Коммуникационные навыки руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей задачей руководителя является организация процесса общения между ним и его подчиненными, ведь от точной, актуальной информации зависит эффективность деятельности организации в целом. Совещания, переговоры, «летучки», собеседования, публичные выступления – все должно проходить на уровне, доступном каждому сотруднику.
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.

Содержание

Введение 3
1Коммуникативные навыки руководителя 5
1.1 Формы управленческой коммуникации 9
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 32.70 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

Коммуникации в управлении

Тема:

Коммуникационные навыки руководителя

   

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

193

 группы

А.Е. Губанова

 

ПРОВЕРИЛ:

ст. преподователь

 

Ю.Н. Ляпина

 

Оценка

 

Подпись

 

«

 

»

 

2012г.


 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание

 

Введение 3

1Коммуникативные навыки руководителя 5

1.1 Формы управленческой коммуникации 9

Заключение 12

Список используемой литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшей задачей руководителя является организация  процесса общения между ним и  его подчиненными, ведь от точной, актуальной информации зависит эффективность  деятельности организации в целом. Совещания, переговоры, «летучки», собеседования, публичные выступления – все  должно проходить на уровне, доступном  каждому сотруднику.

Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает  успешность выполнения некоторой деятельности.

Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические способности  и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также  от качеств личности.

Сильного  руководителя отличает высокая степень  разнородности используемых приемов  и методов управления, управленческих умений. Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие  управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям:

  • Умение решать "нестандартные" управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен.
  •   Умение мыслить масштабно. Масштабность мышления руководителя тесно связана с его должностным рангом и определяется тем, над какими проблемами он работает и какими категориями в соответствии со своей должностью мыслит: одна из основных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, - это приведение масштабов своего мышления в соответствии с новым рангом должности.

 

  Коммуникативные способности руководителя играют важную роль в управлении, т.к. эта способность позволяет обеспечить эффективную работу горизонтальных и вертикальных в структуре организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Коммуникативные навыки руководителя

 

Есть  несколько принципов, придерживаясь  которых, можно значительно повысить качество процесса коммуникации касательно управления персоналом. Первый касается обратной связи, т.е. того, как исполнитель  воспринял полученную информацию и  как в таком случае отреагировал.

Коммуникация  – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному  пониманию. Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое  со всеми». Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель сообщения  правильно расшифрует все четыре его стороны: существо дела, содержание сообщения, личностное отношение и  обмен информацией. Если же получатель не способен расшифровать все стороны  сообщения или реагирует не на ту его сторону, то возникает непонимание  и можно считать, что коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в  успехе коммуникации, необходимо иметь  обратную связь – информацию о  том, как люди вас поняли, как они  воспринимают вас, как относятся  к проблеме.

Обратная  связь1 – важнейшее условие процесса общения между руководителем и подчиненными. Своевременная, актуальная, строго деловая, без лишней информационной «шелухи» - вот характеристики эффективной обратной связи. Можете быть уверены, что вас поймут именно так, как надо, особенно это важно когда вступает в силу антикризисное управление персоналом в организации и на предприятии.

Кроме обратной связи, есть еще несколько важных принципов, которые касаются двух важнейших  способностей руководителя — умения слушать и умения говорить. Причем первое, не менее важно, чем второе, поэтому в программы школ бизнеса  вводятся специальные курсы эффективности  слушания.

 

 

Признано, что умению слушать можно и  нужно обучать, его можно совершенствовать. Рекомендации следующие: перед слушанием принять активную позу, повернуться всем телом к говорящему (а не сидеть за столом, зарывшись в бумагах), внимательно смотреть на сотрудника, когда он пытается что-то донести до вас (но не играть в игру «удав и кролик» -  неморгающе смотреть на собеседника, это может испугать его), демонстрировать свой интерес и позицию к информации, но не чересчур активно и делать выводы о полезности беседы в конце, выслушав все сообщение до конца.

Помимо  умения слушать, руководитель должен уметь  хорошо говорить на публику, иначе совещания, переговоры, мотивационные выступления  не будут иметь должного успеха. Руководитель может научиться хорошо, выступать, если будет добросовестно готовиться этому, составляя конспекты, тезисы, заметки.

Важно научиться  правильно начинать и заканчивать  выступления, и здесь имеется  ввиду обязательное подведение итогов.  Грамотная с точки зрения лексики  и общей культуры речь, исчерпывающие  ответы на вопросы, уверенная осанка  – еще несколько несомненных  плюсов выступления.

А.А Свенцицкий пишет, что вся деятельность по управлению трудовым коллективом представляет собой не что иное, как постоянные коммуникационные акты, участниками  которых являются его члены. В  соответствии с основными функциями  коллектива можно назвать следующие  основные цели осуществляемых в нём  коммуникаций: решение официальных  задач коллектива (в свете любой  управленческой деятельности); удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в  информации и т.д.).

