Конфликт и способы его предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я рассмотрела диалектическую теорию конфликта Ральфа Дарендорфа, которая заключается в анализе социальной организации любого уровня, начиная от индивида небольшой группы или учреждения, до общества в целом, которое он называет «импиративно координированной ассоциацией». И конфликтный функционализм Льюиса Козера, который заключается в том, что рассматривается комплекс вопросов, а именно: причины конфликтов, остроту , длительность конфликтов и их функция.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..
2. Учения о понятии «конфликт»…………………………………………….
o Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа
o Конфликтный функцианолизм Льюиса Козера
3. Понятие «конфликт»…………………………………………………………...
4. Функции конфликтов………………………………………………………….
o Позитивные
o негативные
5. Проблема конфликтных личностей………………………………………….
6. Типы конфликтных личностей……………………………………………….
o Конфликтная личность демонстративного типа
o Конфликтная личность неуправляемого типа
o Целеправленно конфликтный тип личности
7. Конфликтогенные причины…………………………………………………..
8. Профилактика конфликта……………………………………………………..
9. Трудности профилактики конфликта……………………………....................
10. Способы предупреждения и разрешения конфликтов……………………….
11. Поддержание сотрудничества, как универсальный способ предотвращения конфликтов……………………………………………………………………….
o Метод согласия
o Метод доброжелательности
o Метод сохранения репутации партнера
o Метод взаимного дополнения
o Метод недопущения дискриминации людей
o Метод психологического поглаживания

Работа содержит 1 файл

Курсова работа 2курс.docx

— 50.77 Кб (Скачать)

ГОУ  ВПО Новосибирский  государственный медицинский университет 

Кафедра клинической  психологии 
 
 
 

Курсовая  работа 

«Конфликт и способы его предупреждения» 
 
 
 
 
 

Выполнила:

 студентка  клинической психологии 2 курс

Борисова  Юлия Григорьевна 

Научный руководитель:

доцент  Меркушев Виктор Владимирович 
 
 

Новосибирск 2008 г.

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………..
  2. Учения о понятии «конфликт»…………………………………………….
    • Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа
    • Конфликтный функцианолизм Льюиса Козера
  1. Понятие «конфликт»…………………………………………………………...
  1. Функции конфликтов………………………………………………………….
    • Позитивные
    • негативные
  1. Проблема конфликтных личностей………………………………………….
  1. Типы конфликтных личностей……………………………………………….
    • Конфликтная личность демонстративного типа
    • Конфликтная личность неуправляемого типа
    • Целеправленно конфликтный тип личности
  1. Конфликтогенные причины…………………………………………………..
  1. Профилактика конфликта……………………………………………………..
  2. Трудности профилактики конфликта……………………………....................
  3. Способы предупреждения и разрешения конфликтов……………………….
  4. Поддержание сотрудничества, как универсальный способ предотвращения конфликтов……………………………………………………………………….
    • Метод согласия
    • Метод доброжелательности
    • Метод сохранения репутации партнера
    • Метод взаимного дополнения
    • Метод недопущения дискриминации людей
    • Метод психологического поглаживания
 

 

 

Введение.

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть конфликт и пути его разрешения. Целью моей работы является выяснить, что представляет собой конфликт, определить понятие  конфликта. А так же задачей моей работы является выяснить пути разрешения конфликтных  ситуаций.

В своей работе  я рассмотрела диалектическую теорию конфликта Ральфа Дарендорфа, которая заключается в анализе социальной организации любого уровня, начиная от индивида небольшой группы или учреждения, до общества в целом, которое он называет «импиративно координированной ассоциацией». И конфликтный функционализм Льюиса Козера, который заключается в том, что рассматривается комплекс вопросов, а именно: причины конфликтов, остроту , длительность конфликтов и их функция.

Далее я выделила понятие конфликт, которое было синтезировано  из большого количества определений, которые  предлагали ученые-социологи такие, какПоскони Альберт Хедоури,Дряхлов, Филиппов, Липинский, Князев.

Так же в своей  работе я написала функции конфликтов как положительные, так и отрицательные. В своей работе мною была поставлена цель выяснить конфликтные личности, типы конфликтных личностей и причины, которые вызывают конфликт. Самым важным моментом в своей работе я хотела выделить профилактику конфликтов и её трудности. И самой важной целью было описать способы предупреждения конфликтных ситуаций.

 

 

Учения  о понятии «конфликт» 

Диалектическая  теория конфликта  Ральфа Дарендорфа.

Дарендорф анализирует социальную организацию любого уровня, начиная от индивида небольшой группы или учреждения, до общества в целом, которую он называет "императивно координированной ассоциацией". Для этой организации характерно четкое разделение ролей и статусов ее членов, а основными ролевыми позициями, согласно Дарендорфу, являются позиции, обусловленные дифференциацией властных отношений. То есть в любой организации индивиды и группы выполняют определенные роли согласно своей принадлежности властным стратам.

Далее Дарендоф говорит о том, что в организации отношения власти стремятся стать узаконенными. Следовательно, их можно рассматривать как отношения авторитета, где некоторые индивиды или группы имеют общепризнанное, узаконенное или нормативное право властвовать.

