Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:12, контрольная работа
Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называют совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о первичности сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных. Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении столетий, но бурное развитие концепций глубинной психологии в ХХ веке оттеснил этот принцип на второй план.
Введение………………………………………………………… 3
1 Рационально-эмоциональная психотерапия……………… 5
2 Когнитивная психотерапия……………………………………9
Пример: депрессии и неврозы……………………………………13
3 Когнитивно-рациональное консультирование………………16
Заключение…………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………21
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Институт профессиональных инноваций»
/г.
Москва/
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: Практикум
когнитивно-ориентированное
и когнитивно-поведенческое
консультирование
На
тему: Когнитивно-рациональное
консультирование
Студентки 6 с курса
Факультета психологии
Антоновой
Елены Евгеньевны
2011
Содержание
Введение……………………………………………………
1 Рационально-эмоциональная психотерапия……………… 5
2 Когнитивная психотерапия……………………………………9
Пример:
депрессии и неврозы……………………………
3 Когнитивно-рациональное консультирование………………16
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………21
Введение
Когнитивной
или рационально-эмоциональной психотерапией
называют совокупность психотерапевтических
методов, в основе которых лежит представление
о первичности сознательной, рациональной
стороны психики в разрешении психологических
проблем, в том числе личностных и эмоциональных.
Ясный рассудок и здравый смысл считали
основой психологической устойчивости
и душевного здоровья на протяжении столетий,
но бурное развитие концепций глубинной
психологии в ХХ веке оттеснил этот принцип
на второй план. Основные идеи когнитивной
парадигмы были сформулированы в начале
60-ых годов психотерапевтами-американцами
А. Беком и А. Эллисом в противовес психоаналитической
и бихевиоральной теориям личности. И
хотя в дальнейшем произошла весьма заметная
интеграция когнитивной психотерапии
с этими подходами (выразившейся в создании
когнитивно-аналитической
психотерапии), работы Эллиса и Бека
следует считать оригинальным направлением
теории и практики психологической помощи.
Данное
направление обычно принято разделять
на рационально-эмоциональную
психотерапию (А. Эллис) и когнитивную
психотерапию (А. Бек). Как пишет Н.Ф. Калина,
“...оба автора склонны рассматривать
любого обычного человека, решающего свою
проблему, как своего рода учёного-исследователя,
но такого, который недостаточно хорошо
осознаёт свои методы и возможности”1.
При значительном сходстве их подходы
имеют и различия.
Взгляды
А. Бека ближе к общим представлениям
когнитивной психологии о психике
как о присущей живым организмам
системе получения, обработки и
хранения информации.
С этой точки зрения, психические и личностные
расстройства (тревога, депрессия, фобические
реакции, скука, ощущение неполноценности
и т.п.) возникают вследствие нарушений
и сбоев в информационных процессах, негативно
влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные
и мотивационные аспекты деятельности
и поведения. Психотерапевт в некотором
смысле функционирует как “системный
программист”, который способен устранить
сбои в “операционной системе” клиента
и даже научить этому “конечного пользователя”,
то есть своего клиента.
В отличие
от взглядов Бека, терапевтическая модель
Эллиса во многом определяется состоящим
в её названии словом “рациональная”
– Эллис прослеживает в составе внутреннего
опыта личности рационально выделяемые
очевидные образования, в которых усматриваются
фундаментальные характеристики мира,
и показывает, как можно усомниться в этих
“непреложных данностях”. Можно сказать,
что в когнитивной терапии максимально
представлен и работает принцип, взятый
из изречения Р. Декарта – “мыслю, следовательно
существую”. Качество мышления определяет
психологическую комфортность существования
– психологические проблемы могут возникать,
если человек неправильно представляет
себе нечто, вплоть до самого себя (Я-концепции).
1
Рационально-эмоциональная
психотерапия
В рационально-эмоциональной
терапии, разработанной А. Эллисом в 50-ые
годы ХХ века, выделяется 3 ведущих психологических
аспекта функционирования человека: мысли
(когниции), чувства и поведение. Эллис
подчёркивает, что надо отличать описательные
(дескриптивные) когниции, содержащие
информацию о реальности, от оценочных,
содержащих отношение к этой реальности.
С точки зрения рационально-эмоциональной
терапии, не объективные события вызывают
позитивные или негативные эмоции, а их
внутреннее восприятие и оценка. Поэтому
генерализации, ложные выводы и жёсткие
установки считаются нарушениями в когнитивной
сфере и называются иррациональными установками.
Возникновение психологических проблем
Эллис связывает с функционированием
иррациональных установок.
Работа
консультанта сводится к опознаванию
иррациональных установок, к конфронтации
с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению
функционирования рациональных, уже гибких
(а не первоначально абсолютистских) установок.
