Категория фактора в нейропсихологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Нейропсихология - раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИЙ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
1.1. Категория «фактора» в нейропсихологии
1.2. Категория психологического синдрома
1.3. Качественный, системно-структурный анализ в нейропсихологии
ГЛАВА 2.НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
2.1. Современное состояние проблемы.
2.2. Нейропсихологические исследования проблемы обучения в школе.
2.3. Нейропсихология и содержание синдромного нейропсихологического анализа.
2..4. Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

категория фактора в нейропсихологии.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

      Подростковые  и юношеские синдромы не обязательно  складываются на основе имевшихся ранее  соответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и  на основе каких-либо других синдромов или же вообще появиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома.

      При индуктивном подходе из симптомов  складываются блоки, а из блоков - синдромы. В отличие от этих «индуктивных синдромов», построенных из элементов-симптомов, в направлении от частного к целому, «феноменологические синдромы» - это целостные клинические картины определенных периодов течения болезни. Движение здесь обратное: от диффузного целого ко все более дифференцированному, конкретному, а внутренняя структура складывается как из феноменов, так и из симптомов. Между ними нет альтернативы, они дополняют друг друга, просто их нельзя подменять одно другим. Симптом адекватен там, где сущность недоступна прямому восприятию. Феномен содержит сущность.

      Различие  симптома и феномена является частным  выражением различия вида или класса и типа. Соответственно этому различают  два принципиально различных способа упорядочивания: классификацию и типологию. Но это уже тема отдельного сообщения.

      Когда такой выдающийся терапевт как В.Х.Василенко, на которого ориентировался А.В.Снежневский, пишет: «симптомы - фактическая основа диагностики», то это, конечно, верно в отношении того, какова реальная практика современной диагностики, но очень далеко от того, каковой ей следовало бы быть. На самом деле основа диагностики опирается на синдромы, которые определяются самим В.Х.Василенко как группы симптомов, только патогенетически связанных между собой.

      Симптоматологический  подход к диагностике, например, по специальным справочникам симптомов - это путь для современных компьютерных программ или для постороннего, чуждого этой области знаний. Профессионал (врач, исследователь) движется принципиально другим, намного более эвристичным путем. Клиническая интуиция позволяет в целостной клинической картине или даже в отдельном феномене сразу уловить особое качество, определяющее диагноз органического заболевания мозга, шизофрении, эндогенной депрессии. Современные попытки онаучивания этого процесса, вторжение естественно-научного, позитивистского подхода в психиатрическую классификацию игнорируют специфику психиатрии и лишают ее адекватных категорий.

      Место феноменологических категорий, то есть, индивидуальных, физиогномически, художественно схваченных феноменов, заняли индуктивные категории (симптомы), то есть атомарные, безликие, унифицированные, «статистически значимые отклонения того или иного показателя жизнедеятельности организма от его нормальных значений».

      Диагностическое значение приобретает только определенная совокупность симптомов, называемая критерием, тогда как феномена нередко достаточно одного. О критерии спрашивает тот, кто не хочет в переживании, в исследовании фактов найти истинное, но ставит себя над всем как судья, тот, кто торопится, кто не любит предмет своего изучения, не благоговеет перед истиной. В результате, словесно нередко совпадающие симптомы и феномены обладают совершенно различным весом. Так, например, симптом сниженного настроения - это некий общий усредненный элемент, который можно наблюдать в структуре различных заболеваний и который требует серии последующих процедур в диагностических целях. Феномен сниженного настроения - это конкретная сложная структура, содержащая типологические и индивидуальные характеристики конкретного заболевания.

      При индуктивном подходе из симптомов  складываются определенные блоки, а  из блоков - синдромы. Эта абстрактно-аналитическая  атомизация регулярно приводит к ошибке гипостазирования, то есть, овеществлению используемых абстрактных категорий, конструктов. В результате, различные стороны и аспекты одного и того же предмета рассмотрения искусственно множатся, воспринимаются как самостоятельные, между ними устанавливаются различные мнимые связи, вплоть до причинно-следственных. Все это часто приводит к совершенно искусственным построениям и выводам. Феноменологический подход гарантирует от этих ошибок.

