Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:09, реферат
Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.
Введение 2
1.Эффективная коммуникация врач-пациент. 3
1.1 Дружелюбный пациент 4
1.2. Экспрессивный пациент 5
1.3. Директивный пациент 6
4. Пациент-аналитик 7
2.Сотрудничество - эффективная стратегия взаимодействия врача с пациентом 9
3. Эффективное взаимодействие с пациентом на примере врача-
стоматолога 15
4.Теория резонанса 16
5.Убеждения врача 17
Заключение 19
Литература
Ключевые мотивы при выборе лекарственных средств для такого пациента: доказательность, соотношение цена/качество, измеримые подтверждения эффективности.
Модель передачи
ценности Велаксина для пациента-
2.Сотрудничество - эффективная стратегия взаимодействия
врача с пациентом
Необходимым условием, способствующим достижению взаимопонимания между врачом и пациентом и позволяющим осуществлять эффективное лечение, является взаимодействие врача с пациентом и знание социальных типов личности больного, приведенные в первой главе. Катастрофическое состояние отношений в обществе, усиление агрессии и возрастание числа конфликтов затрудняют межчеловеческое взаимопонимание. Именно это диктует рассмотрение сегодня коммуникативной проблематики с точки зрения оптимизации межличностных отношения врача с пациентом, когда организатором эффективного общения и взаимодействия в первую очередь выступает врач. На наш взгляд, нахождение конструктивных путей взаимодействия врача с пациентом лежит в плоскости сотрудничества, являющегося наиболее эффективной стратегий, реализуемой в процессе непосредственного взаимодействия. Под «сотрудничеством» мы понимаем целенаправленный процесс взаимодействия врача с пациентом, способствующий эффективному достижению результата в ходе лечения, при этом между врачом и пациентом устанавливаются субъект-субъектные отношения, предполагающие, что обе стороны занимают активную позицию. Эти отношения предполагают равенство психологических позиций сотрудничающих сторон, создание психологической атмосферы взаимного уважения на основе потребности в сопереживании, принятии другого как такой же самоценной личности, и способности к свободному, непредвзятому отношению к другому человеку.
Субъект-субъектные отношения реализуются, прежде всего, в диалоге, в ходе которого стороны познают друг друга, между ними устанавливаются определенные взаимоотношения и осуществляется взаимооценка. Все это позволяет выделить в структуре сотрудничества, как одной из стратегий
взаимодействия, три взаимосвязанных, дополняющих друг друга стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. [2]
Коммуникативная сторона предполагает, что врач и пациент, как участники сотрудничества, на основе двустороннего обмена информацией достигают взаимопонимания, предполагающего понимание ими предмета, цели и мотивов взаимодействия. Если же взаимопонимание не достигается, то сотрудничества не происходит, что отрицательно сказывается на ходе лечения.
В связи с тем, что процесс лечения предполагает не столько обмен информацией, сколько обмен действиями, то с организацией непосредственного взаимодействия врача с пациентом связана интерактивная сторона сотрудничества. При этом происходит планирование хода лечения, определение конкретных действий каждой стороны.
Во время лечения обязательно происходит восприятие и оценка друг друга врачом и пациентом, что способствует установлению между ними взаимопонимания. Эти действия связаны с перцептивной стороной сотрудничества.
Сформировавшиеся в ходе восприятия представления о другом человеке, складывающиеся у каждой из сторон на основе внешнего вида и поведения, формируют целостный образ этого человека, что позволяет врачу интерпретировать, прогнозировать поступки пациента и находить к нему подход, а пациенту проявлять больше доверия к доктору.
Исходя из выше изложенного, к признакам сотрудничества врача с пациентом можно отнести следующие:
1. Целенаправленность – осознание общей цели, стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом;
2. Мотивированность – активное, заинтересованное отношение к лечению и его положительная мотивация;
3. Структурированность – четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности;
4. Согласованность – согласование действий всех сторон, взаимное доверие, доброжелательность;
5. Организованность – планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению;
6. Результативность – способность достигать результата.