Рационально-эмоциональная терапия в
первую очередь показана тем клиентам,
кто способен к интроспекции и самоанализу.
Она предполагает активное участие клиента
на всех этапах консультирования, установление
с ним отношений партнёрского типа. Этому
способствует совместное обсуждение возможных
целей консультирования, проблем, которые
бы хотел разрешить клиент.
Цель рационально-
На первом
этапе проводится кларификация, то
есть прояснение параметров события, тех,
которые клиента наиболее затронули или
вызвали неадекватную реакцию. На этом
этапе целью консультирования является
не поощрение клиента к уходу от столкновения
с событием, не изменение его, а осознание
системы оценочных когниций, затрудняющих
разрешение этого конфликта, перестройка
её и только после этого этапа – принятие
решения об изменении
ситуации. В противном случае клиент
сохраняет потенциальную уязвимость в
сходных ситуациях. По-моему, логика этого
процесса чем-то напоминает этап “экологической
проверки” из процесса рефрейминга, с
которым работают в НЛП (нейролингвистическом
программировании).
Следующий
этап консультирования – это идентификация
следствий, выявление всех эмоциональных
реакций на событие. Этот этап производится,
чтобы распознать эмоции, не осознаваемые
клиентом из-за включения той или иной
психологической защиты. У некоторых клиентов
осознание и вербализация испытываемых
эмоций затруднены из-за словарного или
поведенческого дефицита, а также “вторичного
выигрыша”. Консультант наблюдает за
экспрессией и невербальным поведением
клиента при рассказе его о событии, предоставляет
обратную связь говоря о своём восприятии
характера эмоциональной реакции клиента,
высказывает предположения о чувствах
и мыслях обычного человека в похожей
ситуации (что помогает клиенту осознать
свои эмоции, прежде неосознаваемые).
Эллис выделил
4 наиболее распространённые группы иррациональных
установок, создающих проблемы:
Среди наиболее
типичных иррациональные убеждения, с
которыми сталкивается консультант
в своей психологической
Цель этапа
реализована, когда в области
проблемы выявлены иррациональные установки.
Следующий
этап консультирования – реконструкция
иррациональных установок, которая
может протекать на когнитивном
уровне, на уровне воображения, на уровне
поведения. Реконструкция на когнитивном
уровне включает доказательство клиентом
истинности установки и необходимости
её сохранения в данной ситуации. Обычно
в процессе такого рода доказательства
клиент ещё более отчётливо видит негативные
последствия сохранения своей установки.
На уровне воображения клиент мысленно
погружается в психотравмирующую ситуацию.
При негативном воображении, например,
он должен максимально полно испытать
прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить
её уровень, осознав, за счёт каких новых
установок ему этого удалось достичь.
(Мне это упражнение своей логикой чем-то
напоминает технику визуально-кинестетической
диссоциации из арсенала НЛП). На уровне
действия работает техника моделирования,
демонстрация различных вариантов поведения
в проблемной ситуации с целью модификации
установок.
Важным
этапом рационально-эмоционального консультирования
являются самостоятельные задания, способствующие
закреплению адаптивного поведения.
2
Когнитивная психотерапия
Основные
положения когнитивной
Когнитивные
элементы делятся на базисные посылки
(в которых содержатся глубинные представления
личности об окружающем мире, других людях
и самой себе) и автоматические мысли (которые
сопровождают переработку информации
в данный момент времени). Примеры базисных
посылок: “Доверять людям опасно”, “Я
никому не нужен и поэтому никто меня не
любит”. Автоматические мысли получили
своё название в силу своей непроизвольности,
быстротечности и бессознательности.
Человек не выбирает информацию для размышлений,
а сосредотачивается на ней непроизвольно.
Эти мысли резко отличаются от осознанных,
при которых сохраняется та или иная степень
контроля за предметом, но субъективно
они переживаются как правдоподобные.
Когнитивные
процессы – связующее звено между
базисными посылками и
Среди основных
логических нарушений, сопровождающих
автоматические мысли, можно выделить
произвольное умозаключение, избирательность
и чрезмерное обобщение, “чёрно-белое”
мышление (склонность мыслить в категориях
типа “прекрасный – ужасный”, персонификацию
(стремление относить к себе личностно
нейтральные события), преуменьшение или
преувеличение важности отдельных событий
или поступков.
Когнитивная
психотерапия тоже исходит из того, что
восприятие опосредовано мышлением, и
если это среднее звено осознать, то можно
понять эмоциональные и поведенческие
аспекты реакции человека. На когнитивной
стадии Бек выделил следующие нарушения
переработки информации, которые искажают
видение объекта или ситуации и являются
причиной ложных представлений: обозначение,
селекция, интеграция и интерпретация.
Информация о работе Когнитивно-рациональное консультирование