Коммуникативное мастерство врача и эффективное взаимодействие с пациентом

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:09, реферат

Описание работы

Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

Содержание

Введение 2
1.Эффективная коммуникация врач-пациент. 3
1.1 Дружелюбный пациент 4
1.2. Экспрессивный пациент 5
1.3. Директивный пациент 6
4. Пациент-аналитик 7
2.Сотрудничество - эффективная стратегия взаимодействия врача с пациентом 9
3. Эффективное взаимодействие с пациентом на примере врача-
стоматолога 15
4.Теория резонанса 16
5.Убеждения врача 17
Заключение 19
Литература

Работа содержит 1 файл

Педагогика.Комуниативное мастерство врача и эффективное взаимодействие врача с пациентом.docx

— 46.90 Кб (Скачать)

Таким образом, изучив все вышеизложенное, можно проанализировать ситуацию на примере взаимодействия врача-стоматолога  с пациентом. 

3.Эффективное взаимодействие с пациентом на примере врача-стоматолога.

В этом разделе говорится  о некоторых  особенностях общения и как этим может профессионально пользоваться врач-стоматолог. «Дело в том, что лечение зубов – это не только механическое воздействие на зуб как на предмет, например, как слесарь или механик исправляет поломку, но и живое общение двух людей – врача и пациента и всёго того, что из этого возникает. Идеальная ситуация для врача – это спокойный подготовленный пациент, который молча принимает все процедуры, который

расслабленно  лежит в кресле и который выражает особую благодарность после лечения, и приводит к Вам всех своих знакомых и родственников. Но всегда ли так бывает? К сожалению, к врачу часто приходят тогда, когда уже не могут терпеть боль и бывает такое, что пациент с ужасом ждёт самой процедуры и боится и нервничает всю процедуру

лечения. Что Вы обычно делаете в таких  ситуациях? Как Вы себя ведёте? А  знаете ли Вы, что Ваше отношение и поведение может снижать опасения пациента или, наоборот, усиливать их? Все это можно найти в теории резонанса».

    4.Теория резонанса.

Теория  резонанса гласит: «Изменения в поведении  одного человека приводит к изменениям в поведении другого человека». Таким образом, и пациент, и врач воздействуют друг на друга своим  поведением. Так врач может успокоить  пациента или, наоборот, «завестись»  от тревожного или раздражённого  пациента. Дело в том, что в зоне личного контакта (на расстоянии до одного метра) мы может обмениваться различными состояниями и эмоциями. Можно транслировать спокойствие  и принятие или напряжение и с  этим нужно что-то делать. Врач должен научиться с одной стороны  пропускать напряжение пациента мимо себя и с другой стороны, - уметь  самому транслировать спокойствие  и поддержку. Почему это должен делать именно врач? Потому что  это его  работа и  врач также должен позаботиться о своём собственном состоянии, т.к. это сказывается на его здоровье. Таким образом, врач должен уметь  делать саморегуляцию и

уметь влиять на состояние своего пациента, если такое представляется возможным. Но как именно это делать, ведь в  институте этому практически  не учат?

Теория  резонанса говорит, что другой человек  приходит в резонанс, когда находится  в таком же состоянии, т.е. если пациент напряжён и напряжён сам врач, то напряжение у обоих от этого только усилится, т.к. будет резонировать друг в друге. Поэтому, кто-то должен успокоиться первым и «послать» сигнал успокоения другому. Это должен сделать врач и дать понять пациенту, что тот (пациент) находится в надёжных и поддерживающих руках.

Обычно  напряжение возникает в теле в  каких-то конкретных группах мышц и  затем переходит в эмоциональную сферу. Чтобы этого не допустить – врачу следует сразу отследить напряжение в теле и «раскачать» его - пошевелить этой частью тела (чтобы напряжение не задержалось в конкретной группе мышц) и сознательно расслабить эту часть тела. Тогда напряжение как некая энергия не будет фиксироваться в теле, и будет трансформироваться в спокойствие и уверенность. Что самое интересное, - клиент может бессознательно это считывать и использовать как подсказку для себя, чтобы не удерживать напряжение и расслабляться.

Также, врачу полезно визуализировать (представлять) напряжение как некоторую энергию в виде света, цвета или предмета и мысленно представлять, как она трансформируется: распределяется по телу, рассасывается, улетучивается и другое.

Нужно просто довести навык расслабления и позитивной визуализации до автоматизма, чтобы это срабатывало на бессознательном уровне само!

Если  клиент выражает Вам своё напряжение вслух, то просто мысленно пропускайте мимо себя его слова как ветер, представляя как его слова огибают вас и проходят мимо!

Естественно, эта техника также требует  тренировки.

5.Убеждения врача.[3]

Чтобы всё выше изложенное сработало, нужно, чтобы у врача были соответствующие этому убеждения и установки. Вот примеры «здоровых» убеждений врача-стоматолога:

• Пациент  может действительно бояться  лечения и не нужно с этим бороться! Это нужно просто принять!

• Нужно  быть гибким и находить подход к  любому пациенту, даже к самому

тревожному  или агрессивному!

• Я  умею и могу поддерживать пациентов  и снимать напряжение через общение различными способами!

• Нужно  овладевать навыками воздействия на клиента и саморегуляции, т.к. это особенность моей работы!

• Я  могу делать так, чтобы лечение проходило  более легко и спокойно! Я способен на это!

• Я  хороший врач-стоматолог и всегда забочусь о своих пациентах!

• Всегда можно найти подход к любому пациенту! У меня достаточно для этого гибкости, желания и навыков!

• Лечить зубы – это не так больно и  страшно, как может казаться людям!

• Люди способны преодолевать свои страхи, боль и недоверие! И мы им в этом поможем! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В каждой ситуации общения используется своя коммуникативная стратегия. Стратегия  общения реализуется в коммуникативных  тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь  поставленных целей в конкретной ситуации. При речевом воздействии  на различные социальные группы населения  следует также выбирать соответствующие  коммуникативные тактики, имея в  виду при этом, что ни одна из тех  или иных тактик не является эффективной  и универсальной.

     Необходимо  находить такую форму выражения, которая была бы убедительна только для того, кого убеждаешь.

     Общение с пациентом в медицинской  сфере происходит чаще всего в  виде диалога. В течение разговора  собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз. В рамках сложившейся в современной  медицине модели сотрудничества диалог между врачом и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство  партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого  на понимание и на активную интерпретацию  его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в  собственном высказывании, соотнесение  которых и является целью диалога. Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения, то есть сотрудничеством и доверительным диалогом.

 
 
 
 

Литература.

1. Е. С.Лутошлива, Бюллетень ВСНЦ СО РАМН,2006,№5(51)

2.Статья  Виктора Гребенникова.

3. http://www.mirvracha.ru

4. Учеб. для вузов / Под ред. П.И. Сидорова/ Деловое общение: - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

5. Шкуренко. Д.А. / Общая и медицинская психология. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коммуникативное мастерство врача и эффективное взаимодействие с пациентом