Однако, власть и авторитет - дефицитные ресурсы. За них идет борьба и конкуренция  между подгруппами организации. Отсюда основными источниками конфликта  и изменений в организации  является дефицит власти и авторитета,

Особенности протекания конфликта зависят от того, каково отношение и принадлежность к власти и авторитету различных ролевых подгрупп и личностей.

Дарендоф отмечает, что в любой организации можно выделить два основных типа ролей - правящих и управляющих. Правящие заинтересованы в сохранении своего положения, а управляющие - в перераспределении власти или авторитета. При определенных условиях осознание этой противоположности интересов возрастает и организация делится на две конфликтующие группы. Решение конфликта влечет за собой перераспределение власти. Но перераспределение власти узаконивает новые группы правящих и управляемых ролей, которые снова начинают конкурировать друг с другом. Таким образом, развитие организации - это цепь повторяющихся конфликтов по поводу отношений власти.  
 
 

Конфликтный функционализм Льюиса Козера.

Теория  конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликтов, остроту конфликтамов, длительность конфликтов, функции конфликта.

Козер определяет конфликт, как процесс, который при определенных условиях может «функционировать», чтобы сохранить «социальный организм». Основные подходы к конфликту Козера:

1. в  любой социальной системе обнаруживаются  отсутствие равновесия напряженности конфликтных отношений;

2. многие  процессы, которые, как обычно, считается разрушают систему (например, налилчием разногласия) при определенных условиях укрепляют интеграцию системы, а также ее «приспособляемость»  к окружающим условиям.

Видно, что определение конфликта и  его функций Козером во многом схоже с понятием конфликта Зиммеля.

На основе сформированных подходов к конфликту, Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Также как и Зиммель, Козер считает, что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.

Козер выделяет «причинные цепи», описывающие каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом: 1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями, что  в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию системы это 4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия, а это приводит к тому, что 6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.

Подробно  описав функции конфликтов, Козер подобно своим предшественникам излагал односторонний подход, а именно не обращал внимание на разрушительные последствия насильственного неконструктивного конфликта.

Рассматривая  причины конфликтов, Козер приходит к выводу, что они коренятся в таких условиях, когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Это проявляется через снижение возможности открыто выражать недовольством уровня минимальной взаимной лояльности, необходимой для сохранения целостности системы уровня допускаемой в системе мобильности. Подходы к причинам конфликта Козера обобщены следующим образом:

            1. Чем больше неимущие группы  сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут разжечь конфликт.

а) Чем  меньше каналов, по которым группы могут  излить свое недовольство по поводу распределения  ресурсов, тем более вероятное что они должны усомниться в законности

б) Чем  больше члены неимущих групп пытаются перейти в привилегированные группы, чем меньше допускаемая при этом мобильностью тем вероятнее, что они не станут придерживаться законности

2 . Чем  больше обнищание групп из  абсолютного превращается в относительное, тем более вероятно, что эти группы станут зачинщиками конфликтов.

а) чем  в меньшей степени социализациям  испытываемая членами неимущих групп, порождает у них внутреннюю личную принужденностью тем более вероятно, что они должны испытывать относительное обнищание

б) чем  меньше внешних принуждений испытывают члены неимущих групп, тем больше вероятность того, что они испытывают относительное обнищание.

Острота конфликта Козером определяется такими переменными как эмоции, вызванные у участников конфликта, уровень реализма этих участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проблемами.

                                                          Острота конфликта 

1. Чем  больше осуществляется условий,  вызывающих возникновение конфликта,  тем он острее 

2. Чем больше  эимоций вызывает конфликт, тем он острее

а) Чем  больше участников конфликта связывают  первичные (тесные) отношения, тем больше эмоций он у них вызывает

- чем  меньше первичные группы, в которых  происходит конфликт, тем сильнее его эмоциональный накал

- чем  больше связи между участниками  конфликта являются первичными, тем меньше вероятность открытого выражения враждебности, но тем сильнее она проявляется в конфликтных ситуациях

б) Чем  больше вторичных (менее тесных) связей между участниками конфликта, тем фрагментарнее их участие в нем, тем меньше они вовлечены в него эмоционально

- чем  больше вторичных отношений, тем  конфликты чаще, а их эмоциональный  накал слабее 

- чем  крупнее вторичные группы, тем  конфликты чаще, а их эмоциональный накал слабее

3. Чем  больше группы, вовлеченные в  конфликт, преследуют свои реалистические (объективное) интересы, тем мягче конфликт

а) чем  больше группы, принимающие участие  в конфликте, преследуют свои реалистические интересы, тем выше вероятность того, что они попытаются найти компромиссные способы реализовать свои интересы

- чем  больше различия в распределении  власти между группами, принимающими  участие в конфликте, тем меньше  вероятность того, что они попытаются  отыскать альтернативные средства 

- чем  более жесткой (негибкой) является  система, в кторой происходит конфликт, тем меньше в ней альтернативных средств

4. Чем  в большей мере группы конфликтуют  из-за нереалистичных спорных  вопросов (ложных интересов), тем  острее конфликт 

а) чем  в большей мере конфликт происходит из-за нереалистических проблем, тем сильнее эмоции его участников, тем острее конфликт

Информация о работе Конфликт и способы его предупреждения