Классификация психодиагностических методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:12, лекция

Описание работы

1. Классификация методов по критерию «правильности» ответа.
2. Классификация методов по степени их опосредованности речью.
3. Классификация по критерию методического принципа, лежащего в основе психодиагностического метода.
4. Классификация методов по критерию их направленности на получение определенного типа данных.
5. Классификация методов по степени их формализованности.

Работа содержит 1 файл

лекция по психодиагностике (PD2).doc

— 126.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии  и психологии

Кафедра общей  и социальной психологии

 

 

 

 

План-конспект лекционного  занятия

 

по дисциплине «Психодиагностика»

 

на тему: «КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИ-

ЧЕСКИХ МЕТОДОВ»

 

для студентов 2 курса отделения психологии

 

 

 

 

                                                Подготовил:

студент 4 к. 1 гр.

Гайдар М.И.

Методист:

доцент Гайдар К.М.

Факультетский рук-ль практики:

Кокотек С.Э.

 

Воронеж 2004

 

План лекции

 

1. Классификация методов по критерию  «правильности» ответа.

2. Классификация методов по степени  их опосредованности речью.

3. Классификация по критерию  методического принципа, лежащего  в основе психодиагностического метода.

4. Классификация методов по критерию их направленности на получение определенного типа данных.

5. Классификация методов  по степени их формализованности.

Цели лекции

Образовательные:

    • познакомить студентов с различными классификациями психодиагностических методов;
    • охарактеризовать критерии, на основе которых строятся всевозможные классификации психодиагностических методик.
    • раскрыть сущность различных психодиагностических методов, их достоинства и ограничения.

Воспитательные:

    • формировать установку у студентов на учет особенностей психодиагностических методов и конкретных методик при использовании их в психологической практике;
    • выработать позитивное отношение к профессии психолога-диагноста;
    • укреплять установку на профессионально грамотное использование психодиагностических методов.

Развивающие:

    • развивать профессиональное мышление студентов при анализе особенностей психодиагностических методик,
    • развивать и укреплять интерес будущих психологов к изучению методических проблем психодиагностики.

Литература, рекомендуемая  студентам

для самостоятельного изучения 

1. Анастази А. Психологическое  тестирование / А.Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001. – С. 449-450, 458-473.

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник  по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 2002. – С. 129-130, 223-227.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб., 2003. – С. 290-294.

4. Общая психодиагностика / Под  ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.  – СПб., 2002. – С. 17-19, 51-52.

5. Основы психодиагностики / Под  ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 107-115.

6. Психологическая диагностика  / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 38-47.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ЛЕКЦИИ

 

 

Прежде чем обратиться к существующим классификациям, уточним  различие между понятиями «метод» и «методика».

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод – это способ получения фактов о проявлении изучаемого явления, отвечающий методологическим принципам исследования.

Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования. Цель определяет объект исследования и те стороны (показатели) исследуемого явления, которые фиксирует исследователь, а условия, в которых проводится работа, определяют способы фиксации этих показателей и используемый экспериментальный материал. Один и тот же метод может быть воплощен через множество методик, каждая из которых, как правило, применима для довольно узкого круга задач.

В психологии, по некоторым данным, в настоящее время имеется более 15 тыс. психодиагностических методик, используемых на практике. Чтобы разобраться в таком большом количестве различных психодиагностических средств, необходима их классификация.

В зависимости от значимых атрибутов в современной психодиагностике выделяют несколько различных, достаточно обоснованных классификаций психодиагностических процедур и методик. Главная цель нашей лекции сегодня – познакомиться с этими классификациями, выявить специфику каждой из них, их возможности и ограничения.

При этом хочу вас  попросить обязательно записывать названия тех методик, которые я буду называть. Пока вы с ними не знакомы, но в дальнейшем – при изучении спецкурса «Частная психодиагностика» и других дисциплин, а также в ходе практик, которые вам предстоит пройти на 3-м и 4-м курсах, – многие из них вы будете непосредственно изучать и учиться с ними работать, как профессиональные психодиагносты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  ПО КРИТЕРИЮ «ПРАВИЛЬНОСТИ» ОТВЕТА.

 

Основанием для классификации  может служить «правильность» ответа. По этому основанию различают 2 класса методов:

1) диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ. К этому типу относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тесты интеллекта Джона Равена, Рудольфа Амтхауэра, методика определения полезависимости – поленезависимости Уиткина, тест ригидности А. Лачинса и др.).

 

Показать студентам  в качестве примера матрицу из интеллектуального теста Джона Равена, где стимульное задание представляет собой большую матрицу с отсутствующей частью. Из нескольких предложенных вариантов нужно выбрать один, который восполняет отсутствующий элемент. При этом из данных на выбор нескольких вариантов ответа лишь один –правильный.

Привести в пример задачу из теста на ригидность А. Лачинса: «Даны три сосуда – 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?» Здесь возможно единственно правильное решение:

37 – 21 – 3 – 3 = 10 л

Привести в пример субтест «Числовые ряды» из теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра: «Продолжить последовательность чисел: 3, 6, 9, 12, 15 …» Единственно правильный ответ – 18, 21, 24 и т.д. 

 

2) диагностические методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. Такие методы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников.

