Категория фактора в нейропсихологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Нейропсихология - раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИЙ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
1.1. Категория «фактора» в нейропсихологии
1.2. Категория психологического синдрома
1.3. Качественный, системно-структурный анализ в нейропсихологии
ГЛАВА 2.НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
2.1. Современное состояние проблемы.
2.2. Нейропсихологические исследования проблемы обучения в школе.
2.3. Нейропсихология и содержание синдромного нейропсихологического анализа.
2..4. Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

категория фактора в нейропсихологии.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

      Черепно-мозговая травма (ЧМТ) - достаточно хорошо изученный  медициной феномен. И как явление, в своем разнообразии сочетающее все формы нарушения внутричерепного содержимого, является предметом пристального внимания нейропсихологов. В частности, А.Р. Лурия разрабатывал основные положения нейропсихологии, какой мы знаем её сейчас, именно на материале военных черепно-мозговых ранений.

      При ЧМТ имеется широкий круг органических патологий головного мозга, влекущих за собой нарушения высших психических функций, восстановление нормальной работы которых является одним из базовых направлений нейропсихологии. Принимая основное положение генетической психологии о необходимости рассмотрения функции в трех ипостасях: в наличном состоянии, в процессах ее развития и распада, будем рассматривать ЧМТ как уникальный случай, представляющий собой процесс очень быстрого распада высших психических функций, а затем, после достижения точки предела - их последующего развития, а точнее - медленного и кропотливого восстановления. 

 

     ГЛАВА 2. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 

     2.1 Современное состояние проблемы 

     Известно, что дети с различной наследственностью, с самого раннего возраста развивавшиеся вне общества людей и культуры, остаются на уровне развития животных. Это говорит о значимой роли социального в формировании ВПФ. «Мозг человека, его морфогенез, функциональные системы как единицы интегративной деятельности мозга и как психофизиологическая основа ВПФ являются материальной основой развития психической деятельности. Такие процессы, как предметная деятельность и восприятие, память и мышление, речь и воображение, сложились в процессе общественно-исторического развития, и их субстратом являются иерархически организованные нейрональные, морфологические мозговые структуры и физиологические процессы. Известно также, что мозг начинает формировать и продуцировать у ребенка только при воздействии на мозг социальных внешних форм деятельности ребенка. Это означает, во-первых, что начало развития ВПФ лежит не внутри мозговых структур, а вне их — в социальной среде и, во-вторых, все эти уровни — мозговой, физиологический, психологический и социальный — работают в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Сейчас уже хорошо известно, что внешние социальные воздействия влияют на взаимодействие всех уровней в структуре ВПФ и на своевременное созревание как отдельных мозговых структур, так и мозга в целом. Хорошо известно, что «невостребованные» зоны мозга будут отставать в своем развитии, а это, в свою очередь, может отразиться на качестве развития ВПФ и их задержке времени». [3,с.60]

     «Современная  психология рассматривает психические процессы (которые иногда условно называются функциями) как представляющие собой сложные формы деятельности, которые постепенно развиваются и по мере развития меняют свою структуру, что ведет к изменению мозгового, неврологического и физиологического их обеспечения, меняют свою структуру и функциональные системы.

     Нейропсихология давно установила факт взаимодействия и взаимовлияния развития ВПФ и развития их мозгового субстрата. С помощью определенных методов, разработанных в нейропсихологии, нейропсихологическое обследование может установить причину отставания, или девиации в развитии ВПФ, или задержки их развития, или нарушения ребенка. Эти причины могут лежать как в мозговых структурах, так и в социально-психологической сфере» [3, с.62-63].  

2.2. Нейропсихологические исследования проблемы обучения в школе. 

     Трудности в обучении детей зачастую связаны  с наличием проявлений минимальной  мозговой дисфункции и обусловленных  ими задержками психического развития. В данном направлении было выполнено большое число исследований, которые отмечают перспективность и необходимость использования нейропсихологических знаний при анализе проблем школьной неуспеваемости. Нейропсихология индивидуальных различий рассматривается как основа использования нейропсихологических методов в школе. В связи с этим активно разрабатываются методы диагностики и коррекции выявляемых нарушений.

