Классификация потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:18, реферат

Описание работы

Мир кажется великим и бесконечным, а людям в нем все теснее. Судьба бабочки, живущей беззаботно лишь сутки, или льва, который думает лишь о еде и потомстве, кажется более завидной, чем жизнь полная обязанностей, прав, полномочий, возможностей и ограничений.
Природа дала каждому виду свою функцию, и цветы, поглощающие углекислый газ, вырабатывающие кислород и размножающиеся, не должны заниматься преображением или переустройством мира. Однако, пытливый человеческий мозг однажды начал этот сложный процесс перемены истории, уводя за собой миллионы поколений. фикация потребностей»

Содержание

Введение 3
1. Понятие о потребностях 4
2.Классификация потребностей человека 5
2.1.Биологические (естественные) потребности 6
2.2. Материальные потребности 7
2.3. Социальные потребности 7
2.4. Духовные потребности 9
2.5. Ценностно-ориентированные потребности 11
2.6. Потребности человека по Абрахаму Маслоу 13
3.Трансформация потребностей 16
4.Управление потребностями 18
Заключение 21

Работа содержит 1 файл

человек и его потребности..docx

— 44.85 Кб (Скачать)

 Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая  побудительные силы многих людей  или общества в целом: потребность  безопасности, свободы, обуздания  агрессора, потребность мира, смены  политического режима.

Особенности потребностей «вместе  с другими» состоят в том, что  они объединяют людей для решения  назревших задач общественного  прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало  мощным стимулом для организации  отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня агрессия США и стран НАТО на Югославию  сформировала общую потребность  народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.

Самый уважаемый человек – это  человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все  усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

 

2.4.Духовные потребности

 

Как мы отмечали выше, любая потребность  характеризуется направленностью  на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает  человека к овладению всеобщими  жизненными ресурсами, материальная потребность  имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает  человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность и сознательность - понятия  однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Для объяснения феномена духовности необходимо использовать понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы  повседневного естественного бытия  человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать – значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы.

Таким образом, духовность – это  стремление преодолеть себя в своем  сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному  идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура – субстанция духовности, в ней – квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовность - самое ценное богатство  человека, его нельзя ни купить, ни взять  взаймы у кого-либо, его можно  только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек  способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину  и женщину брачными узами.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения  ее с ее антиподом – бездуховное. Бездуховность – это сознание, не выходящее за пределы утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, а удовлетворения биологических потребностей и вещизма.

Такое сознание присуще людям без  высоких жизненных идеалов, ориентирующихся  на бессмысленное накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, «прожигателям  жизни».

Бездуховность – одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма – всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Из приведенного анализа феномена духовности следует, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться  в индивидуальной жизни лишь при  наличии развитых волевых качеств  индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек – это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности, при определенных обстоятельствах они могут служить силам зла, разрушению духовных ценностей. Свидетельством тому – многие события из нашей отечественной истории и, в частности, в Чечне.

Таким образом, духовность – не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и о внешнем  мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится  вырваться из пут материи и  выразить себя в духе. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей  устремленностью к единству, к  интеграции многообразия в единую целостность.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

 

2.5.Ценностно-ориентированные потребности

 

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация  потребностей по критериям их гуманистической  и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные  и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности.

Разумные потребности – это  потребности, удовлетворение которых  способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту  престижа личности в обществе, ее гуманному  развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении  потребностей, не доводящее до  деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.

3. Соответствие потребностей способностям  личности и наличием средств  их реализации.

4. Управляемость потребностями.  Разумными можно назвать те  потребности, которыми управляет  человек, а не наоборот, когда  потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей – благородная  и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности – такая  группа потребностей, которые создают  тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам  общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.

Извращенными (вредоносными) мы называем те из неразумных потребностей, которые  в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному  попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в  своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и  тупиковому состоянию развития рода «человек».

Это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти  пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными  благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.

Рассмотрим наиболее опасный «треугольник»  всех человеческих пороков: гомосексуализм, наркомания и СПИД. В чем смысл  этого треугольника? СПИД во всем мире справедливо считается чумой XX века. По общему признанию специалистов от медицины наиболее распространенным источником заболевания СПИДом является гомосексуализм и наркомания. Именно они являются наиболее опасными разносчиками вируса СПИДа в результате сексуальных контактов и кровосмешения.

Первым шагом на пути радикального избавления от заболеваний наркоманией  и СПИДом является признание этих заболеваний социальными болезнями и перенос акцента в поисках средств их устранения из биологической в социальную сферу, а также во внутренний духовно-психологический мир человека.

Действенность этих мер может дать положительный эффект лишь на начальной  стадии заболевания. Одной из таких  мер является сублимация – замещение  извращенных потребностей разумными  или менее извращенными потребностями. Термин «сублимация» был введен 3. Фрейдом  для нейтрализации чрезмерного  давления сексуальных потребностей и вызванных этим давлением психических  заболеваний. Для этого надо формировать  волю – способность противостоять  соблазнительным потребностям, надо управлять своими потребностями.

Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных  потребностей – истинные и ложные потребности.

Хотя определение названной  группы потребностей трудно отнести  к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях  вкусов, потребностей, настроений. В  практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и  жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность.

2.6. Потребности человека по Абрахаму Маслоу.  
 
Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию человеческой мотивации, которая имеет значение в любом аспекте индивидуальной или социальной жизни. Итак, Маслоу выделил иерархию базовых потребностей человека.  
 
Физиологические потребности . 
 
Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. 
 
