Классификация психодиагностических методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:12, лекция

Описание работы

1. Классификация методов по критерию «правильности» ответа.
2. Классификация методов по степени их опосредованности речью.
3. Классификация по критерию методического принципа, лежащего в основе психодиагностического метода.
4. Классификация методов по критерию их направленности на получение определенного типа данных.
5. Классификация методов по степени их формализованности.

Работа содержит 1 файл

лекция по психодиагностике (PD2).doc

— 126.50 Кб (Скачать)

В тестовых заданиях типа «Восстановление частей» и «Переконструирование данных» испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах, как в случае ответов типа «Выбор». В то же время предполагается, что при любом подходе существуют правильные ответы на задания теста. Однако это не всегда является обязательным условием, т.к. оценке могут подлежать такие параметры, как, например, оригинальность созданной комбинации.

Как видно из приведенных  примеров, обработка результатов объективных тестов может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Данные методики достаточно четко структурированы и допускают автоматизацию процедуры тестирования и обработки данных.

 

2. Стандартизованные  самоотчеты – методики, предполагающие использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Стандартизированные самоотчеты, в свою очередь, включают в себя:

 а) тесты-опросники, 

 б) открытые опросники, 

 в) шкальные техники  и методики классификации,

 г) индивидуально-ориентированные  техники типа ролевых репертуарных решеток.

А. Тесты-опросники представляют собой тесты, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждение. Наиболее часто используется двух- или трехальтернативный выбор ответов, например, «Верно», «Неверно», «Не могу сказать».

Одна и та же психологическая  переменная (например, черта личности) в личностных опросниках всегда отражается группой пунктов, т.е. представлена не одним, а группой вопросов (не менее 6-7). Это делается для получения более объективных результатов.

Пункты теста-опросника могут  быть прямыми и косвенными.

Прямые пункты опросника непосредственно  апеллируют к собственному опыту  испытуемого, например: «Боитесь ли Вы темноты?» или «Часто ли у тебя болит голова?». Косвенные вопросы (утверждения) отражают личный опыт или переживания испытуемого опосредованно, например, предлагается согласиться с утверждением «Большинство людей честны». Обратите внимание, как заметно отличается этот косвенный вопрос от аналогичного прямого «Часто ли ты врешь?». В высказываемых мнениях, суждениях испытуемого его личный опыт или переживания проявляются косвенно. Понятно, что косвенные пункты (вопросы) предпочтительнее, поскольку более маскируют истинную цель исследования, следовательно, ответы на них будут более достоверны.

По содержанию среди  тестов-опросников выделяют:

        • опросники-анкеты,
        • биографические опросники,
        • личностные опросники.

Опросники-анкеты предназначены для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Примером может служить Мичиганский тест выявления алкоголизма, для которого характерна слабая связь полученных результатов с личностными показателями обследуемых.

Биографические опросники ориентированы на получение данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы в них относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Информация, даваемая биографическими опросниками, как правило, является вспомогательной для получения достоверной интерпретации результатов психодиагностических тестов.

Личностные опросники представляют наиболее объемную группу тест-опросников. Они предназначены для измерения различных особенностей личности: личностных черт, типологии личности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, установок и др.

Примерами личностных опросников являются:

    • 16-факторный личностный опросник Раймонда Кеттелла – опросник черт личности, базирующийся на выделении групп тесно связанных личностных признаков;
    • личностный опросник Ганса Айзенка, Миннесотсткий многофакторный личностный опросник (MMPI) – типологические опросники, основанные на объединении похожих испытуемых в группы (типы);
    • шкала Марлоу–Крауна – опросник мотивации, диагностирующий мотивацию одобрения.

Личностные опросники  могут быть:

 

        • одномерными, включающими одну психологическую переменную. Примеры: тест ригидности, опросник Ж. Тейлор на тревожность.
        • двумерными, изучающими 2 переменные. Примеры: тест Г. Айзенка – изучает 2 фактора: эсктраверсию – интроверсию и эмоциональную нестабильность.
        • многомерными, изучающими целый ряд черт, или психологических переменных, одновременно. Примеры: опросник Р. Кеттелла – 16 факторов, MMPI – несколько десятков.

Применение тест-опросников характеризуется  малой степенью вовлеченности психолога  в процедуру обследования. Алгоритмы  обработки результатов этих тестов, как правило, представляют собой несложную процедуру подсчета количества совпадения ответов испытуемого с диагностическими ключами и последующее приведение полученного результата к нормированному виду. Эту операцию часто выполняет компьютер, т.к. автоматизация подобного тестирования является несложной технической задачей. Основные трудности встречаются лишь на этапе формирования автоматизированной интерпретации данных многомерных тест-опросников.

Б. Открытые опросники – опросники, не предусматривающие стандартизованного ответа испытуемого.