 

 

 

 

Исходя  из направления потока информации в  организации, различают коммуникации восходящие - направленные «снизу вверх», от подчинённых к руководителям, горизонтальные – осуществляемые между  членами трудового коллектива, равными  по своему служебному положению и  нисходящие – направленные «сверху  вниз», от руководителя к подчинённым.2

Выделяют четыре блока среди качеств, которыми должен обладать руководитель:

  1. Профессиональная подготовленность:
  • знания, умения и навыки по профилю деятельности;
  • знание науки управления;
  • опыт работы.
  1. Психологическая подготовленность:
  • интерес к деятельности;
  • чувство- ответственности;
  • коллективизм.
    1. Организаторские способности:
  • способность к быстрой и четкой ориентировке в психологии людей;
  • практический склад ума;
  • сила воли.
    1. Педагогические способности:
  • специфическая наблюдательность;
  • педагогическая изобретательность;
  • любовь к людям, интерес к их психологии и духовному развитию.

Уткин Э.А. считает, что современному руководителю должны быть присущи следующие  черты:

    • наличие комплекса специальных знаний, высокая компетентность;
    • предприимчивость, инициативность, способность к риску;
    • гибкость и рациональность мышления и действий;
    • логичность поступков, динамичность поведения;
    • ориентация на конкуренцию;
    • умение общаться с людьми,- способность обеспечить хороший

психологический климат в коллективе.

Умения:

  • принимать правильные управленческие решения;
  • подбирать,- отбирать и обучать работников;
  • находить выход из конфликтной ситуации;
  • вести деловые переговоры.

Коммуникативное поведение руководителя педагогического  коллектива реализуется в таких  видах или формах его коммуникативной  деятельности, как деловые беседы, деловая полемика, деловые совещания, публичные выступления, деловая  переписка, телефонные беседы, случайные  контакты, конфликты и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Формы управленческой коммуникации

 

Самые распространённые формы управленческой коммуникации, общения руководителя с коллективом  и отдельными его представителями  – деловая беседа и деловое  совещание.

  • Деловая беседа – это передача информации, обмен мнениями по определённым вопросам и проблемам, это словесный контакт. Беседа служит оперативному решению образовательных и организационно-педагогических проблем, связанных с необходимостью сделать выводы и заключения на основании анализа различных ситуаций. Примером таких управленческих коммуникаций могут служить собеседования при приёме на работу и увольнении, разбор конфликтных ситуаций, поручение заданий, обсуждение профессиональных затруднений педагогов. Руководитель может организовать и провести деловые беседы по поводу правовых предписаний, осветить вопросы по технике безопасности.

Характерная черта деловых бесед – эффект обратной связи, что позволяет руководителю немедленно реагировать на высказывания собеседника. В этом преимущество деловой  беседы перед письменным общением (деловые  письма, докладные, циркуляры и т.п.). В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жёстко структурированы, деловая беседа личностно  ориентирована. Деловая беседа как  форма управленческой коммуникации многое даёт руководителю, позволяя ему  дифференцированно подходить к  человеку и предмету обсуждения, выявлять точки зрения, выслушивать возражения, критические оценки, предложения, что  повышает компетентность менеджера, способствует осознанию общности участников беседы, а также повышению ответственности  руководителя, его значимости в решении  обсуждаемых проблем и результатов  беседы.

  • Деловое совещание занимает промежуточное место среди других форм управленческой коммуникации. Его функции – привлечь людей к совместной деятельности в процессе анализа, целеполагания, планирования, организации, координирования и контроля.

Деловое совещание как одна из форм управленческой коммуникации предполагает наличие  у руководителя следующих умений и знаний: умение находить оптимальные  управленческие решения обсуждаемых  вопросов, учитывать все факторы, которые могут повлиять на эффективность  любого делового совещания; руководитель должен ориентироваться в вопросах психологии и технологии управленческой коммуникации; обладать знаниями о  формах управленческой коммуникации, умением сравнивать их и определять своеобразие каждого делового совещания.

Типы  деловых совещаний:

  • инструктивные, цели, которых – разъяснить задание, передать распоряжение, уточнить действия, согласовать сроки;
  • проблемные (одна из разновидностей – педагогический совет) – выявление актуальных проблем для образовательного учреждения, разработка программ для решения проблем, которые тормозят развитие коллектива;
  • оперативные (планёрки) проводятся с заместителями, в школе с руководителями методических объединений, творческих групп, психологом, социальными работниками; цель – получить информацию о текучем состоянии дел, откорректировать решения.

Информация о работе Коммуникационные навыки руководителя