Коммуникативные неудачи – формы проявления и стратегия преодоления – в естественной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 03:28, реферат

Описание работы

Целью работы является попытка осветить явление так называемых коммуникативных неудач, которое связано с понятием естественной коммуникации. Очевидно, что коммуникативная сущность языка наиболее ярко отражается в диалоге, а потому вышеуказанное явление коммуникативной неудачи (КН) будет рассматриваться в данной работе на материале текстовых извлечений из серии книг, представляющих собой диалоги между отцом и его одиннадцатилетним сыном и являющихся по сути диалоговыми листами к радиоспектаклю

Содержание

Введение……………………………………………...1
1. Коммуникативные неудачи в контексте лингвистической прагматики и теории речевых актов…………………………………………...5
2. Коммуникативные неудачи в диалогической речи…………………………………………...11
3. Коммуникативные неудачи в ходе общения……………………………………...16
4. Причины возникновения коммуникативных неудач………………………………………...19
5. Стратегии преодоления коммуникативных неудач в естественной коммуникации…….31

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Диалогическое общение детерминирует каждого  из участников по-разному и поэтому  является важным условием проявления и развитие индивидуальности коммуникантов. Реальный акт непосредственного диалогического общения охватывает одновременно несколько функций, таких, например, как передача и прием информации, регуляция поведения людей друг к другу, познание людьми друг друга, взаимная стимуляция, контроль и коррекция действий, функции, относящиеся к детерминации эмоциональной сферы человека. Причем по отношению к каждому коммуниканту эти функции могут реализовываться по-разному. Так, например, акт общения, являющийся для одного из коммуникантов передачей информации, для другого может выступать в функции эмоциональной разрядки. Диалогическая речь всегда имеет конкретно-ситуативный характер и протекает соответственно тому, как складываются отношения между участниками.

Диалогический процесс общения развертывается как последовательность циклов, каждый из которых представляет собой акт взаимодействия партнеров по общению. Исходя из своей интенции и опираясь на свой, общий с адресатом фонд знаний, говорящий строит высказывания, осуществляя референцию и предикацию с помощью разных языковых средств, которые передают установки коммуникантов на интерпретацию данного высказывания и шире – прагматической информации, то есть, на отношение говорящего: к действительности, к содержанию сообщения, к адресату.

Начальной фазой диалога  является фаза установки  контакта (воздействие  на систему мотивов, выработка установки  на общение).Таким  образом, выстраивается  база, относительно которой строится дальнейший процесс  коммуникации.

  Контакт – психологическое  состояние, имеющее начало (потребности, мотивы), вид – строевые составляющие, сопровождающие  состояние и выход – речевое проявление . Способ контакта, реализуемый в речевой форме, для осуществления воздействия, должен быть смежным интенции говорящего.

  Сильное влияние на контакт оказывает параметр направленности ( параметр адреса, мотивационной базы, ориентировки и инициативы контакта), который является подвижным, т.е., способен изменять направление и интенсивность в зависимости от условий контакта и внутренних характеристик коммуниканта. Очень важными на данной стадии развертывания диалога являются

средства  привлечения внимания говорящего к себе, к речевой форме, к смыслу сообщения; часто сопровождаются мимикой, жестикуляцией, позой.

Способ  представления сообщаемого задает возможность и вид взаимодействия. Развитие и переформирование этого процесса происходит вслед за развитием и усложнением всей внутренней структуры личности.   Способ представления сообщаемого обусловливает говорение (важность контактных речевых средств), регулирует процессы восприятия и понимания.

Параметр  установления и протекания контакта во многом определяется показателями способа представления  сообщаемого, также  обусловлен степенью осознанности ценности контакта, его соответствия потребностям и мотивам и степенью реагирующей активности. Речевая форма реагирования предлагает, прежде всего, определения мотива, побудившего именно данную реакцию. Поэтому коммуникантам, во избежание коммуникативной неудачи, необходимо правильно интерпретировать совокупность показателей речевой формы. На условиях контакта, несомненно, отражается и социальный признак.

