Коммуникативные способности педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников изучить коммуникативные способности, умения и навыки педагога, выяснить, как они влияют на профессиональное мастерство.
Задачи контрольной работы:
изучить сущность коммуникативных способностей, умений и навыков педагога;
изучить особенности применения коммуникативных способностей педагога в общении.

Содержание

Введение
1. Понятие коммуникативных способностей педагога…………………………..3
2. Сущность и специфика педагогического общения…………………………...9
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………….. 19

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по музыкальной психологии.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

    II.  Сущность и специфика педагогического общения

    Общение, или, как определяет этот процесс Зимняя И.А, коммуникация – «широкое и ёмкое понятие. Это осознанное и неосознанное, вербальная и невербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса».

    По  мнению В.А. Кан-Калика, «педагогическое  общение в системе «педагог- обучающиеся» является разновидностью профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности организатора, воспитателя, руководителя, мастера производственного обучения. Опыт показывает, что органичный процесс общения, который в системе обыденного взаимодействия протекает как бы сам собой, без особых усилий со стороны общающихся в целенаправленной воспитательной деятельности вызывает определенные трудности. Связано это, прежде всего с тем, что педагог не знает структуры и законов педагогического общения, у него слабо развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом.

    Педагогическое  общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися  на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее  определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

    Основываясь на мнении В.А. Кан-Калика, можно сказать, что  через общение в педагогическом процесс складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Для многих педагогов очевидна истина: отношение к учителю дети часто переносят на предмет, который он преподаёт.

    Педагогическое  общение определяется тройной ориентированностью: личностной, социальной, предметной. Педагог, работая с одним обучающимся  над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, воздействует на каждого обучающего. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, являясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно-ориентированного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения.

    Педагогическое  общение – процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образую динамическую коммуникативную систему.

    «Педагогическое общение – это по своим функциям контактный и дистантный информационный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика» - Клюева Н.В.

    Анализируя  педагогическое общение, Клюева Н.В. отмечает, что оно является основой эффективной  профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворённости, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

    «Специфика педагогического общения обуславливается, прежде всего, его обучающей функцией, которая включает в себя, воспитывающую функцию, так как образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция педагогического общения является ведущей: часть многостороннего взаимодействия учителя – учеников, учеников между собой. В тоже время педагогическое общение отражает и специфику характера взаимодействия людей» - Зимняя И.А.

    При реализации воспитывающей функции  учитель помогает ученику выразить себя, то положительное, что есть в нём. Необходимость в заинтересованности педагога в успехе ученика, который облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

    Продуктивность  педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путём проб и ошибок.

    Основные  трудности, которые испытывает педагог  в общении с учащимися, связанные с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обуславливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподаёт.

    Для понимания сущности технологии педагогического  общения необходимо обращение к  понятию «коммуникативная задача», поскольку процесс професссионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач.

    Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи, имеет те же этапы решения: анализ ситуации, перебор вариантов  и выбор из них оптимального, коммуникативные воздействия и анализ его результатов. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу, педагогическую, носит вспомогательный характер по отношению к ней. Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представить способы его коммуникативной реализации.

    Принято различать общие коммуникативные  задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического  взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, ответ и др. Побуждение имеет, также виды, как приказ, требование, просьба, приглашение.

    Таким образом, в процессе решения коммуникативных  задач педагог реализует две  основные цели: передать учащимся сообщение  или воздействовать на них, то есть побудить к действию.

    Выделены  четыре функциональных ряда коммуникативных  действий учителя: стимулирующие, реагирующие (оценочные и корректирующие), контролирующие, организующие.

    Для учителя, осуществляющего управление учебной деятельностью ученика, важно не только чётко осознавать и дифференцировать типы коммуникативных  действий, направляющих учебную деятельность ученика, но и определять, какими из этих действий могут быть решены педагогические коммуникативные задачи.

    Этапы решения коммуникативной задачи могут быть представлены следующим  образом:

  • ориентирование в условиях общения;
  • привлечение внимание «объекта»;
  • осуществление вербального общения;
  • организация обратной содержательной и эмоциональной связи.

    На  этапе ориентирования в условиях общения происходит сложный процесс  «подгонки» общего стиля общения  к конкретным условиям общения (урока, мероприятия и т.п.). Подобная адаптация опирается на следующие компоненты: осознание педагогом стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе – коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач.

    Здесь происходит конкретизация объекта  общения, в качестве которого может  выступать класс, группа детей или  отдельные воспитанники.

    Этап  привлечения к себе внимания может быть реализован разными приёмами: речевой (вербальное общение с учащимися), пауза с активным внутренним требованием внимания к себе, двигательно-знаковый (применение таблиц, запись на доске), смешенный вариант, включающий в себя элементы трёх предыдущих.

    Продуктивное  профессионально-педагогическое общение  требует тщательного «зондирование  души объекта» (термин К. С. Станиславского). На этом этапе педагог уточняет сложившееся  на предыдущих стадиях представления  об условиях общения и возможных коммуникативных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории к началу продуктивного общения.

    Основной  этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального  общения. Успешность такого общения  предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти: умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня (предвосхищения).

    Заключительный  этап решения коммуникативной задачи – организация содержательной и эмоциональной обратной связи. Содержательная обратная связь даёт информацию об уровне усвоения учебного материла учащимися. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной даёт педагогу информацию об уровне восприятия материала и позновательно-нравственной атмосфере проводимого занятия.

    Педагогическое  общение имеет динамику, соответствующую  логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии:

    1 стадия – моделирование педагогического общения связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. На этой стадии происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия. Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы. Это определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия, позволяет педагогу представить своё коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

    2 стадия – организация непосредственного общения, во время которого педагог берёт на себя инициативу преимущество в управлении общением. Здесь происходит и конкретизация объекта общения (обычно класс в целом).

    Важным  моментом является привлечение педагогом  внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

    3 стадия – управление общением, суть которого состоит в коммуникативном  обеспечении применяемых методов  воздействия. Управление общением  складывается из конкретизации модели общения, уточнение условий и структуры общения, осуществления непосредственного общения.

    Основным  условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет  решать ряд стратегических и тактических  задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.

    4 стадия – анализ хода и результатов  осуществлённой технологии педагогического  общения. Чаще всего она называется  стадией обратной связи в общении  и по своему содержанию и  технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Главное значение этой стадии диагностически-коррекционное.

    Исходя  из того, что педагогическое общение  направлено на создание оптимальных  условий для развития каждой личности, необходима реализация следующих воспитательно-дидактических целей:

  • создание наилучших условий для развития мотивации учения и творческого характера учебной деятельности;
  • способствование формированию личности;
  • поддержание благоприятного для каждого учащегося эмоционального климата;
  • стимулирование процессов самопознания, самовоспитания, создание адекватной самооценки;
  • организация условий для самореализации учащихся;
  • обеспечение условий для психической, социальной и физической активности.

    В целом педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Важно создать обстановку психологической безопасности для другого человека, помочь ему разобраться в своих проблемах и самостоятельно найти выход из них, принять другого человека с его непохожестью на остальных, создать условия для раскрытия индивидуальности каждого человека.

Информация о работе Коммуникативные способности педагога