Примером психодиагностических методик данного типа является «Метод незавершенных предложений». Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения в данной методике формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности.

Другим примером является «Метод завершения историй», в которой в качестве стимула выступает небольшой рассказ.

Данные методики применяются  преимущественно в клинических исследованиях.

Стандартизация открытых опросников достигается с помощью  специальной процедуры контент-анализа – отнесения произвольных ответов испытуемого к стандартным психологическим категориям. Для решения задач контент-анализа применяются компьютеры. Хотя составление программ для такого анализа является трудоемким делом.

В. Шкальные техники и методики классификации – методики, предполагающие оценку различных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного порядковой шкалой, например: «теплый – холодный», «сильный – слабый». Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы.

Например, в тесте «Самочувствие–Активность–Настроение (САН)» используется семиточечная шкала для ответов:

–3  –2  –1  0  +1  +2  +3

Типичнейшим примером этого класса методик является «Метод семантического дифференциала» Чарльза Осгуда (1957), предназначенный для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. Исследуемый объект, в качестве которого может выступать слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивается путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками. Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как континуум градаций выраженности признака. Весь континуум шкалы разбивается на 3, 5 или 7 интервалов. В последнем случае оцениваемый признак может принимать значения от –3 до +3.

Полученные  на основании процедуры семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде т.н. семантического профиля исследуемого понятия. Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков).

Другим примером служат методики «Личностный дифференциал» и «Самочувствие–Активность–Настроение», которые являются трехфакторными. Каждый фактор в них выражается не одной шкалой, а группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Например, в методике «Личностный дифференциал» фактор «Оценка» содержит шкалы типа «хороший – плохой», «приятный – неприятный», «красивый – уродливый» и т.д. Фактор «Сила» составляют шкалы типа «сильный – слабый», «большой – малый». Третий фактор «Активность» включает шкалы типа «быстрый – медленный», «активный – пассивный» и т.д.

Г. Индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток направлены на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий.

В качестве примера следует назвать методику «Репертуарные решетки», которая была предложена американским психологом Г. Келли в 1955 г.

Под индивидуальной системой конструктов имеется в виду система отношений и установок к миру. По Г. Келли, на поведенческом уровне конструкт можно рассматривать как открытый человеком способ поведения. Его можно представить себе как ось, а описание конструкта удобнее всего проводить в биполярных понятиях. При этом конструкт отражает то, чем два или несколько объектов сходны между собой и отличны от третьего объекта или нескольких других объектов.

Биполярность  конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между  ними («конструкт – конструкт») и применять методы анализа многомерных данных (факторный и кластерный анализы, неметрическое шкалирование и др.) для выявления структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений. Это, в свою очередь, повышает надежность диагностических выводов относительно индивидуальных особенностей испытуемого.

Следует подчеркнуть, что по форме репертуарные решетки могут совпадать со шкальными и опросными методами, напоминать беседу или интервью.

Однако, несмотря на внешнее  сходство, техника репертуарных решеток отличается от шкальных техник, например, того же метода семантического дифференциала. Основное отличие заключается в том, что в решетках используются не заданные извне признаки, а выявляются собственные индивидуальные конструкты, создаваемые непосредственно в ходе обследования. Поэтому техника репертуарных решеток является гораздо более гибким и тонким инструментом, т.к. оцениваемые параметры (конструкты) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого.

Эти качества методики обусловливают  значительную вовлеченность психолога в процесс психодиагностики, поэтому интерпретация результатов значительно зависит от знаний и опыта психолога-психодиагноста.

 

3. Проективные  методы основаны на том, что недостаточно структурированный материал (незаконченное предложение, рисунок), выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. При этом происходит проекция скрытых, неосознаваемых процессов на этот материал, благодаря чему у психолога появляется возможность их изучения.

Проективные методики представляют собой специфическую, довольно неоднородную группу психодиагностических приемов  клинической ориентации. Последнее  означает не столько направленность проективных методик на выявление тех или иных аномалий личности, сколько способность методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности.

Число имеющихся проективных  методик достаточно велико и продолжает расти. Литература по проективным методикам обширна (в основном зарубежная), по отдельным тестам число работ перевалило за 4000.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т. е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» (отсюда и название данного класса методов) характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Проективные методики имеют  целый ряд достоинств. Обычно они являются методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности.

В качестве же их недостатков следует отметить трудность интерпретации получаемого в результате обследования обширного материала, а также достаточная степень субъективности, что предъявляет очень высокие требования к профессиональной квалификации психодиагноста.

 

4. Диалогические  (интерактивные) техники предполагают «живой», непосредственный контакт психодиагноста с обследуемым. При этом наилучших диагностических результатов психолог достигает за счет специфических особенностей этого контакта. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диагност одновременно выступает в роли или консультанта, или психотерапевта. Диалогические техники могут быть:

Информация о работе Классификация психодиагностических методов