Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:42, реферат
Когнитивная терапия была разработана Аароном Беком в Университете Пенсильвании в начале 1960-х годов как структурированный, кратко срочный, ориентированный на настоящее вид психотерапии, предназначенный для лечения депрессивных расстройств. Основной целью когнитивной терапии стало решение актуальных проблем пациентов, а также изменение дисфункционального, искаженного мышления и поведения (Beck, 1964) На протяжении многих лет А. Бек и его последователи успешно применяли когнитивную терапию, адаптировав ее для лечения целого ряда психических расстройств.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основы когнитивной терапии………………………………………….. 4
1.2. Этапы терапии………………………………………………………..6
2. Техники применяемые в когнитивной терапии………………………..8
3. Содержание схем при расстройствах личности………………………14
Литература……………………………
Во-вторых, с помощью поведенческих техник можно научить клиентов проверять истинность своих автоматических мыслей и убеждений. В-третьих, использование поведенческих техник наряду с когнитивными побуждает клиентов заниматься деятельностью, которая их пугает. В-четвертых, применяя поведенческие техники, консультанты обучают клиентов конкретным поведенческим навыкам. Поскольку цели применения поведенческих техник частично совпадают, эти техники не классифицируются в соответствии с целью. Рассмотрим некоторые поведенческие техники, наиболее часто используемые когнитивными консультантами.
Планирование деятельности. Планирование деятельности подразумевает составление расписания (графика). Совместное планирование конкретных действий имеет большое значение, так как такое планирование позволяет клиентам осознать, что они могут правильно распределять свое время. При планировании деятельности главное — определить, какой деятельностью клиент согласен заниматься, а не установить, какой объем работы он должен выполнить. Клиенты могут каждый вечер отводить определенное время для планирования своих действий на следующий день.
Оценка мастерства и удовольствия. Используя десятибалльную шкалу, клиенты могут оценивать свое мастерство и степень удовольствия, которое они испытали при совершении в течение дня какого-либо действия. Такое оценивание может помочь клиентам, пребывающим в состоянии депрессии, осознать, какие действия поднимают их настроение.
Проведение поведенческих экспериментов. Консультанты могут разрабатывать (это рекомендуется делать на поздних стадиях консультирования) поведенческие эксперименты. Таким образом, клиентов можно обеспечивать информацией, которая противоречит имеющимся у них автоматическим мыслям, ошибочным прогнозам и подспудным убеждениям. Молодому человеку, собиравшемуся отменить свидание из-за страха («Я не буду знать, что говорить»), было рекомендовано отправиться на свидание и исходить из экспериментальной гипотезы, согласно которой он не знает, что говорить. Результаты этого специфического эксперимента опровергли данную гипотезу (Beck, Emery, 1985). Вернемся к ранее рассмотренному примеру. Марджори, предполагая, что она изменила свое поведение вместе с когнициями, приняла участие в поведенческом и когнитивном эксперименте, чтобы проверить верность своей основной установки «Я ни в коем случае не должна позволить себе быть уязвимой».
Репетиция поведения и разыгрывание ролей. Консультанты могут использовать репетицию поведения, чтобы развивать у клиентов навыки, которые могут понадобиться им в определенных напряженных ситуациях. При обучении этим навыкам можно использовать демонстрацию и обратную связь (здесь может помочь видео). Репетиции поведения должны включать в себя многократные проверки и обучение клиентов разнообразным реакциям. Клиенты могут также репетировать ситуации, используя воображение.
Постановка постепенно усложняющихся задач. Часто клиентам не удается выполнить поставленные задачи, потому что они пробуют сделать слишком многое сразу. Консультанты и клиенты могут выстраивать иерархии вызывающих страх или сложных ситуаций. Клиентам следует начинать с менее сложной деятельности и только через определенное время переходить к деятельности, которая вызывает у них страх.
Использование методов отвлечения. Клиентов можно побуждать совершать действия, которые смогут отвлечь их от сильных отрицательных эмоций и мыслей. Можно рекомендовать работу, игру, общение, совершение каких-либо физических действий.
Рекомендация упражнений для выполнения в домашних условиях. Домашнему заданию в когнитивном консультировании придается большое значение. Выполнение домашнего задания позволяет как сократить время, затраченное на консультирование, так и развить когнитивные и поведенческие навыки, которые можно будет использовать после консультирования. Домашнее задание должно включать в себя развитие самоконтроля, проверку верности автоматических мыслей и подспудных убеждений, развитие навыков, необходимых для преодоления определенных трудностей, развитие когнитивных навыков, которые требуются для идентификации когнитивных ошибок, для рационального реагирования и изменения формулировки убеждений.
Завершение консультирования и предотвращение рецидивов
Когнитивное консультирование является структурированным подходом и проводится, как правило, в короткие сроки, поэтому когнитивные консультанты стремятся «встраивать окончание в начало». Уже на первом занятии консультанты начинают обсуждать с клиентами критерии и ожидания, связанные с завершением консультирования. Существует несколько способов оценки прогресса. Давая оценку, консультанты учитывают уменьшение выраженности симптомов, изменения в описываемом и в наблюдаемом поведении, изменения в мышлении как в рамках консультирования, так и за его пределами. Выполнение домашнего задания, в частности произведение записей в «Ежедневном отчете об автоматических мыслях», выполнение конкретных задач и проведение экспериментов также помогают оценить прогресс. Консультанты не всегда безоговорочно верят, что клиенты способны проверять реалистичность своих интерпретаций и, если необходимо, изменять искаженные интерпретации или отказываться от них. Часто консультанты завершают курс постепенно. Например, если занятия проводились еженедельно, их начинают проводить сначала один раз в две недели, а потом еще реже в течение одного и двух месяцев (дополнительно, после завершения курса консультирования).