     Проблема  аномалий психического развития детей  с явлениями минимальной мозговой дисфункции сподвигла группу отечественных нейропсихологов (В.В. Лебединского, И.А. Марковскую, К.С. Лебединскую, М.Н. Фишман и В.Д. Труш) провести нейропсихологический анализ нарушений психических функций детей с ММД, связанной с остаточными явлениями поражения ЦНС различного генезиса [17]. Исследование выявило преимущественное нарушение систем, имеющих короткий цикл развития: тонической основы движений и речевой сензомоторики, непосредственной памяти, что свидетельствует о нарушениях подкоркового уровня. Явления церебрастении, снижение работоспособности, эмоциональная неустойчивость отражают нарушение уровня вегетативно-тонической регуляции. Вторичные нарушения проявлялись в недоразвитии отдельных частных психических функций и в незрелости произвольных форм поведения. Отставание в развитии речи вело к задержке перестройки на категориальной основе временно-пространственных представлений, что затрудняло усвоение сложных логико-грамматических структур, чтения, письма и счета. Сочетание регуляторных и частных нарушений формировало общую задержку психического развития, которая проявлялась в недоразвитии произвольности.

     Проблемы  обучения, связанные с несформированностью  и дефицитарностью мозговых структур, побудили А.В. Семенович [17], Л.С. Цветкову и других нейропсихологов к разработке и описанию методов коррекции и абилитации высших психических функций детей.

     Исследования  отечественных нейропсихологов, описанные  Е.Ю. Обуховой [7], выявили отличия от нормы в познавательной сфере у детей 5-7 лет с СДВГ. Одним из основных результатов является выявленная возрастная динамика развития регуляции внимания в исследуемом возрасте. В норме наибольшую сложность для детей исследуемого возраста вызывают те операции внимания, которые зависят от функций лобных отделов коры мозга. Данные, полученные по детям с СДВГ, позволяют предположить у этих детей дефицитарность процессов рабочей памяти и сложность при распределении внимания между двумя модальностями. Совокупность полученных результатов помогает представить общую картину соотношения разных операций внимания и их изменения в онтогенезе.

     Целый цикл исследований Л.С.Цветковой посвящен изучению важного раздела нейропсихологии - детской нейропсихологии, ее роли и места в общеобразовательной школе в работе с детьми с проблемами развития психики функционального генеза, а в специальной школе - в целях диагностики и коррекционно-развивающего обучения детей с аномальным развитием органического генеза. Исследования Л.С.Цветковой убедительно показали, что в программах и методах обучения в школе необходимо учитывать связь развития психических процессов у ребенка с развитием мозга, его хроногенными и динамическими закономерностями.

     «В  настоящее время Л.С.Цветкова со своими учениками продолжает теоретико-экспериментальные исследования, которые могут сделать вклад в важнейшие современные теоретические проблемы биологического и социального в психике человека, путей и механизмов перехода от экстрацеребрального к интрацеребральному (нейропсихология и восстановительное обучение являются наиболее валидными методами для решения этих проблем). Кроме того, продолжается разработка проблем детской нейропсихологии, ее концептуального аппарата, методов исследования неуспеваемости детей в школе, создание новой формы подготовительного обучения дошкольников - формирующего обучения»  

2.3. Нейропсихология и содержание синдромного нейропсихологического анализа. 

     В целом нейропсихология как наука  вносит вклад в понимание системного строения высших психических функций человека в норме и в патологии, при отклонениях в развитии, а также в приобретенных патологиях.

     Детская нейропсихология - относительно новая  ветвь клинической психологии. Она распространяется на новые практические области, включая помощь детям с трудностями обучения, с задержками психического развития. Нейропсихология позволяет выяснить, какие звенья высших психических функций развиты у ребенка хорошо, сильно, а какие - более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности обучения. Системный анализ позволяет строить оптимальные научно-обоснованные методы коррекционно-обучающего, коррекционно-развивающего, или восстановительного обучения.

     Детские нейропсихологи имеют дело с дошкольниками, младшими школьниками (им уделяется центральное внимание), и с подростками.

