Когнитивно-рациональное консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называют совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о первичности сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных. Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении столетий, но бурное развитие концепций глубинной психологии в ХХ веке оттеснил этот принцип на второй план.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
1 Рационально-эмоциональная психотерапия……………… 5
2 Когнитивная психотерапия……………………………………9
Пример: депрессии и неврозы……………………………………13
3 Когнитивно-рациональное консультирование………………16
Заключение…………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………21

Работа содержит 1 файл

cognitive.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

  Негосударственное образовательное  учреждение

  Высшего профессионального  образования

  «Институт профессиональных инноваций»

  /г.  Москва/ 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

  По  дисциплине: Практикум когнитивно-ориентированное и когнитивно-поведенческое консультирование 

        На тему: Когнитивно-рациональное консультирование 
 
 
 
 

  Студентки 6 с курса

  Факультета  психологии

  Антоновой Елены Евгеньевны  
 
 

  2011 
 

Содержание 

  Введение…………………………………………………………    3     

    1 Рационально-эмоциональная психотерапия………………   5

  2 Когнитивная психотерапия……………………………………9

  Пример: депрессии и неврозы……………………………………13

  3 Когнитивно-рациональное консультирование………………16

    Заключение…………………………………………………………20

    Список использованной литературы……………………………21 

 

   Введение 

  Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называют совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о первичности сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных. Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении столетий, но бурное развитие концепций глубинной психологии в ХХ веке оттеснил этот принцип на второй план. Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулированы в начале 60-ых годов психотерапевтами-американцами А. Беком и А. Эллисом в противовес психоаналитической и бихевиоральной теориям личности. И хотя в дальнейшем произошла весьма заметная интеграция когнитивной психотерапии с этими подходами (выразившейся в создании когнитивно-аналитической психотерапии), работы Эллиса и Бека следует считать оригинальным направлением теории и практики психологической помощи. 

  Данное  направление обычно принято разделять  на рационально-эмоциональную психотерапию (А. Эллис) и когнитивную психотерапию (А. Бек). Как пишет Н.Ф. Калина, “...оба автора склонны рассматривать любого обычного человека, решающего свою проблему, как своего рода учёного-исследователя, но такого, который недостаточно хорошо осознаёт свои методы и возможности”1.  При значительном сходстве их подходы имеют и различия.  

  Взгляды А. Бека ближе к общим представлениям когнитивной психологии о психике  как о присущей живым организмам системе получения, обработки и  хранения информации.  
С этой точки зрения, психические и личностные расстройства (тревога, депрессия, фобические реакции, скука, ощущение неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах, негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты деятельности и поведения. Психотерапевт в некотором смысле функционирует как “системный программист”, который способен устранить сбои в “операционной системе” клиента и даже научить этому “конечного пользователя”, то есть своего клиента.
 

  В отличие от взглядов Бека, терапевтическая модель Эллиса во многом определяется состоящим в её названии словом “рациональная” – Эллис прослеживает в составе внутреннего опыта личности рационально выделяемые очевидные образования, в которых усматриваются фундаментальные характеристики мира, и показывает, как можно усомниться в этих “непреложных данностях”. Можно сказать, что в когнитивной терапии максимально представлен и работает принцип, взятый из изречения Р. Декарта – “мыслю, следовательно существую”. Качество мышления определяет психологическую комфортность существования – психологические проблемы могут возникать, если человек неправильно представляет себе нечто, вплоть до самого себя (Я-концепции). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Рационально-эмоциональная психотерапия 

  В рационально-эмоциональной терапии, разработанной А. Эллисом в 50-ые годы ХХ века, выделяется 3 ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Эллис подчёркивает, что надо отличать описательные (дескриптивные) когниции, содержащие информацию о реальности, от оценочных, содержащих отношение к этой реальности. С точки зрения рационально-эмоциональной терапии, не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка. Поэтому генерализации, ложные выводы и жёсткие установки считаются нарушениями в когнитивной сфере и называются иррациональными установками. Возникновение психологических проблем Эллис связывает с функционированием иррациональных установок. 

  Работа  консультанта сводится к опознаванию иррациональных установок, к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок. Рационально-эмоциональная терапия в первую очередь показана тем клиентам, кто способен к интроспекции и самоанализу. Она предполагает активное участие клиента на всех этапах консультирования, установление с ним отношений партнёрского типа. Этому способствует совместное обсуждение возможных целей консультирования, проблем, которые бы хотел разрешить клиент. 

  Цель рационально-эмоциональной  терапии – перевод клиента  в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные.  

  На первом этапе проводится кларификация, то есть прояснение параметров события, тех, которые клиента наиболее затронули или вызвали неадекватную реакцию. На этом этапе целью консультирования является не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его, а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка её и только после этого этапа – принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях. По-моему, логика этого процесса чем-то напоминает этап “экологической проверки” из процесса рефрейминга, с которым работают в НЛП (нейролингвистическом программировании). 

