Концепция теории развития личности Э.Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Работы Эриксона прочно базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в новых областях и для решения проблем современности. Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании, но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке акцентов.

Содержание

Введение
Теория Э. Эриксона. Развитие личности
Идентичность – одно из основных понятий в теории Эриксона
Стадии развития личности в теории Эриксона
Влияние семьи на становление личности

Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

       По  Э. Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего "Я", и это приводит к личностному обогащению. "Зрелый человек, - пишет Э. Эриксон, - нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться". При этом речь необязательно идет только о собственных детях. Напротив, в том случае, если складывается неблагоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.

       Поздняя зрелость: эго-интеграция – отчаяние Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

       Восьмая стадия жизненного пути характеризуется  достижением новой завершенной  формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий - целостность личности. Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение единственного жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу. Мудрый индеец, истинный джентльмен и добросовестный крестьянин в полной мере разделяют это итоговое состояние личностной целостности и узнают его друг у друга. 
 
 
 
 

Заключение.

       Теория  личности Э. Эриксона. Одним из основных направлений концепции личности является рассмотрение вопросов социальной адаптации человека в процессе его возрастного развития. Вследствие этого он много внимания уделяет рассмотрению социальных характеристик, таких как семейное воспитание, школа, общественная жизнь.

       Теория  Э. Эриксона оказала большое влияние  на возрастную психологию. Его идеи нашли применение в области дошкольного  обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в сфере  бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Использованная  литература.

1. «История психологии: от античности до наших дней» 1990. Ждан А.Н.

2. «История зарубежной психологии». МГУ, 1986.

3. «100 выдающихся психологов мира» 1996. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г.

4. «История психологии» 2001. Марцинковская Т.Д.

5. «История и теория психологии» 1996. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.

6. «Хрестоматия по истории психологии».1999 

Интернет  ресурсы.

  1. http://www.psibook.com
  2. http://www.psychologos.ru
  3. http://www.smolsoc.ru
  4. http://child-stories.chat.ru/ericson.htm

Информация о работе Концепция теории развития личности Э.Эриксона