Когнитивные
консультанты уделяют большое внимание
предотвращению рецидивов. Клиентов учат
проверять истинность интерпретаций,
этот навык рассматривается как навык
самопомощи. Выполняя домашнее задание,
клиенты не только развивают навыки, необходимые
для реальной жизни, но и готовятся впоследствии
справляться с проблемами самостоятельно.
Консультанты учат клиентов предотвращать
рецидивы и развивать стратегии преодоления
трудностей. Доступность вспомогательных
сеансов также обусловливает возникновение
и поддержание у клиентов желания использовать
и сохранять свои развитые способности,
связанные с обработкой информации, после
завершения курса консультирования.
3.
Содержание схем при
расстройствах личности
Ниже перечислены некоторые типичные убеждения, связанные с каждым из расстройств личности (приведенный перечень взят из Aaron Beck, Arthur Freeman. Cognitive Therapy of Personality Disorders, 1990 стр.222) Хотя имеются некоторые неизбежные и необходимые пересечения между нозологическими категориями, эти перечни полезны при постановке диагноза. Кроме того, они помогут психотерапевту наметить основные убеждения для психотерапевтического вмешательства.
I. Избегающее расстройство личности
1. Я социально непригоден и нежелателен в ситуациях работы или общения.
2. Другие люди потенциально критически настроены, безразличны, склонны унижать или отвергать меня.
3. Я не могу выносить неприятные чувства.
4. Если люди сблизятся со мной, они обнаружат, кто я такой, и отвергнут меня.
5. Невыносимо, когда
меня считают низшим или
6. Я должен
любой ценой избегать
7. Если я чувствую
что-то неприятное или думаю
об этом, я должен попытаться
забыть об этом или отвлечься,
например подумать о чем-
8. Я должен избегать ситуаций, в которых я привлекаю внимание, или быть как можно более незаметным.
9. Неприятные чувства усилятся и выйдут из-под контроля.
10. Если другие критикуют меня, они, видимо, правы.
11. Лучше не делать ничего, чем пытаться делать то, что может закончиться неудачей.
12. Если я не думаю о проблеме, мне не нужно ее решать.
13. Любые признаки
напряженности в отношениях
14. Если я буду игнорировать проблему, она исчезнет.
II. Зависимое расстройство личности
1. Я нуждающийся и слабый.
2. Я нуждаюсь
в ком-то, кто всегда доступен,
чтобы помочь мне справиться
с тем, что я должен сделать,
или если случится что-то
3. Мой помощник
может опекать, поддерживать
4. Я беспомощен, когда действую самостоятельно.
5. Если мне
не удается привязаться к
6. Самое плохое, что может со мной случиться, — это если меня бросят.
7. Если меня не полюбят, я всегда буду несчастен.
8. Я не должен делать ничего, что может обидеть того, кто поддерживает меня или помогает мне.
9. Я должен
находиться в зависимом
10. Я должен всегда иметь доступ к нему.
11. Я должен поддерживать как можно более близкие отношения.
12. Я не могу сам принимать решения.
13. Я не могу справляться с проблемами, как это делают другие.
14. Мне нужны
другие люди, чтобы помогать мне
принимать решения или
III. Пассивно-агрессивное расстройство личности
1. Я самодостаточен, но я нуждаюсь в других, чтобы они помогли мне в достижении моих целей.
2. Единственный
способ сохранить чувство
3. Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли.
4. Люди, наделенные
властью, обычно навязчивы,
5. Я должен
сопротивляться доминированию
6. Невыносимо находиться под контролем или во власти других.
7. Я должен все делать по-своему.
8. Установление
крайних сроков, исполнение требований
и приспособление — прямая
угроза моей гордости и
9. Если я подчиняюсь правилам, как того ожидают люди, это ограничивает мою свободу действий.
10. Лучше не
выражать свой гнев прямо, но
показывать неудовольствие
11. Я сам знаю, что мне нужно и что для меня хорошо, и окружающие не должны указывать мне, что делать.
12. Правила произвольны и ограничивают меня.
13. Другие люди часто слишком требовательны.
14. Если я считаю людей слишком властными, я имею право игнорировать их требования.
IV. Обсессивно-компульсивное расстройство личности
1. Я полностью ответствен за себя и других.
2. Я должен полагаться на себя, чтобы убедиться, что все сделано.
3. Другие слишком
легкомысленны, часто
4. Важно любую работу выполнять идеально.
5. Мне нужен порядок, системы и правила, чтобы должным образом выполнить работу.
6. Если у меня нет систем, все может развалиться.
7. Любой недостаток или дефект в работе может привести к катастрофе.
8. Необходимо всегда придерживаться самых высоких стандартов, или все развалится.
9. Я должен полностью контролировать свои эмоции.
10. Люди должны все делать по-моему.
11. Если я не
выполняю работу на самом
12. Недостатки, дефекты или ошибки недопустимы.
13. Детали чрезвычайно важны.
14. Я делаю все наилучшим образом.
V. Антисоциальное расстройство личности
1. Я должен остерегаться.
2. Сила или
хитрость — лучший способ
3. Мы живем в джунглях, и выживает сильнейший.
4. Люди доберутся до меня, если я первым не доберусь до них.
5. Не обязательно
сдерживать обещания и