Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования – выявить влияние семейного воспитания на становление личности.
Задачи:
1. проанализировать литературу по данной тематике.
2. подобрать диагностический материал, позволяющий исследовать взаимоотношения в семье и личность.
3. провести диагностическое исследование индивидуальных особенностей подростков и стилей родительского воспитания.
4. проанализировать результаты диагностического исследования, сделать выводы.
Введение
1 Теоретические основы внутрисемейных стилей воспитания……….5
§1.1 Стили семейного воспитания………………………………...…..5
§1.2 Компоненты личности. …………………………………………..10
§1.3 Влияние внутрисемейных стилей воспитание на личность…... 12
2 Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме исследования……………………………………………………………..21
§2.1 Описание методик . ………………………………………..….... 21
§2.2 Проведение и анализ методик ………………………………......22
Заключение
На практике ни один
из приведенных стилей не
Итак, рассмотрев основные
стили семейного воспитания
1.2. Компоненты личности.
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Различные определения понятия личность:
В психологии есть комплекс устойчивых компонентов личности, такие как:
Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Характер—это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического
1.3Семья как фактор становления личности.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль.
Они дают ребенку новые
образцы поведения, с их помощью
он познает окружающий мир, им он подражает
во всех своих действиях. Эта тенденция
все более усиливается
Семья влияет на личность взрослых
не только в связи с воспитанием
детей. Большую роль играют в семье
взаимоотношения между
Все этапы развития
требуют от человека адаптации
к новым социальным условиям,
помогающим индивиду
Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, так как им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.
Семья имеет огромное значение
для развития личности. Дети, лишенные
возможности непосредственно и
постоянно участвовать в жизни
малой группы, состоящей из родных
и близких им людей, многое теряют.
Особенно это заметно у маленьких
детей, живущих вне семьи –
в детдомах и других учреждениях
этого типа. Развитие личности этих
детей нередко протекает иным
путем, чем у детей, воспитывающихся
в семье. Умственное и социальное
развитие этих детей порой запаздывает,
а эмоциональное –
Известно, что на поведение
многих людей влияет присутствие
других лиц. Многие индивиды ведут себя
в присутствии других людей иначе,
чем тогда, когда остаются одни. Причем
если человек ощущает
В малой группе, где царят
дружеские взаимоотношения, коллектив
оказывает весьма сильное влияние
на индивида. Это особенно проявляется
в формировании духовных ценностей,
норм и образцов поведения, стиля
взаимоотношений между людьми. Благодаря
своим особенностям семья как
малая группа создает своим членам
такие условия для
Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, дедушки и бабушки.
На основе этих ролей складываются
межличностные отношения в
Семья играет колоссальную
роль в жизни и деятельности общества.
Функции семьи можно
Благодаря своей репродуктивной
функции семья является источником
продолжения человеческой жизни. Это
та социальная группа, которая изначально
формирует личность человека. Семья
способствует увеличению созидательных
и производительных сил общества.
Семья вводит в общество его новых
членов, передавая им язык, нравы
и обычаи, основные образцы поведения,
обязательные в данном обществе, вводит
человека в мир духовных ценностей
общества, контролирует поведение своих
членов. Социальные функции семьи
проявляются не только в отношении
детей, но и в отношении супругов,
так как жизнь в браке является
процессом, играющим большую роль в
жизни общества. Одна из главнейших
функций семьи – создание условий
для развития личности всех своих
членов. Семья удовлетворяет различные
потребности человека. В супружестве
муж и жена находят счастье
интимного общения. Рождение детей
вызывает радость не только от сознания
продолжения своего рода, но и дает
возможность увереннее смотреть
в будущее. В семье люди заботятся
друг о друге. Также в семье
удовлетворяются разнообразные
потребности человека. В супружеской
жизни человека наиболее ярко проявляется
чувство любви и
К сожалению, семьи не всегда
выполняют свои функции. В таких
случаях возникает проблема асоциальной
роли семьи. Не выполняют своих функций
семьи, которые не в состоянии
обеспечить своим членам безопасность,
необходимые условия быта и взаимопомощь,
если в семье неправильно
Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, так как именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.
Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам.
На жизнь в семье
родителей приходятся периоды приблизительно
до юношеского возраста. В период возмужания
человек постепенно обретает самостоятельность.
Чем дальше, тем больше жизненного,
профессионального и
С точки зрения социальной
психологии супружество – особая
группа, состоящая из двух лиц противоположного
пола. Это две личности, две индивидуальности,
решившие вместе провести свою дальнейшую
жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют
эмоциональные, социальные, интимные потребности,
помогают друг другу в реализации
личных целей, вместе стремятся улучшить
материальные условия своей жизни,
совместно создают
Рождение ребенка – значительное событие в жизни супругов, свидетельствующее о вступлении семьи в новый период развития. Это очередное испытание для супругов. Они приступают к исполнению новых социальных ролей – матери и отца. Вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует подготовки. В данном случае такой подготовкой является беременность.
Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что – плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
Информация о работе Как внутрисемейные стили воспитания влияют на становление личности