Классификация потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:18, реферат

Описание работы

Мир кажется великим и бесконечным, а людям в нем все теснее. Судьба бабочки, живущей беззаботно лишь сутки, или льва, который думает лишь о еде и потомстве, кажется более завидной, чем жизнь полная обязанностей, прав, полномочий, возможностей и ограничений.
Природа дала каждому виду свою функцию, и цветы, поглощающие углекислый газ, вырабатывающие кислород и размножающиеся, не должны заниматься преображением или переустройством мира. Однако, пытливый человеческий мозг однажды начал этот сложный процесс перемены истории, уводя за собой миллионы поколений. фикация потребностей»

Содержание

Введение 3
1. Понятие о потребностях 4
2.Классификация потребностей человека 5
2.1.Биологические (естественные) потребности 6
2.2. Материальные потребности 7
2.3. Социальные потребности 7
2.4. Духовные потребности 9
2.5. Ценностно-ориентированные потребности 11
2.6. Потребности человека по Абрахаму Маслоу 13
3.Трансформация потребностей 16
4.Управление потребностями 18
Заключение 21

Работа содержит 1 файл

человек и его потребности..docx

— 44.85 Кб (Скачать)

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Человек и  его потребности»

«Классификация потребностей»

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                         3

1. Понятие о потребностях                                                                            4

2.Классификация потребностей  человека                                                    5

2.1.Биологические (естественные) потребности                                         6

2.2. Материальные потребности                                                                   7

2.3. Социальные потребности                                                                       7

2.4. Духовные потребности                                                                           9

2.5. Ценностно-ориентированные потребности                                        11

2.6. Потребности человека по Абрахаму Маслоу                                      13

3.Трансформация потребностей                                                                  16

4.Управление потребностями                                                                      18

Заключение                                                                                                    21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мир кажется великим и  бесконечным, а людям в нем  все теснее. Судьба бабочки, живущей  беззаботно лишь сутки, или льва, который  думает лишь о еде и потомстве, кажется более завидной, чем жизнь  полная обязанностей, прав, полномочий, возможностей и ограничений. 
Природа дала каждому виду свою функцию, и цветы, поглощающие углекислый газ, вырабатывающие кислород и размножающиеся, не должны заниматься преображением или переустройством мира. Однако, пытливый человеческий мозг однажды начал этот сложный процесс перемены истории, уводя за собой миллионы поколений. 
Люди, как наиболее развитые из животных, во многих отношениях часто не рады, но даже противятся своей доле. Редко встретишь того, кто ею доволен в полной мере. Время идет вне нашей воли, и 24 часов оказывается мало. Инстинкты человека начали подавляться созданной моралью, желания приобрели невероятную изобретательность, а потребности пришли к естественной классификации. Ведь у каждого человека есть свои желания, которые становятся потребностями, о чем далее и пойдет речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие о потребностях

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта. 

Эволюцию живых существ  нельзя объяснить только приспособлением  к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

1.2.Особенности потребностей:

1. Потребности всегда  связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности  сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека  образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

 

 

 

 

 

2.Классификация потребностей человека.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых  они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения  устойчивых групп потребностей не останавливает  многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию  потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная для общего употребления. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

 

Достоевский делил множество интересов  и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

1. Потребности в материальных  благах, необходимые для поддержания  жизни. 

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного объединения  людей.

 

У Гегеля 4 группы:

1. Физические потребности. 

2. Потребности права, законов. 

3. Религиозные потребности. 

4. Потребности познания.

 

Первую группу, по Достоевскому и  по Гегелю, можно назвать потребностями  витальными; третью, по Достоевскому, и  вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными. Каковы же особенности классификации потребностей?

Во-первых, мы полагаем неприемлемыми  узкопрофессиональные подходы к  классификации потребностей, потому что в силу большой подвижности  и взаимопревращаемости ни одна из частных потребностей не может быть закреплена за какой-то одной частной группой, т. е. обладает высокой степенью неопределенности.

Во-вторых, методологически исходной посылкой нашей классификации является концепция человека, в частности, виды бытия человека: биологическое, социальное, духовное.

В-третьих, в иерархии потребностей, восходящих по закону возвышения от низшей к высшей потребности в нашей  классификации представлена группа потребностей, тормозящих развитие разумных потребностей и развитие личности. Это – извращенные потребности. Они занимают особое место в общей классификации потребностей. Ни в одной из существующих ныне классификаций, извращенные потребности не обозначены.

 

В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие  группы потребностей:

1. Базовые потребности: это всеобщие  потребности, присущие всем людям.  К базовым потребностям относятся:  биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Внутри базовых потребностей можно  обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности  являются конкретизацией базовой потребности. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические  потребности, основанием для их выделения  являются различия людей по полу (сексуальные  потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности. Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности – потребности  комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в  самоидентификации личности, потребность  в защите прав и достоинств личности.

Следующим основанием для выделения  больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической  ориентации (ценности). Это будет  группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.

Обратимся к характеристике названных  здесь групп потребностей.

 

2.1.Биологические (естественные) потребности

 

Это всеобщие первичные потребности  жизнедеятельности организма: потребности  питания и выделения, потребности  расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями – желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы – это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.

Резюмируя сказанное, можно сделать  вывод: человека удовлетворяет только такое общение с природой, при  котором остаются следы его самоутверждения  в природе, то есть удовлетворяет  не девственная, а измененная природа.

 

2.2.Материальные потребности

 

Материальными мы называем потребности  в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма  материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они  количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких  понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.

 

2.3.Социальные потребности

 

В отличие от биологических и  материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как  само собой разумеющееся, не побуждают  человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой  делать вывод, что социальные потребности  играют второстепенную роль в жизни  человека и общества.

Наоборот, социальные потребности  в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали  в охоте на дикого зверя, четко  понимали различия между «своими» и  «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества – центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем  классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1. Потребности для других

2. Потребности для себя 

3. Потребности вместе с другими

Потребности для других – это  потребности, выражающие родовую сущность человека. Это – потребность общения, защиты слабого. Наиболее концентрировано  потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали».

 Потребность «для себя». Потребность  самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность  иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти  и т. д. Потребности «для  себя» потому называются социальными,  что они неразрывно связаны  с потребностями «для других»,  и только через них могут  быть реализованы. В большинстве  случаев эти потребности выступают  как иносказательное выражение  потребностей «для других». Об  этом единстве и взаимопроникновении  противоположностей – потребностей  «для себя» и потребностей  «для других» – пишет П.  М. Ершов: «Существование и  даже «сотрудничество» в одном  человеке противоположных тенденций  «для себя» и «для других»  возможно, пока речь идет не  об отдельных и не о глубинных  потребностях, а о средствах удовлетворения  тех либо других – о потребностях  служебных и производных. 

Информация о работе Классификация потребностей