Категория фактора в нейропсихологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Нейропсихология - раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИЙ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
1.1. Категория «фактора» в нейропсихологии
1.2. Категория психологического синдрома
1.3. Качественный, системно-структурный анализ в нейропсихологии
ГЛАВА 2.НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
2.1. Современное состояние проблемы.
2.2. Нейропсихологические исследования проблемы обучения в школе.
2.3. Нейропсихология и содержание синдромного нейропсихологического анализа.
2..4. Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

категория фактора в нейропсихологии.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Применение  нейропсихологического подхода  к изучению системно-атрофических процессов  и сенильной деменции позволяет  не только дифференцировать структуру синдромов нарушения психических функций на основе синдромообразующего радикала при внешнем сходстве мнестико-интеллектуальных расстройств, но и вычленять сохранные звенья в системе психической деятельности. Особую ценность при исследовании данного контингента больных нейропсихологический подход приобретает в связи с его возможностями в определении сосудистого слагаемого в генезе деменции позднего возраста. Полученные результаты дают основания для рассмотрения перспектив применения клинической нейропсихологии к решению таких вопросов как прогноз развития деменции, профилактическое и лечебное фармакологическое воздействие, направленное на компенсацию (или стабилизацию) дефицитарности психических функций, обусловленной атрофическими и дисгемическими процессами и изменениями метаболизма в нервной ткани.

      Существует  необходимость дальнейшего изучения нейропсихологических синдромов, обусловленных церебральной сосудистой патологией. Вместе с тем практика клинической работы показывает, что и в фундаменте клинической нейропсихологии – синдромологии локальных опухолевых поражений мозга, созданном А.Р. Лурией, имеется много путей и возможностей дальнейшего развития.

     К сожалению, не всегда родители, педагоги, школьные психологи и медики могут предположить реальную причину учебных трудностей ребенка и предпринять эффективные действия для ее локализации, оказать своевременную помощь в развитии психических процессов, поддержать уровень самооценки. Происходит это из-за их недостаточной компетентности в вопросах детской нейропсихологии, из-за сниженной критичности и из-за нехватки специалистов клинической психологии и специальных образовательных учреждений, особенно в отдаленных от больших городов населенных пунктах. Очень часто семьи таких детей испытывают материальные затруднения и не могут обучать ребенка далеко от места проживания.

     Поэтому трудности обучения, произрастающие на почве функциональных нарушений, представляют собой, прежде всего, социально-экономическую проблему. 

 

      

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Клочко  Н.П. К вопросу о ранней психологической реабилитации нейрохирургических больных. М.: Наука, 1997.
  2. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М.: Наука, 1985.
  3. Корсокова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Наука, 1988.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Наука, 1973.
  5. Савенко Ю.С. Новая парадигма в психиатрии. М.: Наука, 1995.
  6. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: «Лань», 1973.
  7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Наука, 1987.
  8. Безруких Марьяна. Леворукий ребенок в школе и дома: практикум. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
  9. Блинова Л. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для пед. вузов. М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
  10. Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 1985, №1.
  11. Вопросы порождения речи и обучения языку. Под ред. А.А.Леонтьева и Т.В. Рябовой. М.: МГУ, 1967.
  12. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и спец. коррекционно-развивающего обучения. Под ред. С. Шевченко. - М: АРКТИ, 2001. 
  13. Кирьянова Раиса. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи: материалы для специалиста образовательного учреждения. СПб.: Каро, 2002.
  14. Корсакова Н. К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М: МГУ, 1988.
  15. Локалова Наталья. Как помочь слабоуспевающему школьнику: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку и математике. М: Ось-89, 2003.
  16. Лурия А.Р.Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  17. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982

Информация о работе Категория фактора в нейропсихологии