Концепция теории развития личности Э.Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Работы Эриксона прочно базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в новых областях и для решения проблем современности. Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании, но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке акцентов.

Содержание

Введение
Теория Э. Эриксона. Развитие личности
Идентичность – одно из основных понятий в теории Эриксона
Стадии развития личности в теории Эриксона
Влияние семьи на становление личности

Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт» 

психолого-педагогический факультет

кафедра психологии 
 
 
 

                                  Реферат

                                    На тему:

Концепция теории развития личности Э.Эриксона.

   
 
 
 
Выполнила студентка 1 курса 5 группы очного отделения  Наумова Оксана  
 
 

Проверила кандидат психологических наук Черных Н.А.

 
 

                                       Борисоглебск   2011 

План.

Введение

  1. Теория Э. Эриксона. Развитие личности
  2. Идентичность – одно из основных понятий в теории Эриксона
  3. Стадии развития личности в теории Эриксона
  4. Влияние семьи на становление личности

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Работы  Эриксона прочно базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в новых областях и для решения  проблем современности. Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании, но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке акцентов. Его называли "недогматичным, эмансипированным фрейдистом". Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные науки.

Эриксон — блестящий, проницательный теоретик и прекрасный писатель. В основе его работ лежит теория циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует рост и развитие человека от рождения до преклонного возраста. Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теория Э. Эриксона. Развитие личности. 

       Ценности  и нормы общества передаются детям  в процессе воспитания.

       Дети, принадлежащие к сообществам  практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают  разные черты личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. Например, в разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени - сольного, отважного охотника в бескрайних прериях – и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношении соплеменников и жестокость в отношении к врагам.

       В племени Юрок, наоборот, дети рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

       Развитие  личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

       Структура личности постепенно складывается в  процессе ее социального развития и  является, следовательно, продуктом  этого развития, эффектом всего жизненного пути человека.

       В основе понимания личности, считает  Эриксон, - лежит знание о том, как она развивается. Он отметает все возражения по поводу индивидуальности развития каждого отдельного человека. Не отрицая индивидуальности как таковой, Эриксон уверен, что есть все-таки общий план развития каждого отдельного человека – все мы сшиты по одной мерке.

       «Пытаясь  понять, что такое развитие, полезно  вспомнить эпигенетический принцип, который вытекает из понимания развития организма в утробе матери. В генерализованном виде этот принцип заключается в следующем: все, что развивается, имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части – каждая имея свое время доминирования, - покуда все эти части не составят способного к функционированию целого».

       Эрик  Эриксон в отличие от многих своих предшественников считает, что развитие личности продолжается в течение всей жизни человека. При этом он выделяет восемь стадий развития, каждая из которых связана с разрешением некой дилеммы.

       «Любая  стадия становится кризисом, поскольку  начинающийся рост и осознание в  какой-то новой части функционирования идут вместе с изменениями энергии  инстинктов и, таким образом, также  обусловливают специфическую уязвимость этой части». 

2. Идентичность  – одно из основных понятий  в теории Эриксона

       Одним из основных понятий в теории Эриксона является эго-идентичность. В некотором  смысле, все развитие человека направлено на поиск этой самой эго-идентичности, хотя основной акцент на эту проблему делается в период юности.

       «Одной  из основных координат идентичности является жизненный цикл, поскольку  мы исходим из предположения о  том, что не только до подросткового  возраста индивид развивает предпосылки  своего психологического роста, умственного  созревания и социальной ответственности  для того, чтобы пережить «кризис  идентичности», пройти через него».

       Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается  все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский  этап, является “нормативный кризис идентичности”. Термин “кризис” употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово “нормативный” имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я - концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными. Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

       Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек  в этот период, является размывание чувства своего “я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить  свою жизнь в определенное русло.

       В качестве второй формы депривации Эриксон называет недостаток материнского внимания, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания. (Когда мать выходит на работу или рожает второго ребенка).

       И наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания могут создать для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у него появляется чувство недоверия.

       Положительное психосоциальное качество, приобретаемое  в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие»- надежда, т.е. доверие, переходит в способность младенца надеяться.

       ИДЕНТИЧНОСТЬ - психосоциальная тождественность  – позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

       Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложиться, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

       Идентичность формируется в юношеском возрасте и является характеристикой достаточно зрелой личности, До этого времени ребенок должен пройти через ряд индефикаций - отождествление себя с родителями, половая индефикация и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, так как с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщает его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие. 
 

3. Стадии развития личности в теории Эриксона

       Описанные Эриксоном восемь возрастных периодов человека представляют его наиболее важный вклад в теорию личности. Центральным звеном этой теории является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Эти стадии являются результатом развертывания плана личности, которые наследуются генетически и каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время.

       Личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, Согласно Эриксону, каждая психосоциальная сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости.

       Ниже  описаны стадии развития личности, какими видит их Эриксон.

       Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Эта стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. В этот период вырабатывается (или не вырабатывается) общее чувство доверия (уверенности). Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Мы рассмотрим первую часть его периодизации развития личности - до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования - идентичности личности.

       Личность  развивается благодаря включению  в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними.

       В каждом личностном качестве, которое  появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

       Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений – доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, например, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать, и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной проблемой.

       Последовательность проявлений этих полярных личностных новообразований отражена в таблице, которая называется:

       Младенческий  возраст - первая стадия развития, где  возникает доверие или недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям зависит от качества получаемой им материнской заботы.

       При прогрессивном развитии личности ребенок  выбирает доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

       Таким образом, чувство доверия не зависит  от количества пищи или от проявления родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства переживаний.

Информация о работе Концепция теории развития личности Э.Эриксона