Как внутрисемейные стили воспитания влияют на становление личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить влияние семейного воспитания на становление личности.
Задачи:
1. проанализировать литературу по данной тематике.
2. подобрать диагностический материал, позволяющий исследовать взаимоотношения в семье и личность.
3. провести диагностическое исследование индивидуальных особенностей подростков и стилей родительского воспитания.
4. проанализировать результаты диагностического исследования, сделать выводы.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы внутрисемейных стилей воспитания……….5
§1.1 Стили семейного воспитания………………………………...…..5
§1.2 Компоненты личности. …………………………………………..10
§1.3 Влияние внутрисемейных стилей воспитание на личность…... 12
2 Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме исследования……………………………………………………………..21
§2.1 Описание методик . ………………………………………..….... 21
§2.2 Проведение и анализ методик ………………………………......22
Заключение

Работа содержит 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1.docx

— 50.48 Кб (Скачать)

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку  можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт  с ребенком, чтобы впоследствии можно  было говорить об отдаче со стороны  ребенка. К ребенку, прежде всего, нужно  подходить без преувеличенной сосредоточенности  внимания, но и без эмоциональной  чрезмерной дистанции, то есть необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный.

 Речь идет о таком  подходе, который можно охарактеризовать  как уравновешенный, свободный, направленный  к уму и сердцу ребенка, ориентированный  на его действительные потребности.

Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных  формах, например, излишней агрессивности  или стремлении корректировать поведение  ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка  осуществляется в первую очередь  благодаря заботам родителей. Маленький  ребенок учится у своих родителей  мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья  готовит ребенка к будущей  самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные  нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять  своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется  мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают  ребенку большую помощь. Однако некоторые  родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся  в семье, где личностными образцами  для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца.

Кроме того, довольно сильным  является социальное давление. Детей  обычно хвалят за поведение, соответствующее  их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое  воспитание ребенка, формирование чувства  принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем, используя  наказания и запреты. Если все  же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного  эффекта наказания по возможности  должны следовать непосредственно  за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в  том случае, если проступок, за который  ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать  у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие  формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами  взрослых. То положительное или отрицательное  к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где  родители часто ругают ребенка или  ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что  родители не ладят, часто обвиняет в  этом себя, и в результате самооценка занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность-завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний  очень мягкая.

Само собой, что дети с  неадекватной самооценкой впоследствии создают проблемы и себе, и своим  близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться формировать  у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания  и похвалы.

Исключается восхищение и  похвала при ребенке, редко дарятся  подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка-то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем  притязаний, завышенной самооценкой  и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи  могут получить тяжелую психическую  травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких  целей и постоянно сомневаются  в своих возможностях, быстро смиряются  с неудачами, но при этом часто  многого добиваются.

Таким образом, главным «воспитательным  институтом» является семья, которая  формирует и развивает ребенка  как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни  в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ и проведение  опытно экспериментальной работы  по проблеме исследования

2.1 Описание методик.

Для своей работы я выбрала  три теста: Тестирование по методике Спилбергера-Ханина, модификация теста Р. В. Овчаровой и тест Кеттела.

16-ти факторный личностный  опросник Кеттелла.

Шкалы: замкнутость - общительность, конкретное мышление - абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, сдержанность - экспрессивность, низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения, робость - смелость, реализм - чувствительность, подозрительность - доверчивость, практичность - мечтательность, прямолинейность - проницательность, спокойствие - тревожность, консерватизм - радикализм, зависимость от группы - самостоятельность, низкий самоконтроль - высокий самоконтроль, расслабленность - эмоциональная напряженность

Тест определяет оценку индивидуально-психологических особенностей личности. 

В тесте нужно выбрать  один из предлагаемых ответов, далее  проводиться анализ по предлагаемому  ключу и получаемые результаты раскрывают личность.

Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Для прохождения теста  необходимо: прочитать внимательно каждое из приведенных ниже предложений, и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от  того, как вы себя чувствуете в данный момент, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не  задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Для  выполнения модификации  теста Р. В. Овчаровой: нужно прочитать внимательно вопрос  выбрать вариант ответа для каждого из десяти вопросов, долго не думая, так как верных и неверных вариантов нет.

Бланки раздавались, и  каждый участник отвечал изолировано  друг о друга.

 

2.2 Проведение  и анализ методик.

Проведение вышеописанных  тестов проводились на 5-и семьях , 2 семьи с детьми 8 лет и 3 семьи  с личностями  17,18, 20 лет, все представленные семьи полные и имеют средний  достаток, среди семей нет родителей, которые выпивают, среди респондентов нет,  которые состоят на учете.

Родителям предлагалась тест  Р. В. Овчаровой, на выявление стиля воспитания.

