Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия. Агнозия. Апраксия. Классификация Афазии. А.Р. Лурия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

А. Р. Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и позволяет объяснить его интегративную функцию (Е. Д. Хомская). Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока: а) энергетический блок, б) блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, в) блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Любая ВПФ осуществляется при обязательном участии всех трех блоков. Каждый блок характеризуется особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций .
Первый блок - это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования. Было доказано (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, М. Н. Ливанов), что для нормальной психической деятельности организм должен находиться в состоянии бодрствования (иными словами, кора больших полушарий должна находиться в состоянии тонуса, т. е. иметь определенный уровень возбуждения). Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные системы связей, программировать деятельность, осуществлять контроль над ней. Было установлено, что аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, находятся не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и корковых отделах мозга. Таким аппаратом являются неспецифические структуры разных уровней - ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, лимбическая система, область гиппокампа. Ретикулярная формация представляет собой нервную сеть, в которую вкраплены тела нейронов с короткими аксонами.
Ретикулярная формация имеет ряд особенностей строения и функционирования, благодаря которым обеспечиваются ее основные функции: во-первых, она состоит из восходящей и нисходящей частей. По волокнам восходящей ретикулярной формации возбуждение направляется вверх, оканчиваясь в расположенных выше образованиях (гипоталамусе, древней коре и новой коре). Волокна нисходящей ретикулярной формации имеют обратное направление: начинаясь от новой коры, они передают возбуждение к структурам среднего мозга и ствола мозга. Кроме того, нейроны ретикулярной формации работают по принципу "постепенного накопления возбуждения", т. е. возбуждение распространяется не отдельными импульсами, а градуально, постепенно меняя свой уровень и таким образом модулируя состояние всего нервного аппарата. И, наконец, к ретикулярной формации сходятся волокна (колатерали) от всех анализаторных систем, а также волокна из коры головного мозга и мозжечка. Наличие многочисленных связей в самой ретикулярной формации, конвергенция всех нервных путей на большей части ее нейронов создают дополнительные возможности широкого и одновременного распространения волн возбуждения в первичные, вторичные и третичные зоны коры, а также другие структуры мозга .
Как известно, нервная система всегда находится в состоянии определенной активности и для любого проявления жизнедеятельности обязательно ее наличие. Принято выделять несколько источников активности: в первую очередь, обменные процессы организма, лежащие в основе гомеостаза (белковый, углеводный и т. д.). Затем непосредственный приток информации, поступающей в организм из внешнего мира (от экстерорецепторов). Известно, что в состоянии сенсорной депривации человек впадает в сон, из которого его может вывести лишь поступление новой информации. Перечисленные источники активности свойственны и человеку, и животным. Но у человека помимо этого значительная часть активности обусловлена его планами, намерениями, программами. Формируясь в процессе сознательной жизни, они являются социальными по своему заказу и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней, а потом внутренней речи /22/.

Работа содержит 1 файл

мой зачёт.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

  При поражении третьего функционального  блока мозга характер нарушения  функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден. При поражении  моторной коры затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц). Поражение премоторной коры приводит к нарушению синтеза отдельных движений в единое целое (распад двигательных навыков), поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности. Исследования А. Р. Лурия показали, что в этом случае целенаправленное поведение заменяется "полевым" поведением, нарушается программа выполняемой деятельности, лобный больной не может подобрать адекватные средства деятельности, отсутствует контроль за ее выполнением и коррекция ошибок. При этом наблюдается персеверация (повторяемость) и стереотипизация движений.

  Анализ  особенностей строения и функционирования трех функциональных блоков мозга позволяет  предположить, что каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение всего психического процесса в целом. Выделение этих блоков достаточно условно.

  Аппараты  первого блока мозга обеспечивают необходимый уровень активации остальных блоков, второй блок отвечает за прием, анализ и переработку информации, поступающей из внешней среды, от экстерорецепторов. С одной стороны, эта информация составляет основу для интегративной деятельности третьего блока, а с другой - является одним из источников активности первого блока. Роль третьего блока проявляется в его интегрирующей, регулирующей, модулирующей функции. Обеспечивая важный этап в переработке информации, аппараты третьего блока оказывают модулирующее влияние и на первый и на второй блоки, что приводит как к изменению уровня активации коры, с одной стороны, так и к изменению порогов ощущения и восприятия - с другой.

