Как внутрисемейные стили воспитания влияют на становление личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить влияние семейного воспитания на становление личности.
Задачи:
1. проанализировать литературу по данной тематике.
2. подобрать диагностический материал, позволяющий исследовать взаимоотношения в семье и личность.
3. провести диагностическое исследование индивидуальных особенностей подростков и стилей родительского воспитания.
4. проанализировать результаты диагностического исследования, сделать выводы.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы внутрисемейных стилей воспитания……….5
§1.1 Стили семейного воспитания………………………………...…..5
§1.2 Компоненты личности. …………………………………………..10
§1.3 Влияние внутрисемейных стилей воспитание на личность…... 12
2 Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме исследования……………………………………………………………..21
§2.1 Описание методик . ………………………………………..….... 21
§2.2 Проведение и анализ методик ………………………………......22
Заключение

Работа содержит 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1.docx

— 50.48 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. М.А. ШОЛОХОВА

 

 

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и психологии

 

«Как внутрисемейные стили воспитания влияют на становление личности»

 

 

курсовая работа студентки  III курса очного отделения

Горяйновой Екатерины Витальевны

 

 

 

 

Научный руководитель:

Корнеенко Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

 

Оглавление:

 

Введение 

 

1 Теоретические основы  внутрисемейных стилей воспитания……….5

   §1.1 Стили семейного  воспитания………………………………...…..5

   §1.2 Компоненты личности. …………………………………………..10

   §1.3 Влияние внутрисемейных  стилей воспитание на личность…... 12

2 Анализ и проведение  опытно экспериментальной работы  по проблеме исследования……………………………………………………………..21

    §2.1 Описание методик  . ………………………………………..….... 21

    §2.2 Проведение  и анализ методик ………………………………......22

Заключение 

Библиография

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          «Семья как направляющая сила  и образец для подражания играет  ни с чем несравнимую роль  в становлении подрастающего  человека как личности. Она выступает  первичным коллективом, в котором  человек получает представления  о жизненных целях и ценностях,  первые практические навыки применения  этих представлений во взаимоотношениях  с другими людьми, усваивает нормы,  которые регулируют поведение  в различных ситуациях повседневного  общения» 

       Для  написания курсовой работы была  выбрана тема «Как внутрисемейные  стили воспитания влияют на  становление личности», при рассмотрении  данной темы надо отметить, что  личность сама по себе не  развивается, на неё влияют  многие факторы и в том числе  самым важным является семья  и её стиль воспитания. Семья  - это первый опыт в общении  у ребенка с другими людьми  и многое в личности ребенка  закладывается именно в семье,  характер, отношения к другим, ценности, традиции.

         Существенный интерес у специалистов  приобретает характер семейного  воспитания. Здесь идет речь о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку; в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для ребенка потребностей.

         Аспект семейных взаимоотношений,  вызывающий наибольший интерес  педагогов, психологов, - это характер  действия родителей, имеющий своей  целью «наставить детей на  путь истинный» или изменить  их поведение. Некоторые родители  вмешиваются редко: при воспитании  они сознательно придерживаются  политики невмешательства - позволяют  ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания. Другие же родители вмешиваются часто. Иногда родители не преднамеренно поощряют за неприемлемое поведение и наказывают за принятое поведение в обществе. Одни родители часто жестоко требуют от ребенка выполнения всех поручений, наказывают за малейшую провинность. Другие же наоборот, закрывают глаза и предоставляют ребенку большую свободу. Все это и определяет стили семейного воспитания.

          На данный момент эта проблема весьма актуальна,  поскольку различные стили родительского воспитания по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.

Цель исследования – выявить влияние семейного воспитания на становление личности.

Гипотеза – особенности стилей воспитания влияют на становление личности.

Объект исследования – семья и ребенок из этой семьи.

Предмет исследования – влияние стиля воспитания на личность.

Задачи:

1. проанализировать литературу  по данной тематике.

2. подобрать диагностический  материал, позволяющий исследовать  взаимоотношения в семье и  личность.

3. провести диагностическое  исследование индивидуальных особенностей  подростков и стилей родительского  воспитания.

4. проанализировать результаты  диагностического исследования, сделать  выводы.

Методы:

  1. Анализ 
  2. Тестирование
  3. Математическая обработка данных.

 

 

1. Теоретические  основы внутрисемейных стилей  воспитания

1.1. Стили семейного  воспитания

 

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

И.С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами, и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными,  чем матери, так что стиль воспитания внутри семьи  обычно является компромиссным. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние  друг друга.

Существуют такие стили  воспитания родителей, как: авторитарный, демократический, либеральный, попустительский.

 По мнению Т.А. Куликовой,  авторитарный стиль характеризуется  высокой централизацией руководства  доминированием единоначалия. Авторитарное  воспитание - это тип воспитания, в рамках которого определенная  идеология принимается в качестве  единственной истины. При этом  доминирует такой воспитательный  метод как требование. Принуждение  является основным путем передачи  социального опыта детям. Степень  принуждения определяется тем,  насколько ребенок имеет право  сам определять или выбирать  содержание прошлого опта и  ценностной системы - семейных  ценностей, норм поведения, правил  общения, ценности религии и  тому подобное. В деятельности  родителей доминирует правило  всеобщей опеки, безошибочности  всезнайства.