     Работа  с дошкольниками - перспективная  область, чрезвычайно важная для  развития нашего общества, ибо это  проблема помощи детям с трудностями обучения. Количество таких детей растет на 3-5% каждые 5 лет [6]. В работе с детьми 6-7 лет (до их поступления в 1 класс) важно вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не создавалось «навыка неуспешного учения». Нейропсихологи выделяют индивидуально-типологические особенности детей, их сильные и слабые стороны. Это - дети близкие к норме, у которых трудности обучения могут быть связаны с каким-то определенным предметом (овладение письмом, математикой и т.д.). Трудности обучения могут быть и более развернутые (например, недостатки программирования и контроля действий, отражающиеся на нескольких областях активности).

     Нейропсихология распространяется и на работу с умственно-отсталыми  детьми. У таких детей не происходит полного общего одинакового снижения всех психических функций, это снижение неравномерное. Нейропсихолог может выявить эту неравномерность и помочь учителям построить специализированное для данного ученика коррекционное обучение.

     Нейропсихологический  подход к проблеме неуспеваемости детей еще очень новый. Как считает Л.С. Цветкова [3], в этой области наука еще «делает первые шаги» и эта проблема «нуждается в исследовании» в первую очередь. «Нейропсихология, с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития или учеником в обучении, а с другой — она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Нейропсихология детского возраста, помогая находить и давать правильную квалификацию затруднениям, возникающим у детей в усвоении учебных предметов, тем самым способствует полноценному овладению знаниями, развитию способностей ученика, становлению личности, таких качеств, как уверенность, чувство собственного достоинства и др. Эти качества личности напрямую связаны с широтой знаний и умений, легкостью овладения школьными знаниями» [3, с.12].

     У детей классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) обнаруживаются следующие трудности, которые Н.М.Пылаева [6] упорядочила по частоте встречаемости:

  1. сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестичеких процессов, недостаточная сформированность речи;
  2. недостаточное развитие функций программирования и контроля;
  3. зрительно-пространственные и квази-пространственные трудности;

     4 и 5 место делят трудности переработки  слуховой и зрительной информации.

     Недостаточная сформированность этих функций может проявляться как изолированно, так чаще в сочетании, что ведет к значительному снижению возможностей к обучению.

     При работе с неуспевающими детьми перед  нейропсихологом стоят две задачи: диагностика и коррекционная  работа. Они ориентируют нейропсихолога как вспомогательную службу в школе - помочь ученику учиться, а учителю - учить. От понимания учителем сильных и слабых звеньев ребенка во многом зависит успешность обучения

     Высокий эмоциональный настрой и дозирование  нагрузок существенны для всех детей классов КРО.

     Обследование  детей младшего школьного возраста следует начинать с изучения состояния игровой деятельности: ее сохранности или нарушения. Изучить природу нарушения этого вида деятельности. Однако, необходимо решать и ряд других задач. Например, исследование умений и навыков (рисования, толкования своих рисунков; быстроты, точности выполнения задания; коммуникативные способности). Все эти умения и способности отражают степень сохранности (или несформированности) двигательной сферы, сферы образов-представлений, эмоционально-волевую сферу личности. «Это составит основу представления о развитии тех или других сторон психической деятельности.

     Исследуются:

  1. Предметные действия – тесты на все виды праксиса и особенно – динамического, позы и пространства.
  2. Восприятие (разной модальности) и особенно – речевой слух, предметно-зрительное восприятие и тактильное восприятие предметов.
  3. Память - общая (непосредственная и отсроченная), слухоречевая, предметно-зрительная.
  4. Внимание – о его состоянии делается вывод на основании предыдущих видов деятельности ребенка.
  5. Речь – изучается педагогом в процессе всего обследования, т.к. во всех тестах можно обнаружить состояние понимания речи (инструкций), диалогической речи, состава лексики и фразовой речи. Специально нужно исследовать фонематический слух, повторение, называние предметов и слов-действий, спонтанную речь (пересказ картинки, у старших детей — устное сочинение, текст — «расскажи, как провел лето» и др.).
  6. Интеллект — простые тесты на аналогии, классификацию предметных картинок, классификацию (разложить по группам) всех предметов, которые лежат на столе (находятся в комнате).
  7. Во время игры исследуется и ориентировка ребенка в месте и времени: какое сегодня число (месяц, год), а где ты сейчас находишься и т.д.» [12, с.23].

Информация о работе Категория фактора в нейропсихологии