Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:11, контрольная работа
В ходе написания были поставлены следующие задачи:
изучить функции управления производством, функции руководителя коллектива и его влияние на организацию нравственных отношений в коллективе;
дать определение коллектива, рассмотреть его особенности;
разобрать понятие морально-психологический климат в коллективе.
введение
1. ПЕРСОНАЛ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ
1.1 Пять аспектов управления персоналом
1.2 Организация управления
2. функции руководителя
2.1 Руководитель – лицо компании
2.2 Стиль руководства
2.3 Руководитель и подчинённый
2.4 Мотивация и стимулирование труда
3. коллектив и его морально-психологический климат ……………………………………………………………………….
3.1 Коллектив: социально-психологические особенности
3.2 Морально-психологический климат коллектива
3.3Руководитель как организатор нравственных отношений в коллективе
заключение
литература
Руководитель играет немаловажную роль в формировании социально-психологического климата в коллективе. При появлении факторов, свидетельствующих о неблагоприятном социально-психологическом климате, складывающемся в коллективе он должен принять конкретные меры. В случае, когда на появившиеся факторы руководитель не обращает должного внимания и не принимает соответствующих мер к их ликвидации, начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов коллектива, а затем и всего коллектива.
Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторов нравственной деформации и преступной деградации трудового коллектива руководителю необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой работы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины): это может быть и негативный пример руководства; перегруженность работой; низкая нравственная воспитанность коллектива; низкая правовая культура коллектива.
Руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что «сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо повышать голос на подчиненного, навешивать ярлыки типа «лентяй», «тупица» и т.д. Если подчиненный ошибся или совершил проступок, он, как правило понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом заденет его самолюбие, он не простит этого. Следовательно, при разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.
Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться ровно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству вне зависимости от их возраста.
Управление персоналом - это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей.
В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства.
Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства. В основе любого вида искусства лежат продуманные обобщения, возникающие в процессе творчества. «Управление - это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата»[3].
Методы управления - это способы воздействия на объект управления (в данном случае на коллектив).
Можно выделить следующие методы управления коллективом:
административные методы
экономические методы
социально-психологические методы
Любой этап процесса управления - планирование, организация производства, обмена и потребления, контроль и учет - включает в себя моральные аспекты, так как тесно связан с налаживанием внутриколлективных отношений, системы ответственности и дисциплины, психологическим климатом и т.п.
Основу положительного морально-психологического климата составляют общественно значимые мотивы, среди которых выделяются:
материальная заинтересованность в работе;
непосредственный интерес к процессу труда;
переживания социальной значимости результатов труда.
К признакам положительного морально-психологического климата также относятся:
высокая продуктивность коллективной работы, основанная на эффективном развитии сотрудничества в организации;
развитые межличностные контакты, отсутствие проявлений личной неприязни, взаимность, конструктивность и доброжелательность критики;
отсутствие давления со стороны руководителя на своих подчиненных, личный пример и убеждение - основа деятельности по формированию положительного морально-психологического климата.
положительная установка коллектива на нововведения и конструктивное преодоление психологических барьеров связанных с нововведениями
Ведущая роль в формировании положительного морально-психологического климата принадлежит руководителю организации. Поведение руководителя, стиль его руководства, преобладание определенных установок служат исходным моментом в формировании благоприятного или неблагоприятного морально-психологического климата. Особенно важны установки на тип отношений руководителя с подчиненными.
1. В.Н. Лавриненко «Психология и этика делового общения».- М.: Юнити, 2003.
2. Р. Л. Кричевский «Если Вы - руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе». - М.: Дело, 1993.
3. В.И. Кнорринг «Теория, практика и искусство управления», 2001.
4. Е.Б. Моргунов «Модели и методы управления персоналом»,2001.
5. С.В. Сысоева «Книга директора магазина»,М.: Питер, 2007.
6. В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин «Методы управления персоналом». - М.: Экзамен, 2003.
7. М. Э. Чупрякова «Правила деловых отношений». - Екатеринбург, 2001.
8. http://www.elitarium.ru/2007/
[1] Китов А. И. Экономическая психология. М., 1987, с. 41.
[2] УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
[3] Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций, Перевод с английского. Общая редакция и предисловие академика Д.М.Гвишиани. М.: «Прогресс», 1981. - 250 с.
Информация о работе Коллектив и его морально-психологический климат