Также следует отметить, что сотрудничество в процессе лечения должно строиться на основе нескольких принципов: гибкости, непрерывности, толерантности и учета взаимных интересов. [5, стр. 359]
Гибкость обеспечивается наличием эффективной обратной связи, установлению которой между врачом и пациентом как субъектами сотрудничества способствуют следующие приемы:
Непрерывность проявляется в отсутствии возрастных барьеров по отношению к участникам сотрудничества, так как данная стратегия эффективна при любом взаимодействии независимо от возраста партнера, она позволяет объяснить каждому свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга, а затем вырабатывать альтернативные варианты решений проблемы.[4,стр.3]
Толерантность выражается в целенаправленном развитии уважения ко всем участникам сотрудничества, в формировании отношения открытости
и внимания друг к другу. [4,стр.4] Данный принцип предполагает взаимное доверие и искренний интерес к личности пациента со стороны врача. В поведении олерантность выражается в признании ценности каждого человека вне зависимости от его положения, особенностей, успехов и внешних качеств.
При взаимодействии
врача с пациентом
С толерантностью тесно связан принцип учета интересов и возможностей врача и пациента как субъектов сотрудничества, который обеспечивается демократической формой обсуждения проблем и принятия соответствующих решений.
В процессе рассмотрения сотрудничества как эффективной стратегии взаимодействия врача с пациентом, мы также пришли к выводу, что сущность сотрудничества в этом случае отражает целостный характер его протекания и представляет собой сложную, состоящую из нескольких компонентов, систему:
Таким образом, сотрудничество представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой компонентов, объединенных конкретной целью. Пренебрежение любым из рассмотренных компонентов приводит к нарушению целостности процесса сотрудничества врача с пациентом и ведет к неадекватной реализации цели.
Обобщая все выше изложенное, и на основе анализа реально протекающего процесса сотрудничества врача с пациентом мы можем сделать выводы, что данный процесс предполагает:
Следует отметить, что сотрудничество с пациентом зависит от целого ряда объективных и субъективных параметров, определяющих качественное состояние реализованного процесса. В процессе исследования нами были определены объективный и несколько субъективных критериев такого сотрудничества.
Так как цель сотрудничества в процессе лечения задается извне (болезнью), то она является объективной по отношению к этому процессу. Поэтому достижение поставленной цели (излечение) рассматривается нами как критерий результативности, который может считаться объективной характеристикой сотрудничества врача с пациентом.
На протекание и на качественное состояние сотрудничества, по нашему мнению, оказывают субъективное влияние индивидуальные и психологические особенности личности, ее ценностные ориентации, мотивации. К тому же результат взаимодействия при реализации сотрудничества может быть достигнут его участниками с разным расходованием сил, средств, времени, с разными психологическими нагрузками. Поэтому первым субъективным критерием, определенным нами, является критерий рациональности.
Далее, участники сотрудничества, как врач, так и пациент, стремясь достигнуть поставленной цели, могут доминировать над другим участником взаимодействия, манипулировать им. В этом случае мы не можем рассматривать такие отношения как сотрудничество. Если же другая сторона воспринимается как равноправная, то в этом случае мы можем говорить о сотрудничестве. Поэтому следующим критерием мы считаем возможным выделить критерий ценностного отношения, носящий субъективный характер и отражающий признание личности, ее право на выбор.
Качественное состояние сотрудничества также
зависит от степени владения его участниками знаниями о процессе взаимодействия, его закономерностях, средствах, факторах, влияющих на данный процесс, а также от степени владения умениями сотрудничества. Кроме того, успешное достижение поставленной цели зависит и от коммуникативной рефлексии, которая позволяет субъекту определять и оценивать свое состояние, понимать, как его воспринимает другой участник взаимодействия. Именно коммуникативная рефлексия позволяет понять, почему одно средство сотрудничества было эффективным, а другое нет; определять, какие действия позволили достичь именно этого результата. К тому же коммуникативная рефлексия позволяет корректировать процесс сотрудничества, вносить соответствующие изменения, направленные на достижение поставленной цели. Знания, умения и коммуникативная рефлексия составляют третий, выделенный нами субъективный критерий сотрудничества – критерий соответствия.
Только когда все названные критерии оказываются реализованными, мы можем говорить об эффективности сотрудничества как стратегии взаимодействия врача с пациентом.
Информация о работе Коммуникативное мастерство врача и эффективное взаимодействие с пациентом