Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:25, контрольная работа
Цель данной работы – на основании литературных источников изучить коммуникативные способности, умения и навыки педагога, выяснить, как они влияют на профессиональное мастерство.
Задачи контрольной работы:
изучить сущность коммуникативных способностей, умений и навыков педагога;
изучить особенности применения коммуникативных способностей педагога в общении.
Введение
1. Понятие коммуникативных способностей педагога…………………………..3
2. Сущность и специфика педагогического общения…………………………...9
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………….. 19
Содержание
Введение
1. Понятие
коммуникативных способностей
2. Сущность и специфика педагогического общения…………………………...9
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Многочисленные
исследования учёных и практика показывают,
что молодые педагоги, начинающие
свою педагогическую деятельность, испытывают
трудности в налаживании
Педагог
постоянно осуществляет многогранную
коммуникативную деятельность. Вот
почему такую важную роль приобретает
обучение основам профессионально-
Умения и навыки педагогической техники предполагают умение выбрать правильный стиль и тон в обращении, управление вниманием, собственным психическим состоянием, владение техникой интонирования для выражения разных чувств, что в свою очередь сильно облегчает общение педагога и ученика. Это и объясняет актуальность выбранной темы.
Анализируя коммуникативные способности и навыки педагога, выделяемые в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что среди них можно выделить две группы:
Цель данной работы – на основании литературных источников изучить коммуникативные способности, умения и навыки педагога, выяснить, как они влияют на профессиональное мастерство.
Задачи контрольной работы:
I. Понятие коммуникативных способностей педагога
Проблема
продуктивного общения и
Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
С другой стороны, коммуникативные навыки нередко характеризуются через уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических дисциплин, таких как, например, лингвистика, риторика (знание и умение уместно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение норм орфоэпии и т. д.). Эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи. К коммуникативным умениям относят также такие, которые необходимы человеку для адекватного выражения своей мысли или понимания чужой. Например, умение придерживаться темы высказывания, раскрыть основную мысль высказывания, определить тему и основную мысль чужого высказывания, подобрать аргументы для доказательства своей мысли.
Именно
умение организовывать длительное и
эффективное взаимодействие с учащимися
является одним из важных качеств
педагога. Данное умение обычно связывают
с коммуникативными способностями
педагога. Владение профессионально-педагогическим
общением - важнейшее требование к личности
педагога в том ее аспекте, который касается
межличностных взаимоотношений.
Согласно определению Н.В. Клюевой, «коммуникативные способности – это способности устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю». Эти способности связаны с созданием официальных норм и правил поведения и проявляются в сложной системе педагогической деятельности учителя:
1)
взаимоотношения его с
2) с учителями разных предметов;
3) с администрацией школы;
4)
с родителями (разных возрастов,
разного социального положения)
5) с людьми, организующими внеучебную деятельность.
Коммуникативные
способности проявляются в
Основу коммуникативных способностей учителя составляет умение ладить с разными людьми в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях. Сглаживание остроты ситуации обеспечивается подситуативным подходом к осмыслению, пониманию и реагированию на происходящее.
Если структура способностей является своеобразным отражением структуры деятельности, то главными компонентами педагогических способностей являются конструктивный, организаторский и коммуникативный. Общей для них является способность к анализу и обобщению в конструктивной, организаторской и коммуникативной областях деятельности и перестройка собственной деятельности и поведения на этой основе (гностический компонент).
Коммуникативная деятельность педагога имеет две основные стороны:
1)
умение педагога
2)
способность личности
Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных вывода:
1. Разговор о способностях к педагогическому общение не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.
2.
Когда речь идёт о
Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нём; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя.
Способности,
проявляемые в действиях
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.
Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также её социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перцептивные; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения.
А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность», связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели»
Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.
Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, так как по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнёру по общению.
«Невербальное
поведение человека неразрывно связано
с его психическими состояниями
и служит средством их выражения.
На основе невербального поведения
раскрывается внутренний мир личности,
осуществляется информирование психического
содержания общения и совместной деятельности.
Люди довольно быстро научаются приспосабливать
своё вербальное поведение к изменяющимся
обстоятельствам, но язык тела оказывается
менее пластичным.