Итак, коммуникативный  цикл  начинается с выявления задачи, которая возникает  в ходе взаимодействия, и завершается  согласованием индивидуальных решений. Последовательность этих циклов не определяется какой-либо заранее сформированной программой, предначертанным планом, но направляется самим ходом выполняемой совместной деятельности. Важной стороной процесса диалогического общения является осознание говорящими в рамках данной коммуникативной ситуации своих стратегий, которые при отсутствии коммуникативной неудачи  должны быть реализованы. На завершающей фазе процесса общения осуществляется согласование результатов взаимодействия, их контроль и коррекция, вырабатываются общие позиции участников диалога (или, наоборот, их размежевание). Это выражается в согласовании (в рамках рассматриваемого явления -  в рассогласовании) сформированных в процессе общения представлений, понятий, решений, принципов и стратегий совместной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Коммуникативные   неудачи в ходе общения 

Под коммуникативной  неудачей понимается вид прагматического  непонимания партнеров в процессе реализации типовой цели диалогического взаимодействия. Таким образом,  коммуникативные неудачи, как явление интерактивного порядка в процессе диалогического общения, должно рассматриваться при учете деятельности обоих коммуникантов. Основополагающие идеи такого подхода к рассматриваемому явлению принадлежат Калининской прагматической школе И.П.Сусова.

Итак, коммуникативное  рассогласование затрагивает как  говорящего, так и слушающего. В  нашем случае речь идет о двух участниках, которые взаимодействуют друг с  другом, обмениваясь репликами в  диалоге. При этом оба коммуниканта являются активными в процессе общения, поскольку они должны так или иначе ориентироваться друг на друга, пытаясь распознать намерения и предугадать реакции собеседника, чтобы смоделировать ситуацию общения и спрогнозировать ее дальнейшее развитие. В процессе реализации своего речевого замысла коммуникант выполняет одновременно и функцию реципиента, так как должен воспринять ответную реплику партнера. Кроме того, говорящий действует в определенных социальных и межличностных условиях общения, имея  определенные цели и мотивы. Следовательно, успешная коммуникативная деятельность партнеров обусловливается с одной стороны пониманием, а с другой – способностью говорящего правильно учесть фактор адресата.

Основной  целью коммуникации является установление взаимопонимания между партнерами на основе имеющийся информации. Понимание происходит при наличии определенного рода активности реципиента, которая заключается в том, что он опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), осуществляет вероятностное прогнозирование относительно намерений говорящего и производит декодирование высказывания, то есть, расшифровку общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком. Именно понимание ставит коммуникативную деятельность партнеров в прямую зависимость от возможных результатов и выполняет регулятивную функцию диалогического взаимодействия партнеров. Регулятивная сторона  общения в диалоге как в процессе обмена  вербальными и невербальными действиями по образцу определенного фрейма (типа), где деятельность коммуникантов строится на знаниях – иллокутивных, языковых, интерактивных, регулятивных, энциклопедических и т.д. Смысл регулятивной функции сводится к организации успешного взаимодействия коммуникантов. Значение высказывания может быть разным в зависимости от того, в каком неречевом, социальном контексте оно употреблено.

В ходе понимания реципиент устанавливает  внутри высказывания определенные смысловые  связи, которые составляют в совокупности смысловое содержание данного высказывания. В результате осмысления реципиент может прийти к пониманию или непониманию смыслового содержания высказывания (последнее влечет за собой коммуникативную неудачу).

Согласованное взаимодействие в диалоге направлено на достижение глобальной цели речевого акта, которая достигается при помощи реализации частичных целей на уровне отдельных фразовых речевых ходов. В случае, когда нарушается координационная сторона диалогического общения, диалогические шаги , используемые для типового иллокутивного сценария, не выполняют своей функциональной предназначенности, однако  диалог при этом не прерывается. При коммуникативной неудаче не происходит перехода к новой ступени реализации глобальной цели диалога, отсутствует понимание партнерами задачи согласованного продвижения к успешному результату коммуникации, хотя сохраняется очередность обмена репликами. Таким образом, коммуникативную неудачу можно определить как «сбой в общении, при котором определенные речевые произведения не выполняют своего предназначения».8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Причины  возникновения коммуникативных  неудач 

Итак, речевая  деятельность должна характеризоваться  условиями успешности при реализации прагматической цели в диалоге. Именно  соблюдая эти условия ,  коммуниканты могут осуществлять согласованное общение друг с другом. Коммуникативные неудачи возникает в случае, когда не правильно интерпретирована иллокутивная сила высказывания и , соответственно, не может произойти прагматического понимания высказывания. Следует отметить , что в рассматриваемом случае неуспешность речевых актов зависит от личностных факторов, а социальная ситуация занимает второстепенное место.

