Концепция теории развития личности Э.Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Работы Эриксона прочно базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в новых областях и для решения проблем современности. Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании, но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке акцентов.

Содержание

Введение
Теория Э. Эриксона. Развитие личности
Идентичность – одно из основных понятий в теории Эриксона
Стадии развития личности в теории Эриксона
Влияние семьи на становление личности

Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

       Эриксон подчеркивал: младенец должны доверять не только внешнему миру, но так же и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе. Подобное поведение мы можем наблюдать тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без проявления особой тревоги и гнева. Материнская любовь и нежность определяет «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» ребенка.

       Проанализировав то, что является причиной кризиса 1-го года жизни, Эриксон подчеркивал его связь с качеством материнского ухода. Причиной кризиса является одна из форм депривации - ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это приводит к появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасения за своё благополучие. Эта установка будет проявляться на более поздних стадиях личностного развития. В качестве второй формы депривации Эриксон называет недостаток материнского внимания, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания. (Когда мать выходит на работу или рожает второго ребенка).

       И наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания могут создать для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у него появляется чувство недоверия.

       Положительное психосоциальное качество, приобретаемое  в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие»- надежда, т.е. доверие, переходит в способность младенца надеяться.

       Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

       Возраст игры: воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. Возникает установка «Я – то, что я буду». Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Раннее детство: автономия – стыд и сомнение Приобретенное чувство базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует анальной стадии по Фрейду и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. В этот период у детей вырабатывается установка «Я – то, что я могу», личностного развития. В качестве второй формы депривации Эриксон называет недостаток материнского внимания, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания. (Когда мать выходит на работу или рожает второго ребенка).

       И наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания могут создать для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у него появляется чувство недоверия.

       Положительное психосоциальное качество, приобретаемое  в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие»- надежда, т.е. доверие, переходит в способность младенца надеяться.

       Дошкольный  возраст, совпадающий с третьей  стадией, Эриксон называл возрастом игры. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности.

       Здесь определяющим фактором формирования чувства инициативы в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы.

       В условиях депривации, когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола (сексуальная природа кризиса по Фрейду), на первый план выходит чувство вины у детей. Тогда поведение ребенка становится агрессивным, он боится постоять за себя. В группе сверстников такие дети, обычно ведомые и чрезмерно зависят от родителей. Им не хватает целеустремленности или решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

       На  этом возрастном этапе происходит половая  индефикация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

       Школьный  возраст: трудолюбие – неполноценность Четвертый психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Этот период характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я – то, чему я научился». Младший школьный возраст - предпубертанный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями.

       Этот  период жизни характеризуется возрастающими  способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с правилами.

       Постижение  основ трудового и социального  опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности, у ребенка развивается чувство трудолюбия, в процессе освоения технологии своей культуры.

       Если  же достижения не велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности, которое может отбить у ребенка охоту учиться дальше. Так же чувство неполноценности может развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально – экономическое положение, а вовсе не их уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство.

       Период  начального школьного обучения – это также начало профессиональной индефикации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. И здесь Эриксон отмечает, важна не только школьная успеваемость, но поиск индивидуальных и общественных целей, что является основой эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

       Юность: эго-идентичность – ролевое смешение Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (примерно от 12 до 19 лет), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой сталкиваются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон называл кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.

       Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса.

       Детство подходит к концу, и этот большой  этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию двух полюсов развития: На положительном - в виде идентичности, на отрицательном - в виде ролевого смешения. Задача подростка состоит в том, что бы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья, дочери, спортсмены, студенты, музыканты и т.д.) и интегрировать эти образы себя в личную идентичность, которое представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.

       В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента:

       1. Молодые люди и девушки должны  воспринимать себя внутренне  тождественными самим себе. В этом случае формируется образ себя, связанный с прошлыми представлениями и определяющейся в будущем.

       2. Значимые другие люди тоже  должны видеть тождественность  и целостность в человеке, т.е. подкрепление сложившегося мнения о себе со стороны значимых людей.

       3. Молодые люди должны достичь  возросшей уверенности в том,  что внутренние и внешние планы  его целостности согласуются  между собой. Их восприятие  себя должно подтверждаться опытом  межличностного общения посредством  обратной связи.

       По  мнению Эриксона, основа для благополучной  юности и достижения идентичности закладывается в детстве.

       В ней объединяются и преобразуются  все предыдущие индефикации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество – задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

       Однако  существует ряд факторов, которые  могут серьезно мешать развитию идентичности:

       1. Развитие идентичности происходит  под сильным влиянием тех социальных  групп, с которыми они себя  индефицируют (кинозвезды, певцы и т.д. или революционные лидеры). В этом случае подавляется сама личности и ограничивается сама идентичность.

       2. Поиск идентичности может быть  достаточно труден для определенных  групп населения: для женщин, когда  их рассматривают как людей  второго сорта, групп социальных  меньшинств и т.д.

       3. Резкие социальные, политические  и технологические изменения  способствуют возникновению чувства  неопределенности, тревоги и разрыва  связей с миром.

       Они представляют угрозу для многих традиционных и привычных ценностей, которые  подростки усвоили еще в детстве.

       Эти условия депривации, неспособность достичь личной идентичности, приводит к кризису идентичности или ролевому смешению. Это проявляется в неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, бесцельности, желание как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, смутное, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши или девушки (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем», если это единственный оставшийся способ самоутверждения.

       Положительное качество, связанное с успешным выходом  из кризиса периода юности - верность, т.е. способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

       Ранняя  зрелость: интимность – изоляция Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Напротив, раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы – то, что знаменует собой период ранней зрелости – дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность – изоляция, - это любовь.

       Средняя зрелость: продуктивность – инертность Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Седьмая стадия рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека.

Информация о работе Концепция теории развития личности Э.Эриксона