 

Привести примеры: 16-факторный личностный опросник Раймонда Кеттелла, опросник для изучения тревожности Ч.Д. Спилбергера, личностный опросник для изучения экстраверсии – интроверсии и эмоциональной нестабильности Ганса Айзенка и др.

 

 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  ПО СТЕПЕНИ ИХ ОПОСРЕДОВАННОСТИ РЕЧЬЮ.

 

По  степени опосредованности речевой  активности обследуемых различают 2 класса методов:

1) вербальные методы. Это такие психодиагностические методы, в которых как в вопросах или более развернутых текстах, так и в ответах используется речь. Задания, составляющие такие методики, апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений с помощью средств языка.

 

Привести примеры: вербальные субтесты из многих тестов интеллекта, личностные опросники, составленные из перечней вопросов или утверждений, задания на составление или продолжение испытуемым предложений, рассказов и т.п.

 

2) невербальные методы. Они предполагают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций. При выполнении же самого задания речь не задействована. Здесь требуются невербальные способности – перцептивные (показать пальцем выбранную картинку), моторные (нажать на рычаг) и др.

 

Привести примеры: в изобразительной методике для изучения мотивации достижения у детей «Различение животных» ребенка просят показать пальцем выбранную картинку с тем животным, которое ему более симпатично (показать студентам пример такой картинки).

При изучении особенностей восприятия в аппаратурном эксперименте испытуемый должен нажать на рычаг при появлении на экране определенной фигуры.

Общий вывод, который можно сделать по первым двум класасификациям психодиагностических методов состоит в том, что с целью получения более полной психологической информации на практике следует применять оба класса методов в комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО КРИТЕРИЮ  МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА, ЛЕЖАЩЕГО  В ОСНОВЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО МЕТОДА.

 

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема. По этому основанию обычно различают следующие классы психодиагностических методов.

1. Объективные тесты.

2. Стандартизированные  самоотчеты, которые, в свою очередь, включают:

    а) тесты-опросники, 

    б) открытые  опросники, предполагающие последующий  контент-анализ,

    в) шкальные  техники, построенные по типу  семантического дифференциала Ч. Осгуда;

    г) индивидуально-ориентированные  техники типа ролевых репертуарных решеток.

3. Проективные методы.

4. Диалогические (интерактивные  – от лат. Interactio – взаимодействие) техники: беседы, интервью, диагностические игры.

5. Аппаратурные методики.

Рассмотрим эту классификацию  подробнее.

 

1. Объективные тесты – это тестовые методики, в которых возможен правильный ответ. Поэтому результат и интерпретация по таким тестам объективна, т.е. не зависит от субъективной позиции психодиагноста.

Примерами объективных тестов могут служить тесты интеллекта (Джона Равена, Рудольфа Амтхауэра, Дэвида Векслера и др.).

Испытуемым в объективном  тесте предлагается:

    • выбрать правильный ответ из предложенных вербальных или невербальных альтернатив (тип «Выбор»);
    • самим сформулировать (сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов (тип «Восстановление частей»);
    • составить комбинацию из заданных вербальных или невербальных элементов-стимулов (тип «Переконструирование данных»).

Методики типа «Выбор»  применяются для исследования внимания, пространственного воображения и комбинаторных способностей.

Примером является субтест «Выбор фигур» теста исследования структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. В качестве стимулов в этом субтесте приводятся разделенные на части геометрические фигуры, которые нужно соотнести с предлагаемыми изображениями целых фигур.

Другим примером методик данного типа является уже называвшийся выше интеллектуальный тест Джона Равена.

Обработка результатов  рассматриваемых тестов сводится к  оценке количества правильно произведенных выборов. В качестве диагностического параметра нередко используется время решения заданий теста. Современные компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют полностью автоматизировать подобные методики.

Психодиагностические  методики типа «Восстановление частей» являются модификацией тестов с множественным выбором.

Примером методики указанного типа может служить субтест «Нахождение недостающих деталей» теста для измерения интеллекта Дэвида Векслера. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие на каждом из 21-м рисунке. На ответ отводится не более 20 сек., и правильность ответа оценивается одним баллом.

Другим примером является субтест «Ряды чисел» из уже называвшегося теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра, направленный на исследование индуктивного мышления и способности оперировать с числами. В 20-ти заданиях этого субтеста требуется установить закономерность числового ряда и продолжить его. Здесь также на выполнение задания вводится лимит времени.

Обработка результатов  обследования с помощью психодиагностических методик рассматриваемого класса сводится к подсчету количества правильно выполненных заданий. В ряде случае дополнительным диагностическим признаком является временнáя динамика выполнения теста.

Методики типа «Переконструирование данных», как правило, направлены на изучение способности испытуемого к организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и предвосхищению событий.

В качестве примера подобного рода тестов можно привести субтест «Последовательность картинок» теста интеллекта Дэвида Векслера. В нем предлагается 8 серий картинок, обобщенных каким-либо сюжетом, в соответствие с которым испытуемый должен разложить картинки в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

 

Другим примером является субтест «Составление предложения по трем предлагаемым словам», входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли. Испытуемый должен за 2 минуты составить из набора слов как можно больше предложений. Критерием оценки выполненного задания служит мысль, объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов, неудачна или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл; банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за оригинальную мысль дается 3 балла.

Информация о работе Классификация психодиагностических методов