      В отличие от «индуктивных синдромов», построенных из элементов-симптомов, в направлении от частного к целому, «феноменологические синдромы» - это «целостные клинические картины определенных периодов течения болезни», то есть движение здесь обратное: от диффузного целого ко все более конкретному, а внутренняя структура складывается как из феноменов, так и из симптомов.

      Индивидуальный  феномен типологически идентифицируется с инвариантным феноменом, и его атипия служит дополнительным ценным указанием относительно характера болезни.

      Ярким примером непонимания существа феноменологических и индуктивных категорий является их отождествление соответственно с описательными и объяснительными категориями. Отношения здесь более сложные.

      Феноменологические - это одновременно и понимающие категории, тогда как в качестве описательных категорий нередко  используются индуктивные, которые  являются одновременно объяснительными. Понимание - это интуитивное постижение, которое феноменологический метод делает строго научным. Понять - значит не нуждаться в объяснении. Но объяснить - это еще не понять. Разграничение понимания и объяснения - одно из наиболее фундаментальных в науках о человеке, введенное Вильгельмом Дильтеем в психологию, а Карлом Ясперсом в психиатрию. В различных сферах действительности или, еще вернее, в различных конкретных проблемах соотношение понимания и объяснения может быть различным. Например, право принципиально формально и опирается на объяснение, а этика, наоборот, неформальна и основывается на понимании.

      Феноменологические  понятия пытаются передать уникальную физиономию внутренних переживаний. Переживая «муки слова», недостаток слов, в поисках наиболее верного, адекватного описания, ухватывающего само существо конкретного переживания, обращаются к всевозможным сравнениям и метафорам, даже неологизмам. Это часто делает сам больной. Поэтому так важно текстуально записывать жалобы, побуждать больного вновь и вновь описать свои переживания, что он имеет в виду под тем или иным используемым словом. Не удовлетворяться шаблонным языком, часто подсказками и прежними кальками, в которых больной привык повторять свои жалобы. Фактически это художественное описание, попытка вылепить в словах нечто максимально адекватное переживанию, используя слова обыденного языка, которые - при всей своей неточности - позволяют тем не менее выразить ту нюансировку, тот индивидуальный профиль, физиономию переживания, который редуцируется и безвозвратно пропадает при использовании «строго научных», узко аналитических, индуктивных терминов.

      Итак, описательные категории являются наиболее общими (это может быть просто взгляд со стороны), понимающие категории предполагают вчувствование в предмет исследования, эмпатию, феноменологические - включают процедуру феноменологического метода.

      В связи с широким использованием индуктивных категорий в качестве описательных, каждая научная школа, не фундированная феноменологически, попадает в порочный круг: она видит только соответствующее своей концепции, по крайней мере, резко акцентирует его, теряя способность к трезвой соразмерности в оценке реального контекста. Неадекватное использование индуктивных категорий может вести к самообману, иллюзорному видению действительности, «подтверждению» изначально имевшихся предвзятостей. Поэтому принципиально важно развести описательные и объяснительные категории, не допускать их пересечения.

1.3. Качественный, системно-структурный анализ в нейропсихологии

      Зло произрастает из отсутствия мысли так же, как и из недостатка сердца. Рассмотрим отклонения оккультного характера, возникающие в результате невежества и неопытности. Их можно разделить на три большие группы: во-первых, неприятности, связанные с повышенной чувствительностью, вызванной применением неадекватных методов обучения в неподходящих условиях, во-вторых, образование межличностных связей при незнании методов их разрыва и восстановления целостности ауры и, в третьих, расщепление личности в результате применения ложных методов психизма, что нередко встречается с необученным медиумом.

      Медиум  всегда чувствителен. Он чувствителен не только к информации из Внутренних планов, но к любой смене чувств окружающих. Он похож на человека, который вышел из дома в неустойчивый весенний день легко одетым и чувствует любые изменения температуры — то ему становится холодно от малейшего дуновения ветерка, то жарко от солнечных лучей. У такого человека наблюдается постоянная смена настроения, его раздирают на части его собственные эмоции. Более того, он постоянно ссорится с людьми, потому что обостренно чувствует все взлеты и падения в их отношении к нему, и даже единичная раздражающая мысль кажется ему пощечиной. Если не защищать и не заботиться о нем разумно и с пониманием, такой медиум вполне может превратиться в невротика и быть отвергнутым обществом.

