Как внутрисемейные стили воспитания влияют на становление личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить влияние семейного воспитания на становление личности.
Задачи:
1. проанализировать литературу по данной тематике.
2. подобрать диагностический материал, позволяющий исследовать взаимоотношения в семье и личность.
3. провести диагностическое исследование индивидуальных особенностей подростков и стилей родительского воспитания.
4. проанализировать результаты диагностического исследования, сделать выводы.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы внутрисемейных стилей воспитания……….5
§1.1 Стили семейного воспитания………………………………...…..5
§1.2 Компоненты личности. …………………………………………..10
§1.3 Влияние внутрисемейных стилей воспитание на личность…... 12
2 Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме исследования……………………………………………………………..21
§2.1 Описание методик . ………………………………………..….... 21
§2.2 Проведение и анализ методик ………………………………......22
Заключение

Работа содержит 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1.docx

— 50.48 Кб (Скачать)

 На практике ни один  из приведенных стилей не может  проявляться в «чистом виде».  Так, по мнению ряда авторов  (А. Бандура, Л.А. Волошина, В.В.  Устинова и др.) применение только  демократического стиля не всегда  бывает эффективным. В каждой  семье могут применяться разные  стили в зависимости от ситуаций  и обстоятельств, однако многолетняя  практика формирует индивидуальный  стиль воспитания, который относительно  стабилен, обладает незначительной  динамикой и может совершенствоваться  в различных направлениях.                      

  Итак, рассмотрев основные  стили семейного воспитания необходимо  отметить, что существуют четыре  стиля воспитания детей в семье.  К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни, но еще многое зависит от компонентов личности.

 

1.2. Компоненты  личности.

 

       Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Также личность наблюдается  как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и  социальных групп взаимодействия.

Различные определения понятия  личность:

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).
  • Личность – "живой человек из плоти и крови", вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий  (К.А. Абульханова).
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А. Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

         В психологии есть комплекс устойчивых компонентов личности, такие как:

  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Мотивация

Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

 Темперамент составляет  основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Характер—это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

 

1.3Семья как  фактор становления личности.

 

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление  личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный  институт воспитания. То, что человек  приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится  в течение значительной части  своей жизни. В семье закладываются  основы личности.

В процессе близких отношений  с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими  родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться  структура личности.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль.

Они дают ребенку новые  образцы поведения, с их помощью  он познает окружающий мир, им он подражает  во всех своих действиях. Эта тенденция  все более усиливается благодаря  позитивным эмоциональным связям ребенка  с родителями и его стремлением  быть похожим на мать и отца. Когда  родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все  их поступки и поведение в целом  способствуют формированию у ребенка  тех качеств и такого понимания  человеческих ценностей, которые они  хотят ему передать. Такой процесс  воспитания можно считать вполне сознательным, внимание к организации  семейной жизни позволяет воспитывать  детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием  детей. Большую роль играют в семье  взаимоотношения между представителями  разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные  члены этой малой группы могут  способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

 Все этапы развития  требуют от человека адаптации  к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться  новым опытом, становиться социально  более зрелым. Многие этапы развития  семьи можно предвидеть и даже  подготовиться к ним. 

Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются  предвидению. Подобные явления также  требуют от членов семьи адаптации, так как им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление  кризисной ситуации чаще всего усиливает  сплоченность людей. Однако бывает, что  такая ситуация приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и  постоянно участвовать в жизни  малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких  детей, живущих вне семьи –  в детдомах и других учреждениях  этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся  в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное – затормаживается.

Известно, что на поведение  многих людей влияет присутствие  других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые  вызовут одобрение окружающих его  людей и помогут ему предстать  в лучшем свете. Если же человек ощущает  недоброжелательное отношение, то у  него появляется сопротивление, проявляющееся  самыми разными способами. Хорошо воспитанный  человек преодолевает этот протест  осознанным усилием.

В малой группе, где царят  дружеские взаимоотношения, коллектив  оказывает весьма сильное влияние  на индивида. Это особенно проявляется  в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля  взаимоотношений между людьми. Благодаря  своим особенностям семья как  малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных  потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать  помощь и поддержку другим людям.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, дедушки и бабушки.

На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни  семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья  может оказывать на человека большее  или меньшее влияние.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать  как с позиции реализации целей  общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению  к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности  и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это  та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья  способствует увеличению созидательных  и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых  членов, передавая им язык, нравы  и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей  общества, контролирует поведение своих  членов. Социальные функции семьи  проявляются не только в отношении  детей, но и в отношении супругов, так как жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в  жизни общества. Одна из главнейших функций семьи – создание условий  для развития личности всех своих  членов. Семья удовлетворяет различные  потребности человека. В супружестве  муж и жена находят счастье  интимного общения. Рождение детей  вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся  друг о друге. Также в семье  удовлетворяются разнообразные  потребности человека. В супружеской  жизни человека наиболее ярко проявляется  чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких  случаях возникает проблема асоциальной  роли семьи. Не выполняют своих функций  семьи, которые не в состоянии  обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным  чувством опасности, с человеческими  качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи  в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую  функцию, так как именно в семье  формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой  он происходит, и семьи, которую он создает сам.

На жизнь в семье  родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального  опыта накапливает человек, и  все большую роль для него начинает играть семья.

С точки зрения социальной психологии супружество – особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют  эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей жизни, совместно создают экономическую  базу семьи. Основы семьи формируются  социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая  роль в семье обычно принадлежит  тому супругу, который имеет большее  влияние, умеет принимать решения  при возникновении проблем в  процессе совместной жизни. Обычно это  мужчина, но в наши дни наблюдается  как смещение главенства в семье  в сторону женщины, так и равноправие  супругов. Само собой, что при определении  семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а, следовательно, и на распределение  ролей в семье серьезное влияние  оказывают изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение  обязанностей в семье связано  с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

Рождение ребенка –  значительное событие в жизни  супругов, свидетельствующее о вступлении семьи в новый период развития. Это очередное испытание для супругов. Они приступают к исполнению новых социальных ролей – матери и отца. Вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует подготовки. В данном случае такой подготовкой является беременность.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность  за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость  обеспечения ему условий для  развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме  заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка  связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье  каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия  в воспитательных методах и межличностных  отношениях родителей не дают ребенку  понять и осмыслить, что хорошо, а  что – плохо. Кроме того, когда  согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку  люди, являющиеся его опорой, находятся  в ссоре, да к тому же он слышит, что  это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка  очень важны взаимоотношения  между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Информация о работе Как внутрисемейные стили воспитания влияют на становление личности