Когнитивно-рациональное консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называют совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о первичности сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных. Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении столетий, но бурное развитие концепций глубинной психологии в ХХ веке оттеснил этот принцип на второй план.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
1 Рационально-эмоциональная психотерапия……………… 5
2 Когнитивная психотерапия……………………………………9
Пример: депрессии и неврозы……………………………………13
3 Когнитивно-рациональное консультирование………………16
Заключение…………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………21

Работа содержит 1 файл

cognitive.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

  Поэтому целью когнитивного консультирования является исправление неадекватных когниций, а вместе с тем осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. Считается весьма желательным использовать тот опыт в позитивном решении жизненных задач и переноса правил их решения на проблемные сферы, который имеется у клиента. Клиент и консультант должны в самом начале достичь согласия в отношении цели консультирования – центральной проблемы, подлежащей коррекции, средств её достижения, возможной продолжительности консультирования. Установление контакта может начаться с принятия консультантом некоторых представлений клиента о проблеме с постепенным рациональным переводом его на позиции когнитивного консультирования. 

  На начальном  этапе важным является сведение проблем  – идентификация проблем, имеющих  в основе одни и те же причины, и  их группировка. (Другим вариантом является нахождение первого звена в “цепи” симптомов, который и запускает всю цепь). 

  Задача  следующего этапа – осознание  и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Термин “неадекватная когниция” применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы. Консультант может предложить клиенту сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниции носят характер “автоматических мыслей”, возникающих без предварительного рассуждения и для клиента самого имеющих характер правдоподобных, не подвергаемых сомнению. Они направляют его поступки, хотя являются непроизвольными и не привлекают его внимания. фокусировавшись, клиент может распознать их и зафиксировать. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала осознать, собрать их, а впоследствии уже представить в развёрнутом виде. 

  После этапа  обучения клиента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции нужно научить его рассматривать их объективно. Этот процесс называется в когнитивном консультировании отдалением. Клиент рассматривает свои неадаптивные когниции и автоматические мысли как обособленные от реальности отдельные психологические явления. Отдаление важно, т.к. во-первых, помогает клиенту повысить способность разграничить те мнения, которые надо обосновать и неопровержимые факты, а во-вторых, позволяет осуществить дифференциацию (различение) внешнего мира и своё отношение к нему. 

  Следующий этап условно получил названия этапа  изменения правил регуляции поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни  и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система  правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, носящие абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации, вызывая проблемы у человека; поэтому клиенту необходимо модифицировать эти правила, сделать их более гибкими, менее генерализованными и больше учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения вращается вокруг двух осей: опасность – безопасность и боль – удовольствие. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором правил, позволяющим соотносить их с реальностью. В ситуациях психологической или психосоциальной угрозы оценить имеющуюся степень риска затруднительно.  

  Например, человек, руководствующийся правилом “Если я не окажусь на высоте, будет ужасно”, испытывает затруднения в общении из-за неясного определения понятия "быть на высоте", и с этой же неопределённостью связана его оценка эффективности его взаимоотношений с партнёром. Свои предположения о неудаче клиент проецирует на восприятие его другими. Задача консультанта – изменить правила, относящиеся к оси опасности/безопасности, восстановив нарушенный контакт с избегаемой ситуацией. 

  Пример, относящийся  к оси боли/удовольствия: человек, следующий правилу “Мне не стать счастливым, если я не буду знаменит”. Здесь гипертрофированное преследование одних целей наносит ущерб другим. Клиент обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду правилу. Выявив такую позицию, консультант поможет ему осознать ущербность такого правила, и объяснит, что клиент был бы куда счастливее, если руководствовался более реалистичными правилами (которые клиент должен найти сам с помощью консультанта). 

  Перемена  отношения к правилам саморегуляции, обучение клиента видеть в мыслях гипотезы вместо фактов, проверять их истинность и заменять на более гибкие – это следующая задача консультирования. Консультант использует уже имеющиеся “ресурсы” клиента (то есть навыки продуктивного решения задач в других сферах), а затем уже помогает обобщить и перенести их на проблемную сферу. 
 

