Классификация психодиагностических методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:12, лекция

Описание работы

1. Классификация методов по критерию «правильности» ответа.
2. Классификация методов по степени их опосредованности речью.
3. Классификация по критерию методического принципа, лежащего в основе психодиагностического метода.
4. Классификация методов по критерию их направленности на получение определенного типа данных.
5. Классификация методов по степени их формализованности.

Работа содержит 1 файл

лекция по психодиагностике (PD2).doc

— 126.50 Кб (Скачать)

1) вербальными (интервью, беседы),

2) невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

 

5. Аппаратурные  методики предполагают психологическую интерпретацию физиологических или зарегистрированных с помощью специальной аппаратуры поведенческих показателей.

Аппаратурные методики используются в исследованиях параметров времени реакции (реактометры, рефлексометры), типологических особенностей ВНД и пр. Во многих аппаратурных тестах имеется возможность обратной связи между ответами (реакциями) испытуемого и последующими стимулами.

До сравнительно недавнего  времени реализация этих методик  требовала специального и достаточно дорогостоящего оборудования. Появление персональных компьютеров открыло новые перспективы развития аппаратурных методик. Автоматизированные пульты для испытуемых при этом могут быть объединены с информационными системами. На дисплее компьютера могут моделироваться разнообразные виды деятельности, имитироваться объекты слежения, управления и т.д. Параллельно с помощью специальных датчиков может производиться съем и ввод в компьютер психофизиологической информации. В целом аппаратурные методики представляют собой одно из обширных самостоятельных направлений компьютерной психодиагностики.

Достоинством аппаратурных методик является их высокая стандартизированность, благодаря чему достигается объективность результатов исследования, возможность их повторного использования другими специалистами, что позволяет перепроверить данные.

Но недостатком этих методик служит определенная искусственность обстановки исследования, в которую попадает испытуемый, что может актуализировать у него защитные механизмы, которые могут исказить ответы испытуемого.

Таким образом, сделаем вывод: при использовании того или иного класса методов в реальной психодиагностической практике следует внимательно продумать целесообразность их применения, учитывая при этом как сильные, так и слабые стороны отдельных методик, принадлежащих к тому или иному классу методов.

 

 

4. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  ПО КРИТЕРИЮ ИХ НАПРАВЛЕННОСТИ  НА ПОЛУЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА  ДАННЫХ.

 

Четвертым основанием возможной классификации психодиагностических методик может служить их направленность на получение определенного типа данных. С этой точки зрения различают три типа данных:

1) L-данные (life – жизнь) – получаются путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни, например, ситуативной тревожности. Наиболее часто для получения этого типа данных используются техники экспертных оценок, а она, в свою очередь, подразумевает использование экспертами метода наблюдения. Подбираются эксперты, т.е. люди, хорошо знающие изучаемого субъекта. Они оценивают выраженность интересующей психолога характеристики (например, уровня тревожности) по предложенной  психодиагностом схеме (скажем, перечню вопросов) и системе оценок. Для повышения надежности «L-данных» разработаны специальные требования к процессу получения экспертных оценок:

    • оцениваемая характеристика должна определяться в терминах наблюдаемого поведения,
    • эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого достаточно длительный промежуток времени,
    • необходимо иметь не менее 10 экспертов на одного оцениваемого,
    • ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной характеристике за один раз;

2) Q-данные (question – вопрос) – получаются с помощью опросников и других методов самооценок. Данные этого типа могут подвергаться искажениям, которые носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции (самонаблюдения) и специальных знаний, использованием неверных эталонов. Различная мотивация испытуемых может явиться источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности, либо в сторону подчеркивания своих дефектов. Такие искажения могут носить как сознательный, так и бессознательный характер;

3) T-данные (test – тест) – получаются с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлен тест. Объективность данных этого типа достигается путем: а) наложения ограничений на возможные искажения тестовых оценок; б) наличия объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого, а именно наличия строго формализованных процедур.

Итак, мы можем  сделать вывод. Поскольку ни один класс методов, согласно данной классификации, не позволяет получить абсолютно объективную психодиагностическую информацию, требуется использовать их в комплексе.

 

 

 

5. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  ПО СТЕПЕНИ ИХ ФОРМАЛИЗОВАННОСТИ.

 

Пятая классификация психодиагностических процедур разделяет психодиагностические все методы на 2 класса в зависимости от такого их качества, как формализованность:

1) методы высокого уровня формализации – тесты, опросники, проективные техники и психофизиологические методики (как аппаратурные, так и бланковые, разработанные в школе Б.М. Теплова – Д.Н. Небылицына). Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов). Эти методики позволяют собрать информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми. Кроме того, стандартизированные методы лучше защищены от возможных методических ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя, проводящего тест (пользователя). Вместе с тем высокоформализованные методы не всегда позволяют выявить индивидуализированные черты конкретного испытуемого, т.к. предполагают стандартный подход ко всем людям; 

2) малоформализованные методы – наблюдение, опрос (беседа, интервью), анализ продуктов деятельности. Эти методы и методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Они позволяют глубже проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного человека. Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Таким образом, современное  понимание психодиагностики тесно  связано с понятием «психологическое тестирование», но не сводится к нему полностью, т.к. кроме тестовых (стандартизированных, измерительных) существуют экспертные (основанные на качественных экспертных оценках), или, как принято чаще называть, клинические методики. В разных научных школах и разных странах психодиагностика развивалась с разной системой приоритетов: в одних школах (европейская традиция) преимущественно развивались так называемые клинические малоформализованные методы (беседа, малостандартизированные проективные методики), особенно в области медицинской психодиагностики, в других школах (американская традиция) интенсивно развивались стандартизированные тестовые методы, особенно в области образования и индустриально-психологической практики отбора кадров. В настоящее время в наиболее эффективных зарубежных и российских психологических центрах  активно используются и взаимодополняют друг друга оба этих подхода.

Таким образом, знакомство с данной классификацией еще раз убеждает нас в том, что нецелесообразно в психодиагностическом исследовании использовать только какой-то один класс методов, поскольку каждый из них имеет не только свои достоинства, но и ограничения.

 

Итак, сегодня на лекции мы познакомились с вами с целым рядом классификаций психодиагностических методов и методик, раскрыли их особенности, выделили преимущества и недостатки каждого класса. Мы с вами заметили, что один и тот же класс методов может входить в различные классификации, что зависит от того, по какому основанию (критерию) строится та или другая классификация. Это важно знать, чтобы хорошо понимать, что может дать нам конкретный метод, а какую информацию с его помощью мы просто не можем получить, поскольку его возможности в определенной степени ограниченности. Поэтому можно сделать ОБЩИЙ ВЫВОД: Эффективные практические психологи, опираясь на знания разных классификаций психодиагностических методов всегда используют целый комплекс методов, принадлежащих к разным классам и разработанных в разных научных школах. Только так можно рассчитывать на получение наиболее полной и объективной психологической информации об изучаемых психологами людях.

Литература, использованная при подготовке

к лекции

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А.Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001. – С. 449-450, 458-473.

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник  по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 2002. – С. 129-130, 223-227.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб., 2003. – С. 290-294.

4. Дюк В.А. Компьютерная  психодиагностика / В.А. Дюк. –  СПб., 1994. – С. 9-19.

5. Мельников В.М. Введение  в экспериментальную психологию  личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. – М., 1985. – С. 8-18.

6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2002. – С. 17-19, 51-52.

7. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. –  Ростов-на-Дону, 1996. – С. 107-115.

8. Психологическая диагностика  / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 38-47.

 


Информация о работе Классификация психодиагностических методов