Коммуникативная компетентность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1,2].

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.

Понятие социально-психологической компетентности….……4

Вербальные и невербальные средства общения………………10

Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…………………………………………………13

Методы группового обучения общению………………………18

Глава 2. Анализ методов исследования коммуникативной компетентности

2.1 Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы…………………………………….20

Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной компетентности………………….23

Заключение……………………………………………………………..29

Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

 

 Отмечая безусловный  примат реальной жизнедеятельности  и вторичную, вспомогательную  роль тренинга, не следует вместе  с тем упускать из виду того обстоятельства, что тренинг обладает и определёнными специфическими выигрышными сторонами: характерная для него значительная концентрированность новых сведения о себе и других людях, служащих толчком к личностным переоценкам: доверительный характер этих сведений; их отнесённость к закрытым для обычного внешнего поверхностного общения сферам личности; их большая эмоциональная насыщенность [8].

 

 Овладение субъект-субъектным, продуктивным, глубинным общением  является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках социально-психологического тренинга. Активная позиция участника тренинга в достижении окончательных результатов является моментом принципиально важным, отражающим специфику рассматриваемого метода, его субъект-субъектную природу: только на основе активного самосознания можно добиваться действительно серъёзных результатов психологического воздействия, особенно в том случае, если оно направлено на сложившегося взрослого человека и затрагивает достаточно глубокие психологические образования [8].

 

Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной  компетентности

 

 

День1

 

Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия  и является хорошим способом «сломать лёд» и быстро познакомить участников друг с другом.

 

Необходимое время: 30 минут.

 

Материалы: бумага, карандаш, ручки.

 

Подготовка: Каждому члену  группы даются карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте на вопрос «кто я?». Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я»…

 

 После того как  закончите составлять этот перечень, прикройте листок бумаги на  видном месте на гуди. Затем  начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе [11].

День 2

 

Цель: Следующие упражнения могу предоставить членам группы возможность  для лучшего знакомства и экспериментирования  с вербальным и невербальным общением.

 

Необходимое время: 30 минут

 

Материалы: нет

 

Подготовка: Специальной  подготовки не требуется

 

Процедура: Выберите себе партнёра. Вместе выполняйте одно из описанных  ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к  другому партнёру и выполните  второе упражнение. То же повторите  и для двух последних упражнений.

 

 Спина к спине.  Сядьте на пол спина к спине.  Постарайтесь вести разговор. Через  несколько минут повернитесь  и поделитесь своими ощущениями.

 

 Сидящий и стоящий.  Один из партнёров сидит, другой  стоит. Постарайтесь в этом  положении вести разговор. Через  несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение «сверху» и «снизу». Ещё через несколько минут поделитесь своими чувствами.

 

 Только глаза. Посмотрите  друг другу в глаза. Установите  зрительный контакт без использования  слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями.

 

 Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте  лицо вашего партнёра с помощью  рук. Затем дайте партнёру исследовать  ваше лицо. Поделитесь своими  ощущениями и переживаниями [11].

День3

 

Цель: упражнение используется для расширения сенсорного осязания и развития межличностного доверия.

 

Необходимое время: 1 час.

 

Материалы: Повязка на глаза; достаточное пространство для  работы; предпочтительно выполнять  упражнение на открытом месте.

 

Подготовка: специальной подготовки не требуется.

 

Процедура: Группе даётся следующая инструкция. Разделитесь  на пары, выбрав себе в качестве партнёра наименее знакомого человека. Один человек в каждой паре становится ведущим. Другой – ведомым, ему одевается  повязка на глаза. Через полчаса поменяйтесь ролями. Упражнение выполняется невербально.

 

 Если вы в роли  ведущего, возьмите вашего партнёра  за кисть, руку или талию  и водите его для сенсорного  исследования пространства. Молча  руководите им. Приводите вашего  партнёра в контакт с интересующей его фактурой, например с листьями, занавесками и коврами. Постарайтесь заставить партнёра ощутить солнечное тепло, услышать птиц или отдалённые разговоры, ходить и бегать. Через 20-30 минут остановитесь и снимите повязку с глаз партнёра. Затем поделитесь своими чувствами, касающиеся руководства и ответственности за другого.

 

 В качестве ведомого  обратите внимание на то, как  вы себя чувствуете, когда вынуждены  полностью доверять другому человеку, берущему на себя ответственность  за ваш опыт и благополучие. Почувствуйте каждое новое ощущение. Поделитесь своими чувствами с партнёром [15].

День4

 

Цель: язык – важнейшее  средство коммуникации, форма существования  и выражения мышления. Это упражнение помогает силами группы изменить структуру своего языка.

 

Необходимое время: 30 минут.