  Анализируя  взаимодействие блоков мозга с точки  зрения деятельности, следует отметить, что первый блок участвует в формировании мотивов любой сознательной деятельности, второй - обеспечивает операциональную сторону деятельности, а третий - отвечает за формирование целей и программ деятельности. Нарушение работы каждого из этих блоков обязательно приводит к дезинтеграции психической деятельности в целом, но каждый раз по-разному, так как приводит к нарушению соответствующих стадий деятельности.

2. Агнозия

        

 Контрольные вопросы

1. Из каких компонентов  состоит кожная чувствительность?

2. Перечислите составные  компоненты кинестетической  чувствительности.

3. Чем отличаются  друг от друга  волокна типа А,  В и С? 

4. Что такое астериогноз,  механизмы его  возникновения. 

5. Охарактеризуйте  нижнетеменной синдром. 

6. В каких случаях возникает верхнетеменной синдром?

7. Как проявляется  функциональный принцип  в организации  работы кожно-кинестетического  анализатора? 

8. Когда возникают  чувствительные скотомы? 

9. Как проявляется  латерализация в  работе вторичных  зон теменной коры?

10. В чем суть тактильной  алексии? 

 

  Не  любое нарушение процесса ощущения и восприятия является признаком  психического расстройства. Нарушения  возможны при определенных условиях, таких, как временные функциональные нарушения деятельности ЦНС, например, переутомление, а также "зашумленность" внешнего фона восприятия. Патологическими признаются только те расстройства ощущений и восприятия, которые приводят к резкому нарушению познания окружающего и формированию психических расстройств.

  Нарушения чувственного познания можно классифицировать по разным основаниям: по органам чувств или по уровню восприятия.

  По  органам чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), обонятельные и вкусовые расстройства.

  К зрительным расстройствам относят:

  - снижение или усиление остроты  зрения;

  - нарушения цветового восприятия;

  - искажения пространственного восприятия;

  - выпадение отдельных полей зрения;

  - нарушения зрительного узнавания  (агнозии);

  - иллюзии и галлюцинации.

  К нарушениям слуха относят:

  - нарушения восприятия громкости,  высоты, тембра или темпа (ритма)  звуков;

  - нарушения узнавания шумов и  сигналов (слуховая агнозия);

  - слуховые иллюзии и галлюцинации;

  - интероцептивные шумы (ощущение  шума в ушах в отсутствие  внешнего раздражителя).

  К тактильным нарушениям относят:

  - расстройства способности локализации  очага раздражения; 

  - расстройства ощущений давления, температуры, влажности, боли;

  - нарушения различения внешних  признаков объектов;

  - иллюзорные ощущения и осязательные галлюцинации;

  - нарушение восприятия схемы тела.

  К нарушениям обоняния и вкуса относят:

  - частичную или полную потерю  обонятельных или вкусовых ощущений;

  - потерю взаимосвязи между определенным  запахом и вкусом и типичным  для них объектом;

  - инверсию привычных запахов и вкусов (приятные запахи или вкусы воспринимаются как отвратительные или наоборот).

  По  уровню восприятия выделяют следующие  типы нарушений в сфере чувственного познания:

  На  уровне ощущений   На  уровне восприятия   На уровне представлений
  Изменение порога чувствительности   Сенестопатии   Психосенсорные  расстройства   Агнозии   Иллюзии   Галлюцинации

  В основе расстройств восприятия лежит  нарушение процесса идентификации  субъективного образа с воспринимаемым объектом (узнавание). В случае психосенсорных расстройств искажается процесс восприятия объекта или его признаков. В случае агнозий затрудняется процесс узнавания воспринимаемых объектов. 