Опросник проходили чаще мамы, которые не посредственно занимаются воспитанием детей и по результатам три мамы из пяти придерживаются демократического стиля воспитания, две мамы из пяти – авторитарного стиля. Но так как тест проходили только мамы утверждать, что именно семьи придерживаются конкретного стиля воспитания нельзя и это влияет на развитие личности, но в большинстве случаев отцы полностью солидарны со своими супругами.

Значит три семьи –  демократического стиля общения  придерживаться со своими детьми, две  семьи – авторитарного.

Личностям, то есть детям  предлагалось пройти тест Спилбергера-Ханина, так же 17,18,20 лет прошли тест Кеттела.

Тест Спилберга-Ханина:  дети 8 лет  по результатам теста  набрали 31-44 балла – ситуативная  и личностная умеренная тревожность , то есть дети спокойны и их ничего не беспокоит.

А вот 17,18 и 20 летние по этому  тесту набрали больше 46 баллов, что  означает повышенную тревожность, хотя в семьях 17 и 18 лет родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Так же Наира, Кристина и Коля ( это кому 18,20 и 17 лет) прошли тест Кеттела и выяснилось что личности: 

Коля:  (родители придерживаются демократического стиля воспитания)

(самооценка) =6 из 14

(замкнутость - общительность) = 7 из 13

(конкретное - абстрактное  мышление) = 4 из 7

(эмоциональная стабильность) = 3 из 12

(подчиненность - доминантность) = 5 из 12

(сдержанность - экспрессивность) = 5 из 12

(нормативность поведения) = 6 из 12

(робость - смелость) = 7 из 12

(жесткость – чувствительность) = 8 из 12

(доверчивость - подозрительность) = 7 из 12

(практичность - мечтательность) = 8 из 12

(прямолинейность -дипломатичность) = 6 из 12

(спокойствие - тревожность) = 6 из 12

(консерватизм - радикализм) = 6 из 12

(конформизм - нонконформизм) = 6 из 12

(самоконтроль) = 4 из 12

 (расслабленность - напряженность) = 9 из 12

Кристина (родители придерживаются авторитарного стиля воспитания): 
(самооценка) = 2 из 14 
(замкнутость - общительность) = 12 из 13 
(конкретное мышление - абстрактное мышление) = 3 из 7 
(эмоциональная стабильность) = 8 из 12 
(подчиненность - доминантность) = 8 из 12 
(сдержанность - экспрессивность) = 6 из 12

(нормативность поведения) = 9 из 12

(робость - смелость) = 6 из 12

(жесткость – чувствительность) = 6 из 12

(доверчивость - подозрительность) =8 из 12 (практичность - мечтательность) =  5 из 12

(прямолинейность -дипломатичность) =  5 из 12

(спокойствие - тревожность) =4 из 12  (консерватизм - радикализм) = 5 из 12

(конформизм - нонконформизм) =8 из 12 (самоконтроль) = 4 из 12

(расслабленность - напряженность) = 10 из 12

 

 

По результатам этого  теста можно заметить, что Коля 17 лет родители которого придерживаются демократического стиля воспитания, более спокоен, самооценка средняя и все показатели более или менее стабильны, чем у Кристины 20 лет у которой родители придерживаются авторитарного стиля воспитания. Что только доказывает зависимость развития личности от семейного стиля общения родителей с ребенком, хотя возможны и другие причины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе развития человечества вопрос о семейном воспитании был рассмотрен множество раз. Множество ученых спорят и спорили на эту тему.

На сегодняшний день понятно  одно, семейное воспитание является важнейшим  этапом жизни каждого человека. Становление  личности связанно со многими факторами. Ребенок растет и развивается не только в семье, есть детские сады, школы и другие аспекты развития личности. Но в большей части дети взаимодействуют со своими родными.

Следовательно, мы видим важность именно семьи среди всего окружающего  мира ребенка. Поскольку именно в  семье, в детском возрасте происходит закладывание личности. Семья является начальной структурной единицей общества, в которой ребенок живет  и воспитывается.

Само воспитание в целом представляет собой процесс, в котором основные компоненты это воспитанник, воспитатель, процесс их взаимодействия и условия протекания этого процесса.

Воспитательный процесс в семье  является важнейшим аспектом общения  детей и родителей. Например, казалось бы, всесторонняя опека не является отрицательным фактором воспитания ребенка, ведь ребенок окружен любовью  и заботой. Но это приводит к негативным последствиям. Результатом этого  воспитания будет незрелая, эгоцентричная, капризная личность.

Именно воспитание закладывает  основы восприятия ребенком окружающего  мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Именно родители играют первостепенную роль в становлении человека как  личности. Поэтому воспитание детей - очень важный и требующий пристального внимания аспект в развитии и духовном процветании ребенка. В итоге, мы видим важнейшую роль и огромное влияние семейного воспитания на развитие личности.

 

 


Информация о работе Как внутрисемейные стили воспитания влияют на становление личности