Эвристические методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать подробную характеристику эвристическим подходам в управлении и, согласно теме работы, рассмотреть понятия «эвристика» и «эвристические методы».
Объект исследования – значение и применение эвристических методов в исследовании систем управления на производственном предприятии
ООО «ЭксПроф».

Работа содержит 1 файл

И так, ЧИСТОВИК !!!.docx

— 61.84 Кб (Скачать)

     3. Метод эвристических вопросов.

     Этот  метод известен также как метод  «ключевых вопросов». Метод эвристических  вопросов целесообразно применять  для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или  упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют  новые стратегии и тактики  решения творческой задачи. Следует  заметить, что эвристические вопросы  широко использовал в своей научной  и практической деятельности еще  древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии  поставить перед собой следующие  семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

     Достоинство метода эвристических вопросов заключается  в его простоте и эффективности  для решения любых задач. Эвристические  вопросы особенно развивают интуицию мышления. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические  методы, не гарантирует абсолютного  успеха в решении творческих задач.

     4. Метод многомерных матриц.

     Этот  метод среди исследователей и  изобретателей также известен как  метод «морфологического ящика» или метод «морфологического  анализа».

     Исходная  идея метода многомерных матриц в  решении творческих задач заключается  в следующем. Поскольку новое  очень часто представляет собой  иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или  комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет  это сделать не путем проб и  ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных  матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой  проблемы.

     Достоинство: он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

     Недостатки  и ограничения: даже при решении  задач средней трудности в  матрице могут оказаться сотни  вариантов решений, выбор из которых  оптимального оказывается затруднительным.

     5. Метод свободных ассоциаций.

     В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются  неординарные взаимосвязи между  компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых  ассоциативных связей и возникают  творческие идеи решения проблемы.

     Приведем  пример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем  типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы  выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных  ассоциаций предлагает, например, слово  «студент». Это слово дает несколько  ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции  типографии. На основе ассоциаций, которые  вызывает у членов группы слово «студент»  генерируются следующие идеи:

  1. Необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;
  2. Для рекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;

     3. Необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д.

     6. Метод инверсии.

     Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск  идей решения творческой задачи в  новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются  формальной логикой и здравым  смыслом.

     Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого  мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и  динамические характеристики объекта  исследования, внешние и внутренние стороны объекта. Если не удается  решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к  началу и т.д.

     Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать  диалектику мышления, отыскивать выход  из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

     Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

     7. Метод эмпатии (метод личной аналогии).

     Чаще  всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью  другого, когда пытаются мысленно поставить  себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении  творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом. Когда применяется метод  эмпатии, то объекту приписывают  чувства, эмоции самого человека: человек  идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как  бы сливается с объектом.

     Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения  исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии  – это один из эвристических методов  решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.

     8. Метод синектики.

     Суть  метода синектики заключается в  следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам  творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать  обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. В условиях применения метода синектики следует  избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как  это нейтрализует дальнейший поиск  решения. Обсуждение целесообразно  начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих  признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

     К достоинствам метода синектики относятся  практически все, присущие эвристическим  методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее:

     1.  Он не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;

     2. После применения метода более 30–40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает.

     9. Метод организованных стратегий.

     Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность  решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый  подход, новое направление в поисках  идей решения.

     И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают  опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

     В определенной мере преодолеть инерцию  мышления поможет метод организованных стратегий.

     В основе этого метода лежат:

     1. Принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи;

     2. Принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

     Что же дает применение эвристических методов  в работе менеджера?

     Эвристические методы могут быть широко применены  в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых  игр с использованием эвристических  методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как  правило, много идей, принципиально  новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.

     Эвристические методы находят сегодня широкое  применение в различных курсах бизнеса  и управления, так как стимулируют  развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.

[6. С. 151] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРИМИНЕНИЕ  ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ  В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭКСПРОФ»

      

    1. Система организации   ООО «ЭксПроф»
 

     Компания  ЭксПроф – один из первых и крупнейших в России производителей системных  ПВХ-профилей для окон, дверей и других светопрозрачных конструкций.

