Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:59, реферат
Одна из фундаментальных проблем - это проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике - ее изучение как продукта эволюции. Сложность этой проблемы заключается в том, что мы не можем досконально воспроизвести те события и изменения, которые привели к ее зарождению.
1. Введение
2. Зарождение и стадии эволюционного развития психики
2.1. Зарождение психики
2.2. Стадии эволюционного развития психики
2.3. Возникновение сознания
3. Заключение
4. Список использованной литературы
На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.
Стадия интеллекта.
На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих - человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма - решение задач.
Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.
Классические опыты, посвященные поведению человекоподобных обезьян принадлежат В. Келеру, Р. Йерксу в США, И.П. Павлову в Колтушах. Прежде всего это опыты с употреблением палки. Низшие обезьяны без дрессуры, без выработки соответствующего навыка не обращаются к палке. Этот акт объясняется образом жизни обезьян, т.е. тем, что в естественной обстановке легкая низшая обезьяна доберется до плода там, где более тяжелая высшая обезьяна будет вынуждена прибегнуть к помощи палки, чтобы сбить или придвинуть к себе ветку с плодом. А.Н. Леонтьев развивает мысль об интеллектуальной стадии развития психики: «Поведение человекообразных обезьян не может быть описано только в терминах переноса. Я как-то пробовал описать его в терминах фазности поведения: подготовительная и исполнительная фазы действия. Подготовительное и исполнительное действия относятся к категории способов действия, представляют собой известные системы операций. Так, нужно раньше достать палку, а потом достать плод. Само по себе доставание палки приводит к овладению палкой, а не плодом. Это -- первая фаза. Вне связи со следующей фазой она лишена какого бы то ни было биологического смысла -- это и есть фаза подготовления. Вторая фаза -- употребление палки -- является уже фазой осуществления деятельности в целом, направленной на удовлетворение данной биологической потребности животного. Отметим, что фаза подготовления связана у обезьяны не с палкой как таковой, а с объективным отношением палки к плоду».
Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики - сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного».
2.3. Возникновение сознания
В чем заключается характерная особенность высшей формы психического отражения, впервые возникающей у человека? Что порождает новые высшие формы психического отражения, которые обозначаются общим понятием «сознание»? А.Н. Леонтьев пишет: «При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тот капитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе усложнение образа жизни живых существ, усложнение их деятельности, которая осуществляет их связи с внешним миром. Можно сделать общий вывод, что каков образ жизни живого существа, такова и его форма психического отражения. Или, иными словами, каково строение его деятельности, таково и строение психического отражения реальности. Отсюда следует, что и сознание как высшая и важнейшая, но не единственная форма отражения у человека порождается тем коренным изменением образа жизни, и, соответственно, коренным изменением самого строения деятельности, которые происходят при переходе человека к обществу, основанному на труде».
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Итак, при переходе к человеческому обществу происходят два коренных изменения:
1) возникновение трудовой, опосредствованной орудиями деятельности, которая является продуктивной, т.е. преобразующей вещество природы так, что возникает некоторый продукт;
2) возникновение языка, порождаемого складывающимися в процессе труда отношениями человека с другими людьми.
Эти новые отношения и требуют появления новых способов общения трудового коллектива -- способов общения посредством языка, передающегося из поколения в поколение и усваиваемого отдельным индивидом в форме овладения исторически выработанными средствами общения.
Трудовая деятельность, общение, язык, которые сами по себе не могут осуществляться вне общества и определили развитие сознания в филогенезе. Подводя итог, А.Н. Леонтьев отмечает: «Действительное объяснение сознания лежит в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость, - в деятельности трудовой. Эта деятельность характеризуется тем, что происходит ее овеществление в продукте».
Сознание человека позволяет отражать не только предмет потребности, условия задачи, но и то, что не попадает непосредственно в «поле интересов» человека. Такого рода многоуровневое, многослойное отражение позволяет человеку не только приспосабливаться к реальности, но и преобразовывать ее, и даже выстраивать новые «миры». Сознание способно изменить окружающую действительность, как к лучшему, так и разрушить ее.
Особенно важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.
В психологической структуре сознания можно условно выделить следующие его составляющие:
- чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания;
- значение - это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания;
- смысл - это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?».
Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек. Можно выделить два основных направления изменения, развития или редукции сознания:
1) изменяется круг предметов и явлений осознаваемого мира;
2) направление изменения и развития сознания заключается в изменении отношений между значением и смыслом, существующих в индивидуальном сознании.
Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный, собственно человеческий уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивые отношения, взаимодействия, связи. Сознание «кочует» по психике человека, работает по своим, особым законам, не всегда подчиненным объективным, материальным правилам. Осознанное поведение и сама психика человека становятся свободными.
3. Заключение
Приведенный в данной работе материал позволяет сделать ряд обобщений.
В связи с усложнением отражения, связанного, хотя и неоднозначно, со степенью развитости нервной системы, происходит изменение поведения и деятельности на разных стадиях эволюции.
Критерием психического согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, дополненной и развитой К.Э. Фабри выступает появление специфической чувствительности, отличной от простой раздражимости. Чувствительность предполагает, что животное способно реагировать на биологически нейтральные воздействия, косвенно связанные с возможностью удовлетворения потребностей.
На стадии элементарной сенсорной психики животное улавливало относительно простые сигналы и реагировало на них относительно несложными движениями.
У животных, обладающих центральной нервной системой можно наблюдать и гораздо более сложные формы поведения, которые развертываются в виде сложных программ (инстинктов).
На стадии интеллекта животное уже в состоянии решать задачи, использовать в качестве готовых орудий подручные средства, а не просто руководствоваться своими инстинктами.
С появлением человека начинается история новой ступени психики - история развития человеческого сознания. Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных - это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные в этой работе в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
4. Список использованной литературы
1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М: УМК «Психология», 2003.
2. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в психологию. - psycology.ru.
10