  Пример: депрессии и неврозы 

  Когнитивная психотерапия исходит из предположения, что депрессия или невроз являются следствием иррационального и нереалистичного  мышления. Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мнений, убеждений, мыслей и представлений. А. Эллис и  
А Бек называют это когнициями. Мысли и мнения можно разделить на несколько групп: описательные (дескриптивные), оценочные, причинно-следственные (каузативные) и предписывающие (прескриптивные). Всё они жёстко связаны между собой, образуя своего рода систему жизненных правил, жить по которому означает неминуемо быть несчастным. Согласно А. Беку, перечень этих невротических правил (своеобразный “моральный кодекс невротика”) может быть следующим:
 

  1. Чтобы быть счастливым, я  должен быть удачливым  во всех своих начинаниях.
  2. Чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить (принимать, восхищаться) все и всегда.
  3. Если я допускаю ошибку, значит, я глупый.
  4. Если я не достиг вершины, значит, я потерпел поражение.
  5. Как замечательно это – быть известным, богатым, популярным, и как ужасно быть обычным, посредственным человеком.
  6. Моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие.
  7. Я не могу жить без любви. Если мой начальник (жена, ребёнок, любовница) меня не любит, то значит, что я ни на что не годен.
  8. Если кто-то со мной не соглашается, значит, он/она меня не любит.
 

  Отсюда  выходит, что события сами по себе мало значат, подлинные чувства вызывают лишь мнения и оценки человека. Он чувствует то, что он думает по поводу воспринятого им. При этом они также могут противоречить друг другу – а человек всё равно чувствует себя несчастным. 

  Абсолютистское, догматичное мышление лежит в  основе депрессивного восприятия мира. Невротик как бы закрывает глаза на позитивные стороны окружающего мира и собственной жизни и видит лишь негативные. Эллис проводит чёткую границу между теми эмоциями, которые он называет “адекватными негативными эмоциями” (грусть, обида, страх, печаль, досада, сожаление и гнев) и невротическими, депрессивными переживаниями. С его точки зрения, люди естественно огорчаются в тех случаях, когда их планы или намерения не сбываются, когда окружающие оценивают их ниже, чем следует, когда они болеют или теряют близких людей. “Однако когда они обращают (сознательно или бессознательно) свои желания или цели в безусловные требования и приказы, начиная убеждать самих себя в том, что они должны, просто обязаны в любых условиях и при любых обстоятельствах добиваться успеха и удовлетворять все свои желания, то именно тогда они погружаются в депрессию” – как пишет сам А. Эллис в одной из статей. 

  Ещё одна причина депрессии – это специфическое  самоотношение, при котором человек  склонен сильнее наказывать себя за просчёты, чем хвалить за успехи, или когда полученные им похвалы выглядят меньше, чем заслуженные. Само по себе самонаказующее поведение может восприниматься как волевое, мужественное или как воспитывающее характер, но для того, чтобы стремление к самонаказанию стало переходом в невротическую депрессию, необходим бессознательный (и иррациональный) переход от наблюдения, пожелания к предписанию и оценке. Например: “Я вижу, как ужасно быть (низкорослым, толстым, бедняком с высшим образованием, провинциалом)” и т.п. 

  Также люди впадают в депрессию, гнев или  ярость в тех случаях, когда в  их жизни мало неожиданных радостей, удач и случайных успехов –  и особенно если, с их точки зрения, соседу или сопернику “везёт больше”. Дефицит положительного подкрепления, если говорить в терминах бихевиоризма) создаёт то напряжение, которое может разрядиться в любом отрицательном эмоциональном состоянии. С точки зрения М. Селигмана и Л.Абрамсона, в основе невроза может лежать предвидение грядущих неприятностей. При этом имеется склонность приписывать негативным внешним событиям внутренние, стабильные и глобальные причины, а всё же если происходит что-то хорошее, то только случайно, и к тому же быстро проходит. Нереалистичные ожидания грядущих катастроф особенно характерны для нашего нестабильного времени. 

  Подытоживая, можно отметить, что в рационально-эмоциональной  терапии депрессия и невроз рассматриваются  как продукт следующих жизненных  установок: 

  1. У личности сложилась отрицательная самооценка наряду с убеждением, что нельзя иметь серьёзных недостатков, иначе ты будешь ни на что не годным, неуместным и неадекватным;
  2. Человек пессимистически смотрит на своё окружение. Он абсолютно убеждён в том, что оно должно быть значительно лучшим, а если не выходит – это совершенно ужасно;
  3. Будущее воспринимается в мрачном свете, неприятности неизбежны, а невозможность стать более счастливым делает жизнь бессмысленной;
  4. Низкий уровень самоодобрения и высокая склонность к самоосуждению сочетаются с представлением о том, что личность обязана быть совершенной и должна получать одобрение от других, а иначе она не заслуживает хорошего отношения к себе и должна быть наказана;
  5. Ожидание неприятностей предполагает их неизбежность и то, что человек как-то обязан справляться с ними, а если этого не происходит, значит он хуже всех.
 

  4 Когнитивно-рациональное консультирование 

  Когнитивно-рациональный метод в психологическом консультировании имеет своих поклонников. Хороший  когнитивный консультант не только обучает клиента навыкам рационального  анализа собственных действий и лежащих в их основе мнений и представлений о реальности, но и объясняет, что этот процесс – не “рационализация” или “психологическая защита”. 