     Производство  возникло на базе крупнейшего в Западной Сибири оконного предприятия Пластконструкция. Отправной точкой послужила идея экструдировать профили для собственных  нужд и постепенно отказаться от закупок  ПВХ-профилей от внешних поставщиков.

     В марте 2001 года была создана Компания ЭксПроф, а уже в июне заработала первая экструзионная линия Cincinnati-Greiner, которая на тот момент была единственной в (Западной) Сибири. Название EXPROF, ставшее  впоследствии торговой маркой, произошло  от «Extrusionsprofil» - «Экструзионный профиль».

     Возрастающий  интерес оконщиков и накапливающийся  опыт экструзии постепенно переориентировали  стратегические приоритеты производства с собственных нужд на широкий  оконный рынок. По-настоящему серьезный  старт Компания ЭксПроф взяла  в начале 2003 года c открытием первых дилерских складов в Москве, Новосибирске, Омске, Уфе, а затем Иркутске. К этому времени профили EXPROF уже составляли технически зрелую, полностью замкнутую систему, проверенную двумя сибирскими зимами.

     Последовавшее стремительное увеличение спроса и  расширение производства вывело компанию к 2007 году в пятерку лидеров российского  рынка ПВХ-профилей.

     В 2011 году Компания ЭксПроф отметила 10-летний Юбилей. Сегодня завод ЭксПроф  – это масштабный производственно-складской  комплекс, который включает четыре заводских корпуса, склад сырья  и аддитивов, силосы для хранения и подачи на производство ПВХ-смолы, площадку для складирования и  отгрузки профилей и комплектующих, железнодорожную ветку с разгрузочной аппарелью и прилегающую территорию для нового строительства общей  площадью 5 га. 28 экструзионных линий  выпускают порядка 45 тыс. тонн профилей в год. Эти объемы реализуются  через региональные и дилерские  склады в 40 крупнейших городах России, Казахстана и Беларуси. Каждое двенадцатое  пластиковое окно в России сегодня  делается из профилей марки EXPROF.

     В производственном процессе Компания изначально ставит акцент на качество и высокие  технологии. Ультрасовременное производство оснащено новейшим оборудованием Cincinnati Extrusion, Greiner Extrusionstechnik (Австрия), Krauss Maffei и Henschel (Германия). Все материалы, применяемые  в производственном процессе − только от мировых лидеров химических и  полимерных технологий. Аддитивы для  ПВХ-композиции поставляют компании IKA (Германия), Chemson (Австрия), DuPont (США), Arkema и Omya (Франция). Заводская лаборатория  непрерывно осуществляет входной контроль сырья и весь комплекс испытаний  продукции по сертифицируемым показателям. Автоматика Siemens управляет параметрами  технологических процессов.

     ЭксПроф – это и инжиниринговое предприятие  с огромным инновационным потенциалом. Источником этого потенциала является объединение опыта Компании в  производстве, монтаже и эксплуатации пластиковых окон в суровом российском климате и ноу-хау ее европейских  партнеров в области разработки современных оконных систем и  рецептуры ПВХ. Объектом инноваций  служит прежде всего продукция предприятия. Физико-химические исследования, конструкторские  разработки, инженерные решения легли  в основу ноу-хау Компании, которые  воплотились в материале и  конструкции оконных систем EXPROF. Эти ноу-хау адаптируют западноевропейские оконные технологии к специфике  российского климата и домостроения.

     Производственная  программа Компании включает 45 наименований профилей и широкий ассортимент  штучных комплектующих из пластика. Конструкционные возможности представлены шестью оконными системами, балконной, а также дверной и фасадной системами. Широкий спектр цветовых решений обеспечивает цех ламинации  профилей в составе завода, а также  выпуск профилей, тонированных в массе. Палитра продукции торговой марки EXPROF позволяет оконщику успешно  конкурировать в любом сегменте оконного рынка, а диапазон эксплуатационных и ценовых характеристик –  найти подход к любому заказчику.

Информация о работе Эвристические методы