      Стихийный природный психизм является плодом обучения, пройденного в прошлых  жизнях. Такое обучение может быть двух видов: оно могло быть предназначено  для подготовки предсказательницы, заглядывающей в магическое зеркало - или же оно было результатом посвящения и подготовки адепта. Подготовка по первому виду обучения создает пассивный, отрицательный психизм и обычна для медиумов с ограниченным интеллектом; второй вид обязательно связан с качествами ума и характера, раскрывающими благородное происхождение души.

      У большинства людей ту или иную степень психизма можно вызвать  с помощью весьма распространенных в настоящее время методов обучения. Если система имеет правильные основания, а условия ее применения соответствуют требованиям, можно достичь надежной, хотя и не очень экстенсивной степени психизма. Психизм - как пение: хотя при должном старании многие начнут учиться достаточно хорошо петь в хоре, однако для достижения высот мастерства требуются врожденные способности.

      Какая бы система ни использовалась для  обучения раскрытию высшего сознания, необходимо обучать и методам  его закрытия, так как постоянно  открытые высшие центры ведут к истощению рационального сознания. Метод закрытия очень просто осваивают те, кто научился концентрации и у кого хорошо натренировано подсознательное чувство времени. Временной предел фиксируется, когда сознание раскрыто; точно так же, как многие люди могут просыпаться в заданное время, медиум может научится в указанное время возвращаться к нормальному состоянию. Затем он концентрирует внимание на каком-либо мирском занятии, и психические центры автоматически закрываются. Вот почему во многих формах оккультного обучения требуются занятия каким-либо ремеслом. Наступает время поработать руками, и чакры получают отдых.

      Жизненная энергия, как и любая другая подвижная  субстанция, обнаруживает тенденцию двигаться от центра высокого давления к центру низкого давления, пока давление не выравнивается. Большинство из нас устанавливает психические взаимосвязи только с теми, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте, однако у медиума эктоплазма часто выбрасывает длинные отростки, выходящие за пределы ауры, и это способствует быстрому установлению взаимосвязей. Там, где это необходимо, излучается поток симпатии, а вместе с ним - и поток эктоплазмы, по тонким нитям которой движется жизненная сила. Истечение ауры - вовсе не редкое явление; оно является причиной многих случаев нарушения здоровья медиумов.

      Это состояние требует тщательного, продолжительного лечения. Во-первых, если это возможно, следует разорвать взаимосвязь, на некоторое время полностью прекратив всякое общение и прибегнув к некоторым оккультным средствам, о которых мы не можем здесь говорить.

      Однако  одного разрыва взаимосвязей недостаточно, если не закрыть бреши в ауре: жизненные силы будут продолжать вытекать, и связи будут устанавливаться с теми, кто лишен жизненной силы. Это не преднамеренный вампиризм - это просто острая форма нормального обмена жизненной силы и поляризации, постоянно происходящих во всех формах жизни.

      Для заживления и укрепления ауры нужно, чтобы физическое и психическое здоровье накапливалось в атмосфере эмоционального спокойствия. Лучшее лекарство - возврат к природе, поскольку природа - это могущественный целитель всех психических расстройств. Восстановление физического здоровья всегда должно идти рука об руку с разрешением оккультных проблем. Снижение жизненной силы всегда оставляет ворота открытыми для вторжений.

      Адекватное  знание элементов как нормальной, так и патологической психологии принесло бы больше пользы в качестве профилактики появления ложных представлений об оккультизме, чем что-либо другое. В конечном итоге, оккультизм - это просто наука, занимающаяся расширенным сознанием, и если у нас отсутствует должное представление о природе сознания, мы не можем надеяться понять оккультизм. Однако приобретать знания оккультных явлений, или предполагаемых явлений, практическим путем настолько легче, а человеческая натура так любит краткие пути, так требующие меньших усилий и стараний, что заставить будущих учеников понять, что прежде, чем удастся освоить оккультные доктрины, необходимо составить себе четкое представление о глубоких философских концепциях - дело не из легких. Но без них мы получим наивные и антропоморфные представления о вселенной, вырезанной из картона - детский игрушечный театр, изображающий космос.

Информация о работе Категория фактора в нейропсихологии