 

Материалы: нет.

 

Подготовка: специальной  подготовки не требуется.

 

Процедура: Сядьте лицом  к лицу с партнёром и глядя  ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами «я должен». Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «я должен» словами «я предпочитаю», сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте изменённые фразы в утверждениях партнёра. Поделитесь своими переживаниями.

 

 По очереди с  партнёром скажите три фразы,  начинающиеся словами «я не могу». И затем замените в них «я не могу» на «я не хочу». Поделитесь с партнёром своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.

 

 Наконец, по очереди  с партнёром скажите три фразы, начинающиеся словами «я боюсь, что», и затем поменяйте «я боюсь, что» на «я хотел(а) бы», оставляя остальные части фраз без изменений.

 

 Слова «я должен»,  «я не могу», «мне надо»,  «я боюсь, что» отрицают вашу  способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия [11].

День5

 

Цель: упражнение используется для отработки коммуникативных  умений в группе, а также для  овладения навыками высказывания и  принятия обратных связей.

 

Необходимое время: 1 час.

 

Материалы: нет.

 

Подготовка: специальной  подготовки не требуется.

 

Процедура: Три члена  группы добровольно вызываются участвовать  в упражнении. Каждый доброволец выбирает один из коммуникативных стилей.

 

Умиротворяющий – угождающий и соглашающийся человек, непристанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Умиротворяющий чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.

 

Обвиняющий – противоположен умиротворяющему. Упрекает, провоцирует, считает других виновными. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.

 

Человек – компьютер  – ультрарассудительный, спокойный  холодный и собранный человек, избегающий выражать чувства. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким, зажатым.

 

Уводящий в сторону  – высказывает нерелевантные  и приводящие в недоумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации  могут не соответствовать словам.

 

 Добровольцы, демонстрируя  определённый коммуникативный стиль,  включаются в дискуссию друг с другом. Остальные члены группы наблюдают взаимодействие; такая форма выполнения упражнения получила название «круглый аквариум». Через пять минут наблюдателей приглашают прокомментировать своё восприятие дискуссии. Затем добровольцы делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в более соответствующей и менее защитной манере.

 

 Теперь повторите  процедуру с тремя новыми участниками.  Постарайтесь дать каждому члену группы поучавствовать хотя бы один раз [11].

День6

 

Цель: Это упражнение может снизить тревожность, связанную  с межличностным общением, и даёт возможность попрактиковаться в  коммуникативных умениях.

 

Необходимое время: 30 мин.

 

Материал: нет.

 

Подготовка: специальной  подготовки не требуется.

 

Процедура: Группа делится  на пары. На первом этапе одному участнику  в паре разрешается задавать только открытые вопросы, дающие возможность  партнёру ответить более полно. Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей произвольной информацией, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. Оставайтесь в роли около пяти минут, чтобы оба партнёра могли поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставление произвольной информации.

 

 На втором этапе  упражнения один участник из  каждой пары начинает добровольно  давать свободную информацию  или описывать личный опыт. Второй  участник пытается продлить разговор, либо прося пояснить, либо перефразируя.

 

 Между двумя этапами упражнения дайте парам поделиться своими переживаниями и трудностями. Когда вы сможете легко открывать свой внутренний мир, задавать вопросы, допускающие широкий диапазон ответов, используя методы активного слушания, вы овладеваете искусством ведения разговора [11].

 

Заключение

 

 Результаты проведённой  работы позволяют сделать следующие  выводы:

 

Исходя из того, что  в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.

 

Социально – психологический  тренинг является эффективным средством  психологического воздействия, позволяющим  решать широкий круг задач в области  развития компетентности в общении

 

Активное использование  социально – психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей социальной психологии. Основу контингента возможных участников групп социально – психологического тренинга составляют лица трёх категорий : а)различного уровня руководители; б) люди, профессия которых предполагает интенсивное общение; в)люди, испытывающие серьёзные трудности в общении.

 

Социально – психологический  тренинг не может рассматриваться  в качестве лаборатории «роста личности». В действительности, тренинг способен дать лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек [9].

 

 

Список литературы

 

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.

 

Бодалева А.А. Психологическое  общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.

 

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.

 

Емельянов Ю.Н. Активное социально  – психологическое обучение.- Издат  Лен. Гос. Ун., 1985.-162с

 

Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические  возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.

 

Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск. «Символ», 1995.- 608с.

 

Основы социально-психологической  теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.

 

Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.

 

Петровская Л.А. Компетентность в  общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

 

Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.

 

Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.

 

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995.-736с.

 

Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов  под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.

 

Чистякова М.И. Психоглинастика .М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.


Информация о работе Коммуникативная компетентность