Коммуникативные способности педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников изучить коммуникативные способности, умения и навыки педагога, выяснить, как они влияют на профессиональное мастерство.
Задачи контрольной работы:
изучить сущность коммуникативных способностей, умений и навыков педагога;
изучить особенности применения коммуникативных способностей педагога в общении.

Содержание

Введение
1. Понятие коммуникативных способностей педагога…………………………..3
2. Сущность и специфика педагогического общения…………………………...9
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………….. 19

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по музыкальной психологии.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Содержание 

  Введение

1. Понятие  коммуникативных способностей педагога…………………………..3

2. Сущность  и специфика педагогического  общения…………………………...9

Заключение………………………………………………………………………….17

Список  литературы……………………………………………………………….. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Многочисленные  исследования учёных и практика показывают, что молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность, испытывают  трудности в налаживании педагогического  общения, взаимоотношений с учениками  в сфере личностных контактов. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативных способностей. Только преподаватель с соответствующим уровнем мастерства сможет прививать  ученикам культуру общения. Следует также отметить, что основу педагогического мастерства закладывает коммуникативные способности педагога.

       Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность. Вот  почему такую важную роль приобретает  обучение основам профессионально-педагогического общения в системе профессионально-творческой подготовки учителя.

       Умения  и навыки педагогической техники  предполагают умение выбрать правильный стиль и тон в обращении, управление вниманием, собственным психическим  состоянием, владение техникой интонирования для выражения разных чувств, что в свою очередь сильно облегчает общение педагога и ученика. Это и объясняет актуальность выбранной темы.

    Анализируя  коммуникативные способности и  навыки педагога, выделяемые в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что среди них можно выделить две группы:

  • общие коммуникативные умения и навыки (формирующиеся либо стихийно, либо целенаправленно - в процессе саморазвития или в рамках тренинговых групп);
  • специальные педагогические коммуникативные умения и навыки (формирующиеся в ходе специально организованных практических занятий, а также в педагогической практике).

    Цель  данной работы – на основании литературных источников изучить коммуникативные  способности, умения и навыки педагога, выяснить, как они влияют на профессиональное мастерство.

    Задачи  контрольной работы:

  • изучить сущность коммуникативных способностей, умений и навыков педагога;
  • изучить особенности применения коммуникативных способностей  педагога в общении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. Понятие коммуникативных способностей педагога

    Проблема  продуктивного общения и коммуникации актуальна для педагогики. Неслучайно в психолого-педагогической литературе используются термины «коммуникативные умения», «коммуникативные навыки», «коммуникативная компетентность».

    Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

    С другой стороны, коммуникативные навыки нередко характеризуются через  уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических дисциплин, таких как, например, лингвистика, риторика (знание и умение уместно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение норм орфоэпии и т. д.). Эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи. К коммуникативным умениям относят также такие, которые необходимы человеку для адекватного выражения своей мысли или понимания чужой. Например, умение придерживаться темы высказывания, раскрыть основную мысль высказывания, определить тему и основную мысль чужого высказывания, подобрать аргументы для доказательства своей мысли.

    Именно  умение организовывать длительное и  эффективное взаимодействие с учащимися  является одним из важных качеств  педагога. Данное умение обычно связывают  с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. 

    Согласно  определению Н.В. Клюевой, «коммуникативные способности – это способности устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю». Эти способности связаны с созданием официальных норм и правил поведения и проявляются в сложной системе педагогической деятельности учителя:

    1) взаимоотношения его с учениками  разного возраста по разным  поводам;

    2)  с учителями разных предметов;

    3) с администрацией школы;

    4) с родителями (разных возрастов,  разного социального положения);

    5) с людьми, организующими внеучебную деятельность.

    Коммуникативные способности проявляются в установлении и поддержании контактов с  детьми,  в правильном построении взаимоотношений с ними.

    Основу  коммуникативных способностей учителя  составляет умение ладить с разными  людьми в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях. Сглаживание остроты ситуации обеспечивается подситуативным подходом к осмыслению, пониманию и реагированию на происходящее.

    Если  структура способностей является своеобразным отражением структуры деятельности, то главными компонентами педагогических способностей являются конструктивный, организаторский и коммуникативный. Общей для них является способность к анализу и обобщению в конструктивной, организаторской и коммуникативной областях деятельности и перестройка собственной деятельности и поведения на этой основе (гностический компонент).

    Коммуникативная деятельность педагога имеет две  основные стороны:

    1) умение педагога целенаправленно  изменять свои отношения с  учащимися, учитывать субъективные  и объективные условия, выбирать необходимую стратегию и тактику поведения в ситуации общения, то есть самоуправление своим общением.

    2) способность личности учитывать,  предвидеть, планировать влияние  тех коммуникативных средств  и методов, из которых складывается  акт общения, на процесс обучения в целом и на взаимоотношения учащихся в коллектив. Преподаватель, являясь субъектом управления, одновременно есть субъект самоуправления.

    Прежде  всего, заметим, что коммуникативные  способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных вывода:

    1. Разговор о способностях к  педагогическому общение не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.

    2. Когда речь идёт о способностях  к педагогическому общению, то  ограничиваться разговорами об  общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий. В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя. Рассмотрим каждую из выделенных групп коммуникативных способностей более детально и одновременно наметим те проблемы, которые могут возникать в процессе педагогического общения из-за недостаточного развития этих способностей.

    Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нём; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.

    Познание  человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

    Умение  правильно оценить  ситуацию общения  – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение   вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя.

    Способности, проявляемые в действиях человека по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами  собственного поведения, которые важны  для установления нормальных взаимоотношений  с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков. Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании даёт социально-психологический тренинг.

    Особой  сферой проявления способности к  педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

    Коммуникативные способности – это комплексное  многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также её социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перцептивные; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения.

    А.А. Кидрон под коммуникативными способностями  понимал «общую способность», связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели»

    Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем  виде выражается в способности устанавливать  социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к  взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.

    Коммуникативные способности – это во многом степень  успешности использования вербальных и невербальных средств общения, так как по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному  – отношение к партнёру по общению.

    «Невербальное поведение человека неразрывно связано  с его психическими состояниями  и служит средством их выражения. На основе невербального поведения  раскрывается внутренний мир личности, осуществляется информирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коммуникативные способности педагога