Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:13, реферат

Описание работы

Поэтому они относительно более доступны изучению, что является причиной поистине безграничного материала, полученного при их исследовании. Ни одна другая сторона управления не изучена в такой мере, как коммуникативная; ни об одной иной сфере не написано такого большого количества книг.
Для психологической характеристики управленческой деятельности главное значение, однако, имеет не внешняя сторона коммуникации, а те психические процессы, явления и закономерности, которые лежат в их основе и обеспечивают коммуникативное поведение руководителя.

Содержание

Введение 3
1 Коммуникативное поведение руководителя 5
2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 8
3 Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

Психология_Реферат.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Децентрация означает условный отказ от своего «Я» и принятие в качестве «центра» своей индивидуальности образа «Я»  другого человека. Миропонимание  строится при этом по принципу «как бы это сделал другой, исходя из черт его «Я».

     Проекция  означает, что при идентификации  себя с другим этот «другой» одновременно наделяется теми чертами, которыми обладает сам индивид, который осуществляет идентификацию.

     Атрибуция - процесс причинного объяснения поступков, мыслей, высказываний других людей. Процессы атрибуции позволяют «перекинуть мост» от восприятия коммуникативной информации к ее осмыслению и являются поэтому одним из основных регулятивных средств, обеспечивающих эффективность коммуникации.

     Следующий процесс — процесс аттракции обеспечивает формирование эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, в частности к партнеру по коммуникации.

     Аффилиация  в широком смысле определяется как  потребность, стремление человека к включению в какую-либо группу, а в узком — как одна из причин контактного коммуникативного поведения.

     Одним из достаточно сложных коммуникативных  процессов, который выступает уже  фактически как определенная система специфических действий, является фасцинация (от англ. fascination — очарование). Это — специально организованное вербальное и не вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантической информации при восприятии сообщения адресатом.

     

  • 3 Рефлексивные процессы в управленческой деятельности
  •  

         Все рассмотренные процессы и явления  находят свое комплексное проявление в наиболее общем и наиболее важном коммуникативном процессе — процессе рефлексии.

         Рефлексия обладает наивысшей степенью сложности среди всех известных сегодня процессов психики. Она выступает как продукт интеграции всех трех основных классов психических процессов — когнитивных, регулятивных и коммуникативных. Ее результатом является то, что у человека возникает феномен сознания. Сознание — это результативная сторона рефлексии, но одновременно — и ее условие.

         Как специфическая для человека способность, рефлексия — это принципиально  присущая ему возможность восприятия не только внешнего, но и внутреннего  мира.

         Рефлексию нужно рассматривать в контексте общения, коммуникации, т.е. в ситуациях, где она обеспечивает понимание себя и другого, формирование образов своего и чужого «Я».

         В структуре рефлексии различают  четыре ее основных аспекта, в зависимости  от той функции, которую она призвана реализовать.

         1. Кооперативный аспект - предполагает опору на рефлексивную антиципацию — прогнозирование и предвосхищение ответных действий посредством постановки себя в позицию других.

         2. Коммуникативный аспект. Рефлексия рассматривается в качестве необходимого компонента общения и межличностного восприятия; как специфическое средство познания человека человеком.

         3. Личностный аспект. Он проявляется в способности человека строить новые образы себя в результате общения с другими людьми и активной совместной деятельности.

         4. Интеллектуальный аспект. Рефлексия как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, осуществлять произвольную регуляцию интеллектуальной деятельности.

         Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах — в зависимости от функций, которые она выполняет во времени:

         - Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию; осмысление ее элементов; способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

         - Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной в прошлом деятельности, прошедших событий.

         - Перспективная рефлексия включает в себя размышления о предстоящей деятельности, планирование и представление о целях и будущих результатах, а также выбор наиболее эффективных способов ее выполнения и прогнозирование вероятного исхода деятельности.

         Рефлексивные  процессы занимают ведущее положение при реализации любой из основных управленческих функций. Их эффективность определяется точностью произвольного контроля за ними, что требует первоочередного «подключения» именно рефлексивных процессов. Психологические исследования показывают, что именно свойство рефлексивности имеет наибольшее количество связей и зависимостей с основными параметрами интеллектуальной деятельности .

         Наряду  с этим установлены и некоторые  психологические особенности структуры  самосознания руководителя. Так, неотъемлемой частью общения в ходе выполнения любой управленческой деятельности является процесс получения обратной связи.

         Специальные исследования показали, что между  уровнем рефлексивности и эффективностью управленческой деятельности нет прямой связи. Лучшими в своем деле оказались руководители, у которых способность к самоанализу, к восприятию внутреннего мира других людей была на среднем (хотя и достаточно развитом) уровне .

         В узком — специальном смысле под  рефлексивным управлением понимается особая тактика воздействий на других, в основе которой лежит проекция собственных способов поведения в той или иной ситуации на прогнозируемое поведение других людей.

         Такое переосмысление включает пять главных и взаимосвязанных процессов.

         - Преобразование прямых управленческих воздействий в кооперативно-партнерские взаимодействия, которые работают не по сиюминутным, а по долговременным интересам и целям.

         - Перевоплощение руководителя, а также его сотрудников в такие роли, которые расширяют и обогащают внешние и внутренние контакты.

         - Переоценка на этой основе своих обязанностей, возможностей, желаний, стремлений на меняющихся путях партнерского взаимодействия.

         - Переструктурирование управленческих отношений руководителя в новую организацию совместного делового партнерства по долговременным интересам и конечным результатам с делегированием полномочий «снизу вверх» и «сверху вниз».

         - Переакцентирование руководителя с одной системы управленческих ценностей на другую, которая закрепляет новый способ мышления и поведения. 

         

  • Заключение
  •  

         С практической и теоретической точек зрения большое значение имеют правила и требования, соблюдение которых лежит в основе эффективного коммуникативного поведения руководителя. Поэтому в работе рассмотрено коммуникативное поведение руководителя.

         Все формы коммуникативного поведения  руководителя базируются на определенных психологических феноменах и  закономерностях, объективно возникающих  в процессах коммуникации. В работе исследованы коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности.

         Все рассмотренные процессы и явления  находят свое комплексное проявление в наиболее общем и наиболее важном коммуникативном процессе — процессе рефлексии. В связи с этим в работе проанализированы рефлексивные процессы в управленческой деятельности. 

     

         

         

  • Список  используемой литературы
  •  
         
    1. Ааданов И. Д. Практический менеджмент. М, 1995.
    2. Карнсги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1994.
    3. Карпов А. В.  Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
    4. Красовский Ю.Д Управление поведением в фирме. М., 1997.
    5. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1983.
    6. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1970.

     

         

    Информация о работе Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности