Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:58, курсовая работа
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1,2].
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.
Понятие социально-психологической компетентности….……4
Вербальные и невербальные средства общения………………10
Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…………………………………………………13
Методы группового обучения общению………………………18
Глава 2. Анализ методов исследования коммуникативной компетентности
2.1 Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы…………………………………….20
Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной компетентности………………….23
Заключение……………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………
Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
Культуру жестов и пластики движений;
Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
Культуру эмоций.
Коммуникативная культура
личности как и
Опыт общения занимает
особое место в структуре
Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.
Таким образом,
коммуникативная
Вербальные и невербальные средства общения
Общение, будучи
сложным социально-
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи
осуществляется кодирование и
декодирование информации: коммуникатор
в процессе говорения
Речь, как средство
общения, одновременно
Исследования показали,
что в ежедневном акте
Говорим голосом, беседуем всем телом: таким образом коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств [14].
Первым среди них
выделяется оптико-
Жесты при общении несут также много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп.
I Жесты-иллюстраторы
– это жесты сообщения;
II Жесты-регуляторы –
это жесты, выражающие
III Жесты-эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает – «до свидания».
IV Жесты адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.
V Жесты-афоректоры –
жесты, выражающие через
Значимость оптико-
Паралингвистическая
система – это система
Пространство и
время организации
Точно также некоторые
нормативы, разработанные в
Проксемика как
специальная область,
Ряд исследований
в этой области связан с
изучением специфических
Следующая специфическая
знаковая система,
Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности
Исходя из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован – по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки [8].
На роль основных критериев отбора претендуют два критерия; они формируются как принципы диагностики:
никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;
никакой оценки без развития
Принятие этих положений
существенно сужает круг
В качестве теоретической
основы содержательного
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностики компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в коммуникативных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности [8].
Большой блок методик основан
на анализе «свободных
Особое место среди методов
оценки когнитивных ресурсов
занимает совокупность методик,
Оба названных методических подхода позволяют выявлять те составляющие когнитивных ресурсов, которые реально используются людьми при ориентировке в коммуникативных ситуациях, являющихся для них значимыми. Полученные таким путём психодиагностические данные могут служить надёжной основой для выбора приёмов коррекции, выявленных в ходе исследования неадекватностей в развитии познавательной сферы. Немаловажным является и то, что упомянутые группы методик, являясь в первую очередь диагностическими, могут в то же время служить элементами процедур развития компетентности [8].
Диагностика компетентности
ориентировочной части
Целостная диагностика
коммуникативной