Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:48, курсовая работа
Цель данной работы – дать подробную характеристику эвристическим подходам в управлении и, согласно теме работы, рассмотреть понятия «эвристика» и «эвристические методы».
Объект исследования – значение и применение эвристических методов в исследовании систем управления на производственном предприятии
ООО «ЭксПроф».
ВВЕДЕНИЕ
Всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является творчеством. Но, в зависимости от объёма и глубины знаний, накопленного опыта, интуиции уровень творчества различен. Изобретательское мастерство во многом определяется умением видеть тенденции развития техники.
Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:
1. Логические методы – это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;
2. Эвристические методы.
Для того чтобы разобраться более глубоко в том, что понимать под эвристическими методами, следует обратить внимание на то, что метод словесно можно представить в виде некоторой системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач определенного класса.
Итак, что же следует понимать под эвристическими методами?
Эвристические
методы – это система принципов
и правил, которые задают наиболее
вероятностные стратегии и
Цель
данной работы – дать подробную
характеристику эвристическим подходам
в управлении и, согласно теме работы,
рассмотреть понятия «
Объект исследования – значение и применение эвристических методов в исследовании систем управления на производственном предприятии
ООО «ЭксПроф».
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. описать эвристические подходы и привести примеры их практического использования;
2. выявить значение и область применения эвристических методов.
Методологическую базу написания курсовой работы, составили труды ученых, таких как : Панфиловой А.П., Алексеева С.И., Игнатьевой А.В., Малина А.С., Слабова С.С. и др.
Работа
выполнена на кафедре МТЭК.
Термин «эвристика» происходит от греческого heuresko – отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как:
1. Научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);
2. Приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;
3. Метод обучения;
4. Один из способов создания компьютерных программ. [3. С.356]
В одних источниках указывается, что понятие «эвристика» впервые появилось в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века нашей эры, в других приоритет первого упоминания отдается трудам Аристотеля.
Многие авторы упоминают вклад в эвристику Раймонда Луллия (ок. 1235 – ок. 1315), который еще в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий.
В
своих исследованиях природы
научных открытий, Имре Лакатос (1922–1974)
ввел понятия позитивной и отрицательной
эвристик. В рамках научной школы
некоторые правила
Все
же основой эвристики является психология,
особенно тот ее раздел, который
получил название психологии творческого
или продуктивного мышления. Например,
использование эвристических
В
эвристике как молодой, развивающейся
науке не все понятия достаточно
четко определены. Это, прежде всего,
относится к понятию «
Впервые
учение об эвристических методах
разработано и введено в
Чтобы раскрыть существо этого понятия, необходимо иметь в виду, что сам термин «эвристический» применим к явлениям двоякого рода. Во-первых, можно рассмотреть как эвристическую деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать и специфические приемы, которые человек сформировал у себя в ходе решения одних задач и более или менее сознательно переносит на решение других задач.
К
эвристическим следует
1.2.
Характеристика эвристического метода
Впервые
учение об эвристических методах
разработано и введено в
Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.
Система
эвристических методов решения
задач, как и знаний, вообще, является
системой открытого типа, т.е. с развитием
науки и техники будут
Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:
1. Постановка задачи технического творчества;
2.
Выбор подходящих приемов на
основе анализа недостатков и
дефектов прототипа (прототип
– наиболее близкий по
3.
Преобразование прототипа с
4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования;
5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая другие прототипы.
Наибольший
эффект при эвристическом обучении
дают задачи предполагающие открытие
новых причинно-следственных связей,
закономерностей, общих признаков
решения целого класса задач, в основе
которых лежат еще не известные
субъекту отношения между определенными
компонентами исследуемых конкретных
ситуаций. Наиболее выразительной формой
эвристического метода является эвристическая
беседа, состоящая из серии взаимосвязанных
вопросов, каждый из которых служит
шагом на пути решения проблемы,
и которые требуют
Итак,
попробуем последовательно
1. Метод «мозгового штурма»
Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном.
Эвристический
диалог «мозговой атаки» базируется
на ряде психологических и
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Более подробно рассмотрим его в следующей главе.
2. Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих психолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах.
Первая
закономерность и соответствующий
ей принцип сотворчества в процессе
решения творческой задачи. Руководитель
группы, опираясь на демократический
стиль общения, поощряя фантазию,
неожиданные ассоциации, стимулирует
зарождение оригинальных идей и выступает
как их соавтор. И чем более
развиты способности
Вторая закономерность и соответствующий ей принцип доверия творческим силам и способностям друг друга. Все участники выступают на равных: шуткой, удачной репликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы.
Третья закономерность и принцип – использование оптимального сочетания интуитивного и логического. В условиях генерирования идей оптимальным является ослабление активности логического мышления и всяческое поощрение интуиции. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.
В чем достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей? К несомненным достоинствам этого метода следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.
Недостатки
и ограничения метода заключаются
в том, что его применение позволяет
выдвинуть, найти творческую идею в
самом общем виде. Метод не гарантирует
тщательную разработку идеи. Он также
неприменим или имеет ограничения
в применении, когда творческая задача
требует больших