  Данный  подход в психологическом консультировании опирается прежде всего на силу сознательного  разума, здравого смысла. Поэтому его эффективность находится в зависимости от того, насколько эта сила у клиента значительна. Необходимы навыки самонаблюдения (интроспекции), хорошо развитое логическое мышление, склонность к абстрактному рассмотрению жизненных ситуаций. Этими свойствами скорее обладает сам консультант, чем его клиент, у которого как раз здесь возможны проблемы. Даже очень эффективный когнитивный консультант мало поможет клиенту, который не любит думать и размышлять. Между прочим, аутопсихотерапевтический потенциал когнитивно-рационального консультирования весьма велик, особенно для тех людей, кто любит анализировать свои мысли, чувства и поведение.  

  В когнитивно-рациональном консультировании работа с клиентом начинается с попытки осознать автоматические мысли. Направив на них внимание, клиент лучше представляет их содержание и последствия. Одна из техник, которые широко применяются для этого в консультировании – “заполнение пробела”, при котором человек учится улавливать последовательность внешних событий и своих реакций на них. Осознание промежуточного, пропущенного звена позволяет найти причину депрессивного состояния, робости или скованного поведения (например), которые успели стать привычным фоном бытия. По мере того, как клиент учится распознавать автоматические мысли и выявлять их неадаптивную сущность, он относится к себе всё более объективно, понимая, как в них происходит искажение реальности. Способность к объективному рассмотрению автоматизмов Бек называет дистанцированием. Здоровые люди обладают этой способностью отличать свои мысли и мнения, гипотезы и предположения от реальных фактов и событий жизни, у невротиков она нарушена. Кроме того, невротики часто имеют склонность относить к себе и наделять личностным смыслом события, которые не имеют к ним причинного отношения.  

  Техника, предназначенная для того, чтобы  переубедить клиента в том, что  он является центром всех событий, называется децентрацией. Этот процесс особенно успешно происходит в группах, где  участники с удивлением убеждаются в том, что, с одной стороны, их проблемы, казавшиеся им уникальными, в достаточной степени типичны, а с другой что центром мировых явлений считает себя почти каждый. Обретя способность проверять правдивость своих мнений, достоверность и точность умозаключений (валидность), клиент становится не только более реалистичным, но и более эффективным. Умение не путать мнения с реальностью – важнейшая составляющая психического здоровья и личностного благополучия. Когнитивно-рациональное консультирование ставит своей основной задачей формирование прочного фундамента опыта и знания, опираясь на который, человек может руководствоваться разумом и здравым смыслом в решении проблем любой сложности, не отягощая своё сознание навязчивыми невротическими мыслями и чувствами. 

  Личность, скованная иррациональными установками, постоянно находится в плену  отрицательных эмоций. Не в силах  с ними совладать, она в своём  поведении может проявлять лишь беспомощную некомпетентность. Консультант, работающего в соответствии с  принципами когнитивно-рационального консультирования, строит помощь таким людям в несколько этапов. Сначала происходит работа над прояснением абсолютистской системы аксиом, блокирующих деятельность, затем идёт обсуждение их как гипотетических, вероятностных. Кроме того, подавленные глубокими страхами, депрессивные и тревожные клиенты нуждаются в смене общей точки зрения на мир – им нужно помочь овладеть принципом принятия вместо принципа долженствования. 

  Консультант может задать клиенту такие вопросы: 

  1. Почему  Вы должны всё делать хорошо? Разве бизнес-партнёр (жена, начальник, любовница…) сразу разочаруется в Вас, если Вы совершите ошибку? Все люди время от времени ошибаются. Конечно, ошибки нужно исправлять, но разве за них всегда и всех следует наказывать? Разве Ваши друзья и близкие не умеют прощать? 

  2. Кто  и когда сказал, что Вы должны  получать одобрение каждого, в  ком  заинтересованы? Разве Вы  должны нравиться всем? А если  Вы кому-то и не нравитесь  – разве это делает Вас плохим? Вспомните, ведь Вам нравятся  далеко не все люди, с которыми Вы встречаетесь. И они живут при этом спокойно. 

  3. Предположим,  Вы действительно посредственный, заурядный человек. Но разве  следует из этого, что Вы  ещё и обязательно должны быть  несчастным? Быть может, Вы действительно  не сделаете ничего выдающегося. А кто сказал, что Вы обязаны быть незаурядным? Почему быть обычным человеком ужасно? В мире миллионы таких людей, и большинство из них счастливы и довольны жизнью? 

Информация о работе Когнитивно-рациональное консультирование