Существует  ряд факторов человеческого общения, которые ведут к возникновению  коммуникативной неудачи. Поскольку  в данной работе рассматривается диалогическая речь, то причины возникновения коммуникативных неудач следует искать и в высказывании говорящего , и в непосредственном восприятии этого высказывания   реципиентом.

Прежде  всего, как речевая компетенция  обоих коммуникантов, так и их фоновые знания и представления о мире могут не совпадать. Это может привести к тому, что смысл и референция, которыми говорящий снабжает свое высказывание, не совпадают с тем, который приписывает высказыванию реципиент. В этом случае можно сказать ,что говорящий не учитывает фактор адресата , в результате чего возникает коммуникативное рассогласование внутри диалога. Интерпретируя высказывание реципиент, следуя неверно выбранному фрейму, с которым должен  соотноситься событийный план высказывания, соответственно неправильно выводит значение всего речевого акта. Коммуникативная неудача может возникнуть и в следствие неверного толкования действий говорящего, т.е. его мимики, жестов и прочих экстралингвистических факторов. Реакция слушающего в данном случае чаще всего выражается в переспросах. Причем о коммуникативной неудаче имеет смысл говорить  и при неадекватной реакции реципиента на высказывание говорящего, потому как иллокутивные силы интерпретируются реципиентом неправильно, и цель коммуникации остается не достигнутой. Таким образом, источники коммуникативного рассогласования могут быть обусловлены как внешними факторами ситуации, так и внутренними личностными характеристиками. Коммуникативная неудача характеризуется прежде всего информативной неполноценностью, обусловленной как семантическими факторами, так и особенностями структуры диалогической речи.

Так, на основе  вышесказанного , при учете  имеющегося материала , а также в  свете работ А.А. Леонтьева, И.П. Сусова, А.А.  Романова можно выделить следующие причины возникновения коммуникативных неудач (мы не будем останавливаться на КН, причиной которых послужили неидентичность используемого языкового кода или помехи нелингвистического характера) : 

  • a)

отсутствие  четких сигналов установления и поддержания речевого контакта со стороны говорящего и сигналов поддержания речевого контакта со стороны слушающего

№1

  1. Sohn: Papa, Charly hat gesagt, sein Vater hat gesagt, die werden sich noch so volfressen mit ihrer Diät, dass sie platzen!!
  2. Vater: Was los?! Schrei mir  gefälligst nicht so in die Ohren… (4,стр.24)
 
 

№2

  1. Sohn: Papa, Charly hat gesagt, sein Vater hat gesagt, so ein Nächster, der kann gar nicht weit genug weg sein  - zum Kümmern!
  2. Vater: Wie bitte? Was ist nun schon wieder los?

( 4 ,стр.66) 

№3

  1. Sohn: Papa? Charly hat gesagt? sein Vater hat gesagt? die im Fernsehen interessiert das gar nicht? ob die Zuschauer aus ihrem Gerede scghlau werden…

Der Vater räuspert sich geistesabwesend.

Er sagt, die wollen bloss?,dass jeder merken soll, wie klug sie selber sind!

  1. Vater noch nicht bei der Sache: Was ist nun schon wieder los? Ich versteh kein Wort…

( 4, стр.83) 

№4

  1. Sohn: Papa? Charly hat gesagt, sein Vater hat gesagt – die sollen nicht so viel mit uns rummeckern!
  2. Vater: Wer die?

( 4, стр.100) 

Всего найдено 22 примера, которые можно отнести к данной категории.

К1 (Sohn) в данном случае изначально неправильно определяет свою роль в коммуникативном процессе, делает неверный шаг по установлению контакта, при этом ему не удается в полной мере активизировать внимание  адресата , о чем последний сигнализирует переспросами. Такое речевое поведение адресата можно объяснить также и незаинтересованностью в поддержании диалога или занятостью реализацией других намерений. Таким образом, происходит нарушение принципа Кооперации, так как К2 (Vater) не прилагает усилий к тому, чтобы распознать интенцию, содержащуюся в высказывании К1. Кроме того очевидна некоторая некомпетентность К1 относительно умения строить высказывание, ориентированное на сосредоточение внимания на заданной теме со стороны К2, вследствие чего не достигается желаемый прагматический эффект. Реплики К1 характеризуются также некой семантической отрывочностью относительно объективной картины мира или хаотичностью подачи информации , что также затрудняет концентрацию внимания К2. 
 

  • б)

Информация о работе Коммуникативные неудачи – формы проявления и стратегия преодоления – в естественной коммуникации