается комплекс вопросов, а именно: причины конфликтов, остроту , длительность конфликтов и их функция.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..
2. Учения о понятии «конфликт»…………………………………………….
o Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа
o Конфликтный функцианолизм Льюиса Козера
3. Понятие «конфликт»…………………………………………………………...
4. Функции конфликтов………………………………………………………….
o Позитивные
o негативные
5. Проблема конфликтных личностей………………………………………….
6. Типы конфликтных личностей……………………………………………….
o Конфликтная личность демонстративного типа
o Конфликтная личность неуправляемого типа
o Целеправленно конфликтный тип личности
7. Конфликтогенные причины…………………………………………………..
8. Профилактика конфликта……………………………………………………..
9. Трудности профилактики конфликта……………………………....................
10. Способы предупреждения и разрешения конфликтов……………………….
11. Поддержание сотрудничества, как универсальный способ предотвращения конфликтов……………………………………………………………………….
o Метод согласия
o Метод доброжелательности
o Метод сохранения репутации партнера
o Метод взаимного дополнения
o Метод недопущения дискриминации людей
o Метод психологического поглаживания

Работа содержит 1 файл

Курсова работа 2курс.docx

— 50.77 Кб (Скачать)

б) чем  острее были предыдущие конфликты между  данными группами, тем сильнее их эмации по поводу последующих конфликтов

в) чем  более жеской явялется системам в которой происходит конфликта тем выше вероятность того* что конфликт окажется нереалистичным

г) чем  дольше длится реалистический конфликта тем больше возникает нереалистических спорных проблем

д) чем в большей мере возникновение конфликтных групп было обусловлено целями конфликтам тем нереалистичнее последующие конфликты

5. Чем в большей мере конфликты объективируются за пределами индивидуальных интересов и на более высоком уровнен тем острее конфликт

а) чем  в большей мере группа едина в  идеологическом отношении* тем дальше выходят конфликты за пределы личных интересов

- чем  выше идеологическое единство  группы, тем большее распространение получают в ней ее общие цели, тем больше они выходят за пределы личных интерсов

- чем  выше идеологическое единство  группы, тем лучше осознаются  конфликты, тем дальше они выходят  за пределы личных интересов 

6. Чем  больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее

а) чем  более жесткой является структурам в которой происходит конфликт, тем более вероятное, что возникновение конфликта связано с самыми основными ценностями и проблемами

б) чем  больше эмоций вызывает конфликт, тем  выше вероятность того, что его  возникновение связано с самыми существенными ценностями и проблемами  

Длительность  конфликта зависит от ясности  целей конфликтных групп, степени  их соглассия по поводу смысла победы или поражениям способности лидеров к трезвым оценкам своих действий и возможных результатов. Эти переменные, влияющие на длительность конфликтов были введены Козером впервые.

Таким образом основателями теории конфликта являются Козер. Зиммель, Дарендорф и некторые ученые называют Маркса, Вебера, Коллинза, Рекса. Эти теоретики разбились на два лагеря и развивали два течения - диалектическую и функциональную теорию конфликта.

 Общими недостатками всех рассмотренных теорий является:

- не  определено понятие конфликта,  что является конфликтом, а что  им не является;

- понятие  конфликт распространялось и  на иные процессы (например: на любые острые столкновения интересов)

- причины  и функции конфликта представлены  односторонне, неполно и часто размыто

- теории  имеют общий абстрактный уровень,  не рассматривают специфические  типы конфликтов.

В дальнейшем ученые, занимающиеся конфликтологией либо вели постоянные дискуссии по поводу достоинств и недостатков рассмотренных выше теорий, либо делали попытки синтезировать имеющиеся теории, тем самым устранив недостатки. Наиболее серьезные попытки анализа и объединения различных теорий были предприняты Пьером ван ден Бергом и Джоном Тернером.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие конфликта.  

Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий. (синтезированное определение, полученное в результате рассмотрения предложенных определений ученых-социологов таких, как Поскони Альберта Хедоури, Дряхлова, Кравченко,Филиппова, )

Наряду  с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные  по содержанию, термины враждебность, соперничество, конкуренция, кризис.

Конкуренция - это особый тип противоборства, цель которого получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.

Соперничество - это борьба за признание личных достижений обществом, группой индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных. признание коллег либо вышестоящего руководства.

Соревнование  - более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.

Враждебность - это фиксированная психологическая  установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт также как и не в любом конфликте доминирует враждебность.

Кризис - это состояние системы, при которой невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям. Кризис - это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных нарушений механизма контроля в политике, экономике, культуре взрыва массового недовольства. Кризису часто предшествуют и сопровождают конфликты, но не каждый конфликт порождает кризис.

Противоречие - объективное не всегда осознаваемое  внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт в отличии от противоречия - внешняя форма проявления противоречия противоборствующее поведение по поводу противоречия.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции конфликтов: 

Позитивные:

Разрядка напряженности  между конфликтующими сторонами; получение  новой информации об оппоненте; сплочение  коллектива в организации в противоборстве с внешним врагом; стимулирование к изменениям и развитию;снятие синдрома покорности у подчиненных; диагностика возможностей оппонентов.

 

Негативные:

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие  в конфликте; увольнение сотрудников; снижение дисциплины; ухудшение социально-психологического климата в коллективе; представление  о побежденных, как о врагах; чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; после  завершения конфликта уменьшение степени  сотрудничества между частью сотрудников; сложное восстановление деловых  отношений («шлейф конфликта»)

  Проблема конфликтных  личностей

Профилактика  конфликтов требует от руководителя не только знания способов воздействия  на коллективную, групповую психологию, но и знания особенностей индивидуальной психологии, умения влиять на поведение  отдельных людей. При этом важно  учитывать, что существуют психологические  типы, играющие особую роль в генерировании  конфликтов, выделяющиеся некоторыми специфическими чертами характера. Их иногда называют конфликтными личностями. Среди них встречаются и такие, за которыми по всей их жизни тянется шлейф разнообразных конфликтных историй, что создает им устойчивую репутацию “специалистов по порче отношений”. Такие люди играют роль своего рода ферментов, многократно ускоряющих процесс развития конфликтной ситуации в негативном направлении.Поэтому важным условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать сотрудников подобного рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типы  конфликтных личностей

Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются  следующие разновидности конфликтных  личностей:

1 Конфликтная личность демонстративного типа. Стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Человек подобного типа легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам. Но хорошо приспосабливается и к конфликтным ситуациям другого рода. Преобладает эмоциональное поведение, рациональное начало выражено слабо. Планирование своей деятельности осуществляет от случая к случаю и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто сам оказывается источником спора, но сам таковым себя не считает.

2 Конфликтная личность неуправляемого типа. Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения своей собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, полезных для будущего.

3 Целенаправленно конфликтный тип личности. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

Решение проблемы конфликтных личностей является одной из сложных задач, возникающих  перед руководителем. Конечно, может  показаться, что проще всего ее решить, избавившись от личностей  подобного рода. Но на практике это  далеко не всегда оказывается возможным, в силу тех причин, о которых  речь шла выше. Поэтому наиболее приемлемым способом нейтрализации  негативных воздействий со стороны  конфликтных личностей является формирование в организации устойчивого  нравственно-психологического климата, способного надежно противостоять  любым негативным тенденциям.

Важнейшим признаком  складывания в группе зрелого  нравственно-психологического климата  является формирование в ней определенного  стиля взаимоотношений.

 
 
 
 
 
 
 

Конфликтогенные причины

Все многообразные  причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: 1) объективный, или социальный и 2) субъективный, или  психологический.  Эти группы конфликтогенных причин и способы воздействия на них в целях профилактики конфликтов рассматриваются следующим образом: Объективные, или социальные причины — это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, фанатизм и т.п. Методы предупреждения причин конфликтов этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к:

  • проведению экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости;
  • укреплению во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;
  • повышению культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.

Реализация  этих социальных программ — самое надежное средство исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений. Важнейшую роль среди этих программ играет воздействие, прежде всего с помощью средств массовой информации, на духовный мир людей, изжитие из массового сознания “субкультуры” насилия и агрессии, изменение ценностных ориентации в направлении уважения к правам личности, доброжелательности во взаимоотношениях, укрепления взаимного доверия, преодоления нетерпимости и насилия. Полностью избежать проявлений насилия нельзя, поскольку оно является одной из естественных поведенческих реакций человека. При появлении хищного зверя человек инстинктивно замирает, убегает или нападает. Причем среди людей немало таких, которые в подобной ситуации склонны скорее напасть, чем убежать. Такие люди  считаются агрессивными. Но инстинкт насилия может сдерживаться разумом человека, а также нравственными регуляторами его поведения. Знание и учет в практической деятельности общих причин разнообразных конфликтов помогает на основе применения дедуктивного метода, движения от общего к частному разобраться в источниках не только межличностных конфликтов, но и в конфликтах внутри малых групп, а также в тех масштабных противоборствах, которые порою охватывают все общество. Дедуктивным методом, т.е. отталкиваясь от общих представлений о причинах конфликтов, можно прогнозировать, предсказывать возможность возникновения самых разнообразных социальных коллизий и своевременно их предупреждать. Но как показывает жизнь, случаются столкновения между людьми и порою столкновения трагические, которые не имеют явной, видимой причины, возникая как бы “из воздуха”. Конфликты такого рода описаны Шекспиром в “Гамлете” и “Отелло”, Пушкиным в “Евгении Онегине”, Лермонтовым в “Маскараде”, Толстым в “Анне Карениной”. Множество семей распадаются по причине, которая определяется таким расплывчатым термином, как “несходство характеров”. Немало случается и более масштабных конфликтов, которые трудно объяснить одними социальными причинами. Поэтому конфликтология и выделяет среди причин порождающих конфликты, кроме социальных, также и причины иного рода — психологические.

Информация о работе Конфликт и способы его предупреждения