  Психосенсорные  расстройства возникают у людей, начиная с дошкольного возраста, и обнаруживаются в двух формах:

  1. Искаженное восприятие объектов  внешнего мира: их величины и  размеров, формы, постоянства цветовой  гаммы, пространственного положения  и устойчивости, количества и  целостности, ощущение замедления  или ускорения течения времени.  Встречаются системные искажения восприятия объектов внешнего мира - дереализации. При дереализациях реальный мир представляется мертвым, нарисованным, неестественным, человек может отмечать необычное восприятие освещенности, цветовой раскраски. Мир кажется как бы во сне. Дереализации обычно возникают не раньше возраста 6-7 лет;

  2. Искаженное восприятие собственного  тела: нарушения схемы тела, положения  его частей, веса, объема и т.  д. Системные искажения восприятия  собственного тела называются  деперсонализацией. При деперсонализации человек убежден в том, что его физическое и психическое "Я" каким-то образом изменилось, но объяснить конкретно, как изменилось, он не может. При изменении восприятия телесного облика говорят о соматической деперсонализации. Она проявляется в чувстве измененности, отчужденности или отсутствия частей тела или внутренних органов, а также их функций. Если больной ощущает изменения своего психического "Я", говорят об аутопсихической деперсонализации. Она проявляется в виде недостаточной отчетливости восприятия больным процессов мышления, памяти, чувств и собственно восприятия. Чувство измененности восприятия при деперсонализации носит целостный характер и сопровождается обычно мучительным сопоставлением восприятия в данный момент с воспоминаниями о прежнем восприятии. Синдром соматической и аутопсихической деперсонализации длительно существует при психических расстройствах и редко встречается у детей младше 10-12 лет.

  Возникают психосенсорные расстройства обычно эпизодически (от нескольких секунд до нескольких минут) и обычно сопровождаются чувством страха. Соматические и аутопсихические деперсонализации при психических расстройствах могут существовать длительно. Распад целостности образа восприятия может быть столь выраженным, что становится невозможным узнавание объектов. В этом случае говорят об агнозиях.

  Агнозии - затруднения узнавания предметов и звуков - связаны с нарушениями процесса синтеза (обобщения) признаков в процессе конструирования целостного образа реальности. В целом агнозии связаны с изменениями смысловой стороны восприятия. Они развиваются вследствие поражений коры головного мозга и ближайших подкорковых структур (вторичных и третичных зон слухового, зрительного и тактильного анализаторов). Чувствительность сохраняется, а вот способность к анализу и синтезу информации утрачивается. Обычно агнозии имеют длительный затяжной характер (длятся от нескольких недель до нескольких лет).

  По  органам чувств выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии.

  Зрительные  агнозии подразделяются на:

  - тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);

  - симультанную агнозию (узнавание  предметов и их изображений,  но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);

  - агнозию цвета (цвета различает,  но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);

  - пространственную агнозию (нарушение  ориентировки в пространственных  признаках изображения);

  - лицевую агнозию; 

  - географическую агнозию (неузнавание  маршрута или местности).

  Тактильная  агнозия выступает в виде:

  - астереогнозии (предметы не воспринимаются  на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, - агнозия  текстуры, или агнозия пальцевая,  когда не идентифицируются пальцы  рук);

  - соматогнозии (не узнается схема  своего тела).

  Вторичные зоны теменной коры обеспечивают синтез кожно-кинестетических ощущений. При их поражении возникают более сложные по своей симптоматике тактильные агнозии (нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности). Вторичные зоны теменной области коры больших полушарий занимают большую площадь, и, в зависимости от локализации очага поражения, выделяют два синдрома: нижнетеменной и верхнетеменной.

  Нижнетеменной синдром возникает при поражении  нижних постцентральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица. Он включает в себя следующие симптомы.

  Астериогноз (тактильная предметная агнозия) - больной  не узнает предметы на ощупь при  сохранной сенсорной основе восприятия. При грубых нарушениях может сопровождаться агнозией текстуры объекта.

  Тактильная  агнозия текстуры объекта - больной  не узнает качество материала (шероховатость, гладкость, мягкость и т. п.).

  Пальцевая агнозия (синдром Герштмана) - нарушается возможность узнать и назвать пальцы рук на противоположной руке (с закрытыми глазами).

  Тактильная  алексия (при поражении левого полушария) - с трудом узнают цифры или буквы, написанные на кисти руки. Эта способность  тактильного опознания букв появляется после обучения грамоте.

  Верхнетеменной  синдром возникает при поражении  вторичных зон теменной коры, примыкающих  к первичным зонам, куда поступает  информация от всего тела. Для него характерна соматоагнозия (нарушение  схемы тела), которая проявляется  в расстройстве узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу, особенно при поражении правого полушария (больной игнорирует левые конечности, "теряет" их, увеличивает, уменьшает, удваивает).  

Информация о работе Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия. Агнозия. Апраксия. Классификация Афазии. А.Р. Лурия