  Следующий этап консультирования – это идентификация  следствий, выявление всех эмоциональных  реакций на событие. Этот этап производится, чтобы распознать эмоции, не осознаваемые клиентом из-за включения той или иной психологической защиты. У некоторых клиентов осознание и вербализация испытываемых эмоций затруднены из-за словарного или поведенческого дефицита, а также “вторичного выигрыша”. Консультант наблюдает за экспрессией и невербальным поведением клиента при рассказе его о событии, предоставляет обратную связь говоря о своём восприятии характера эмоциональной реакции клиента, высказывает предположения о чувствах и мыслях обычного человека в похожей ситуации (что помогает клиенту осознать свои эмоции, прежде неосознаваемые). 

  Эллис выделил 4 наиболее распространённые группы иррациональных установок, создающих проблемы: 

  1. Катастрофические  установки;
  2. Установки обязательного долженствования;
  3. Установки обязательной реализации своих потребностей;
  4. Глобальные оценочные установки.
 
 

  Среди наиболее типичных иррациональные убеждения, с  которыми сталкивается консультант  в своей психологической практике, следующие: 

  1. Есть жёсткая  необходимость быть любимым или  одобряемым каждым значимым другим;
  2. Каждый должен быть компетентен во всём;
  3. Большинство людей подлые или испорченные;
  4. Случится катастрофа, если события пойдут по незапланированному пути;
  5. Несчастья человека обусловлены внешними силами (“форс-мажор”), и у людей мало шансов их контролировать;
  6. Если существует опасность, то не следует её преодолевать…;
  7. …Легче избежать определённых жизненных трудностей, чем испытывать их и нести ответственность;
  8. “Слабый” зависим от “сильного”;
  9. Прошлая история человека влияет на его настоящее поведение;
  10. Не надо беспокоиться о чужих проблемах;
  11. Надо чётко, правильно и отлично решать все проблемы, а то произойдёт катастрофа;
  12. Если кто-то не контролирует свои эмоции, то ему нельзя помочь.
 

  Цель этапа  реализована, когда в области  проблемы выявлены иррациональные установки. 

  Следующий этап консультирования – реконструкция  иррациональных установок, которая  может протекать на когнитивном  уровне, на уровне воображения, на уровне поведения. Реконструкция на когнитивном  уровне включает доказательство клиентом истинности установки и необходимости её сохранения в данной ситуации. Обычно в процессе такого рода доказательства клиент ещё более отчётливо видит негативные последствия сохранения своей установки. На уровне воображения клиент мысленно погружается в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении, например, он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить её уровень, осознав, за счёт каких новых установок ему этого удалось достичь. (Мне это упражнение своей логикой чем-то напоминает технику визуально-кинестетической диссоциации из арсенала НЛП). На уровне действия работает техника моделирования, демонстрация различных вариантов поведения в проблемной ситуации с целью модификации установок. 

  Важным  этапом рационально-эмоционального консультирования являются самостоятельные задания, способствующие закреплению адаптивного поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Когнитивная психотерапия 

  Основные  положения когнитивной психотерапии были сформулированы А. Беком независимо от рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса. В отличие от рационально-эмоционального подхода Эллиса, положившего в основу своей модели представления о ведущей роли абсолютистских требований долженствования в образовании неврозов, автор когнитивной модели А. Бек видит их причины в нарушениях переработки информации. Он выделяет три основных группы механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание. 

  Когнитивные элементы делятся на базисные посылки (в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе) и автоматические мысли (которые сопровождают переработку информации в данный момент времени). Примеры базисных посылок: “Доверять людям опасно”, “Я никому не нужен и поэтому никто меня не любит”. Автоматические мысли получили своё название в силу своей непроизвольности, быстротечности и бессознательности. Человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней непроизвольно. Эти мысли резко отличаются от осознанных, при которых сохраняется та или иная степень контроля за предметом, но субъективно они переживаются как правдоподобные. 

  Когнитивные процессы – связующее звено между  базисными посылками и автоматическими  мыслями, обеспечивающие соответствие вновь поступающей в сознание информации с прежними представлениями. Например: “Меня никто не любит, потому что я толстая. А если кто и полюбит, я не буду иметь с ним дела – у него вкус дурной”. Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг какой-либо специфической темы (“Я сексуально неполноценная”, “Никогда не выйду замуж” и тому подобное). 

  Среди основных логических нарушений, сопровождающих автоматические мысли, можно выделить произвольное умозаключение, избирательность  и чрезмерное обобщение, “чёрно-белое” мышление (склонность мыслить в категориях типа “прекрасный – ужасный”, персонификацию (стремление относить к себе личностно нейтральные события), преуменьшение или преувеличение важности отдельных событий или поступков. 

  Когнитивная психотерапия тоже исходит из того, что восприятие опосредовано мышлением, и если это среднее звено осознать, то можно понять эмоциональные и поведенческие аспекты реакции человека. На когнитивной стадии Бек выделил следующие нарушения переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации и являются причиной ложных представлений: обозначение, селекция, интеграция и интерпретация. 

Информация о работе Когнитивно-рациональное консультирование