Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:48, курсовая работа
Цель данной работы – дать подробную характеристику эвристическим подходам в управлении и, согласно теме работы, рассмотреть понятия «эвристика» и «эвристические методы».
Объект исследования – значение и применение эвристических методов в исследовании систем управления на производственном предприятии
ООО «ЭксПроф».
3. Метод эвристических вопросов.
Этот
метод известен также как метод
«ключевых вопросов». Метод эвристических
вопросов целесообразно применять
для сбора дополнительной информации
в условиях проблемной ситуации или
упорядочения уже имеющейся информации
в самом процессе решения творческой
задачи. Эвристические вопросы служат
дополнительным стимулом, формируют
новые стратегии и тактики
решения творческой задачи. Следует
заметить, что эвристические вопросы
широко использовал в своей научной
и практической деятельности еще
древнеримский философ
Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
4. Метод многомерных матриц.
Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод «морфологического ящика» или метод «морфологического анализа».
Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.
Достоинство: он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.
Недостатки и ограничения: даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным.
5. Метод свободных ассоциаций.
В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.
Приведем пример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующие идеи:
3. Необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д.
6. Метод инверсии.
Метод
инверсии представляет собой один из
эвристических методов
Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т.д.
Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.
Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.
7. Метод эмпатии (метод личной аналогии).
Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом.
Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.
8. Метод синектики.
Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.
К
достоинствам метода синектики относятся
практически все, присущие эвристическим
методам, на базе которых он разработан.
К его недостаткам и
1. Он не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;
2. После применения метода более 30–40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает.
9. Метод организованных стратегий.
Одним
из главных психологических
И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.
В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод организованных стратегий.
В основе этого метода лежат:
1. Принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи;
2. Принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.
Что же дает применение эвристических методов в работе менеджера?
Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.
Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.
[6. С. 151]
Компания ЭксПроф – один из первых и крупнейших в России производителей системных ПВХ-профилей для окон, дверей и других светопрозрачных конструкций.
Производство возникло на базе крупнейшего в Западной Сибири оконного предприятия Пластконструкция. Отправной точкой послужила идея экструдировать профили для собственных нужд и постепенно отказаться от закупок ПВХ-профилей от внешних поставщиков.
В марте 2001 года была создана Компания ЭксПроф, а уже в июне заработала первая экструзионная линия Cincinnati-Greiner, которая на тот момент была единственной в (Западной) Сибири. Название EXPROF, ставшее впоследствии торговой маркой, произошло от «Extrusionsprofil» - «Экструзионный профиль».
Возрастающий
интерес оконщиков и
Последовавшее стремительное увеличение спроса и расширение производства вывело компанию к 2007 году в пятерку лидеров российского рынка ПВХ-профилей.
В
2011 году Компания ЭксПроф отметила
10-летний Юбилей. Сегодня завод ЭксПроф
– это масштабный производственно-складской
комплекс, который включает четыре
заводских корпуса, склад сырья
и аддитивов, силосы для хранения
и подачи на производство ПВХ-смолы,
площадку для складирования и
отгрузки профилей и комплектующих,
железнодорожную ветку с
В производственном процессе Компания изначально ставит акцент на качество и высокие технологии. Ультрасовременное производство оснащено новейшим оборудованием Cincinnati Extrusion, Greiner Extrusionstechnik (Австрия), Krauss Maffei и Henschel (Германия). Все материалы, применяемые в производственном процессе − только от мировых лидеров химических и полимерных технологий. Аддитивы для ПВХ-композиции поставляют компании IKA (Германия), Chemson (Австрия), DuPont (США), Arkema и Omya (Франция). Заводская лаборатория непрерывно осуществляет входной контроль сырья и весь комплекс испытаний продукции по сертифицируемым показателям. Автоматика Siemens управляет параметрами технологических процессов.
ЭксПроф
– это и инжиниринговое предприятие
с огромным инновационным потенциалом.
Источником этого потенциала является
объединение опыта Компании в
производстве, монтаже и эксплуатации
пластиковых окон в суровом российском
климате и ноу-хау ее европейских
партнеров в области разработки
современных оконных систем и
рецептуры ПВХ. Объектом инноваций
служит прежде всего продукция предприятия.
Физико-химические исследования, конструкторские
разработки, инженерные решения легли
в основу ноу-хау Компании, которые
воплотились в материале и
конструкции оконных систем EXPROF.
Эти ноу-хау адаптируют западноевропейские
оконные технологии к специфике
российского климата и
Производственная
программа Компании включает 45 наименований
профилей и широкий ассортимент
штучных комплектующих из пластика.
Конструкционные возможности