 При авторитарном стиле  воспитания родители подавляют  инициативу ребенка, жестко руководят  и контролируют его действия  и поступки. Воспитывая, используют  физические наказания за малейшие  проступки, принуждения, окрики, запреты. Преобладающими методами  управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить).

 Авторитарный родитель  всегда очень строго контролирует  поведение детей, требователен  к четкости выполнения его  указаний. Инициатива детей не  поощряется или поощряется в  строго определенных пределах.

           Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и не желанности в семье. Родительские требования, когда они кажутся необоснованными, либо вызывают протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону терпимости также вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела, и мешает формированию у него ответственной зависимости. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средство массовой информации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

          Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует  формированию личности со слабым Я. Обе эти крайности нарушают процесс социализации, осложняя для детей процесс перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками. Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение,  в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми.

       Демократический стиль можно выразить следующими метафорами: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

      Первый  вариант - это стиль отношений  между родителями и детьми, в  рамках которого отец или мать  в основном выполняют необходимые  обязанности по координации действий  ребенка в организации его  учебной деятельности, самообразования  досуга и прочим, учитывая его  интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах  «взрослого» человека все вопросы  и проблемы.

             Вторая позиция реализуется в  отношениях между родителем и  подростком, в которых доминирует  высокая культура деятельности  и отношений, большое доверие  к ребенку и уверенность в  правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом  случае родители признают его  право на автономию и в основном  видят задачу в координации  самостоятельных действий ребенка,  в оказании помощи при обращении  к нему самого подростка.

                Как полагает Л.С. Алексеева,  наилучшие взаимоотношения старшеклассников  с родителями складываются обычно  тогда, когда родители придерживаются  демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени  способствует воспитанию самостоятельности,  активности, инициативы и социальной  ответственности. Поведение ребенка  направляется в этом случае  твердо, последовательно и вместе  с тем гибко и рационально:  родитель всегда объясняет мотивы  своих требований и поощряет  их обсуждение подростком; власть  используется лишь в меру необходимости;  в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель  устанавливает правила и твердо  проводит их в жизнь, но не  считает себя непогрешимым: он  прислушивается к мнениям ребенка,  но не исходит только из  его желаний.

            Было обнаружено, что дети демократичных  родителей адаптированы лучше  всего. По сравнению с другими  детьми, они более уверены в  себе, полностью себя контролируют  и социально компетентны. Со  временем у этих детей развивается  высокая самооценка, а в школе  они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.    

            Либеральный стиль семейного  воспитания. Воспитания характеризуется  отсутствием активного участия  отца или матери в управлении  процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и  проблемы фактически могут решаться  без их активного участия и  руководства. Для выполнения какой-либо  работы им нередко приходится  уговаривать своих детей. Они  решают в основном те вопросы,  которые назревают сами, контролируют  работу ребенка, его поведение  от случая к случаю. Здесь детям  предоставлен избыток свободы  при незначительном руководстве  родителей.

 В целом такой родитель  отличается низкой требовательностью  и слабой ответственностью за  результаты воспитания. Хотя такое  поведение родителей противоположно  гипертрофированным запретительным  тенденциям, оно не обязательно  приводит к противоположным результатам:  дети либеральных родителей тоже  могут быть непослушными и  агрессивными. К тому же они  склонны потакать своим слабостям,  импульсивны и часто не умеют  вести себя на людях. Однако  в некоторых случаях они становятся  активными, решительными и творческими  людьми.

           Попустительский стиль обычно  проверяется в семье как отсутствие  всяческих отношений: отстраненность  и отчужденность членов семейного  союза друг от друга, их полное  безразличие к делам и чувствам  другого. Чтобы понять взаимоотношения  подростков с родителями, необходимо  знать,  как меняются с возрастом  функции этих отношений и связанные  с ними представления в глазах  ребенка мать и отец выступают  в нескольких ипостасях: как  источник эмоционального тепла  и поддержки,  без которых ребенок  чувствует себя беззащитным и  беспомощным; как власть, директивная  инстанция, распорядитель благ, наказаний  и поощрений, как образец, пример  для подражания, воплощение мудрости  и личных человеческих качеств;  как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

                  Как отмечает С.В. Ковалев, в  основе эмоциональной привязанности  ребенка к родителям первоначально  лежит зависимость от них. Причем  мать в этом отношении обычно  кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности  и, особенно в переходном возрасте  эта зависимость начинает ребенка  тяготить. Очень плохо, когда ему  не хватает родительской любви.  Хуже всего обстоят дела, когда  попустительство сопровождается  открытой неприязнью (отвергающий  родитель), ребенка ничто не удерживает  от того, чтобы дать волю своим  самым разрушительным импульсам.  Исследования малолетних правонарушителей  показывают, что во многих случаях  эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось  с враждебностью. 

Но есть и вполне достоверные  данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии  и порождает устойчивую потребность  в опеке, зависимость как черту  характера. Рост самостоятельности  ограничивает и функции родительской власти.   

Информация о работе Как внутрисемейные стили воспитания влияют на становление личности