Потребности в безопасности. 
 
Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности.  
 
Ни для кого не секрет, что человеку необходимо прогнозировать и просчитывать дальнейшие события, чтобы быть спокойным за свое будущее. При этом именно из потребности в безопасности, человек тяготеет к стабильности, постоянству, правильности и иногда рутину человек воспринимает как лучше, чем внезапные и таинственные перемены, потому, что это может нарушить то ощущение безопасности, которое уже есть. 
 
Потребности в зависимости и любви. 
 
Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Теперь, когда вышеизложенные потребности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным (Маслоу). 
 
Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. 
 
Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида. Исследования психологов и психотерапевтов в области перенанальной психологии, доказали, что младенец требует любви и что любовный голод младенца окажет влияние на его психологическое развитие в дальнейшем. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности. 
 
Потребности в оценке. 
 
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении (желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы), и потребность в оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка). 
 
Потребности в самоактуализации. 
 
По Маслоу, человек должен быть тем, кем он может быть. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как “…желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать”. Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.  
 
Желание знать и понимать. 
 
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность. Он указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека: 
 
1. Любознательность часто проявляется в поведении животных. 
 
2. История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба. 
 
3. Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное. 
 
4. В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, “вести глупую жизнь и заниматься глупой работой”. 
 
5. Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность. 
 
6. Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье. 
 
Эстетические потребности. 
 
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым, поистине делает их больными. Этот тезис получил подтверждение в некоторых из его ранних исследований, Маслоу пришел к выводу, что — в строгом биологическом смысле, подобно тому, как говорят о необходимости кальция в диете, — человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего «Я». Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане, ощущает, что как бы “не заслужил такой чести”. Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей. 
 
Потребность в росте. 
 
В потребностях роста (связанных с бытийными ценностями) выражается высшая природа человека, но она нуждается в низшей как в основе, без которой высшая природа “рушится”. Человек первоначально мотивирован последовательностью базовых потребностей: когда они удовлетворены, он вернется к уровню высших потребностей, которые начинают побуждать его. Маслоу отметил, что такие люди, вместо того, чтобы бороться или приспосабливаться к жизни, проявляют себя как непосредственные, экспрессивные, естественные и свободные. Внешние ценности не могут быть полностью отделены друг от друга. Все они взаимосвязаны, и, определяя одну из них, необходимо обращаться к другим. Итак, бытийные ценности по Маслоу: цельность; совершенство; завершенность; справедливость; жизненность; богатство проявлений; простота; красота; добро; индивидуальное своеобразие; непринужденность; склонность к игре; истинность, честность; самодостаточность. 
 
Предпосылками удовлетворения базовых потребностей являются: свобода слова, свобода исполнять свои желания, если этим не наносится ущерб другим, свобода исследования, свобода защищать себя, справедливость, честность и порядок.  
 
Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволивших удовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и цельный характер, что могут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени. 
 
Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. По Маслоу, люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз. 
 
Однако не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно неудовлетворенные потребности имеют наибольшее влияние на поведение.  
 
Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. Удовлетворенное желание – больше уже не желание. 

3.Трансформация потребностей

 

Понимание приведенной выше классификации  потребностей будет малоэффективным, если мы будет трактовать каждую потребность  в изоляции от других потребностей или исследовать субординацию потребностей в зависимости от однозначного определения  оной какой-либо ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, все они  взаимосвязаны и переплетены  таким образом, что представляют собой сложную мозаику, множеством нитей связанную с возможностями  их реализации в практической деятельности. Потребность как таковая представляет собой лишь фрагмент внутреннего  душевного мира человека и для  своей реализации предполагает сложную  процедуру: мотивацию выбора предмета потребности, осознание через интересы и цель деятельности. На этом пути потребность  претерпевает серьезную трансформацию, превращаясь нередко в свою противоположность.

Как побудитель человеческой деятельности потребность только тогда побуждает человека на великие свершения, когда она озарена смыслом жизни, служит этой великой цели, которую личность стремится достичь. Потребности человека условны, подвижны, они носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей состоит в том, что каждая из них содержит в себе и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий своей реализации, возраста, окружающей среды, скажем, биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной потребностью, т. е. она трансформируется. В этом параллелограмме потребностей главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т. е. та, которая лучше мотивирована.

Обратимся к примеру из профессиональной деятельности по конструированию одежды. Мы уже выяснили, что потребность в одежде является материальной потребностью. Но является эта потребность единственной или главенствующей, определяющей деятельность модельера конструктора одежды? Однозначно – нет. Ведь материальная потребность в одежде фиксирует одно ее качество: оберегать человека от холода, сохранять тепло. Но для того, чтобы понравиться окружающим, чтобы победить на конкурсе мод материальная потребность нивелируется, она превращается в социальную и духовную потребность. А для того, чтобы возбуждать сексуальные потребности мужчины она должна умело подчеркивать женственные места. Ведь недаром говорят: модельеры, швейники – слуги моды, главная потребность которую они должны возбуждать в людях – потребность красоты, духовная, эстетическая потребность.

В трансформации потребностей большая  роль принадлежит эмоциям. «Функция эмоций, – пишет П. Ершов, – трансформация  потребностей в конкретные цели для  нахождения возможности практического  их удовлетворения». Эмоция всегда зависит  от потребности и даже непроизвольно  выдает ту или иную потребность. Эмоция не только подчиняется потребности, но и направляет процесс их конкретизации  и трансформации. Эмоция обнаруживает потребность. Это – крылья потребности, вдохновляющие человека на удовлетворение потребности.

Информация о работе Классификация потребностей