Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:59, реферат
Одна из фундаментальных проблем - это проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике - ее изучение как продукта эволюции. Сложность этой проблемы заключается в том, что мы не можем досконально воспроизвести те события и изменения, которые привели к ее зарождению.
1. Введение
2. Зарождение и стадии эволюционного развития психики
2.1. Зарождение психики
2.2. Стадии эволюционного развития психики
2.3. Возникновение сознания
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Реферат по зоопсихологии
Эволюция развития психики
Содержание:
1. Введение
2. Зарождение и стадии эволюционного развития психики
2.1. Зарождение психики
2.2. Стадии эволюционного развития психики
2.3. Возникновение сознания
3. Заключение
4. Список использованной литературы
1. Введение
Одна из фундаментальных проблем - это проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике - ее изучение как продукта эволюции. Сложность этой проблемы заключается в том, что мы не можем досконально воспроизвести те события и изменения, которые привели к ее зарождению.
Развитие психики реализуется в форме филогенеза - становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп и в форме онтогенеза - формирование психических структур в течение жизни отдельного организма — человека или животного.
Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной, далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения. Человек - высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
2. Зарождение и стадии эволюционного развития психики
2.1. Зарождение психики
Как зародилась психика? Какие объективные причины привели к тому, что на определенном этапе эволюции возникли новые, сложные формы отражения действительности?
Среда может влиять извне на неживые тела, иногда приводя к их распаду (например, ветер может выветривать скалы), но она еще не является условием, без которого тело не может существовать.
С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. В процессе развития земли появились особо сложные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность молекул, из которых это соединение и состоит. Существование таких гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой - необходимым условием сохранения жизни. Так возникло живое существо, которое приняло характер клеток, иначе говоря, мельчайших организмов, существование которых поддерживалось постоянным обменом веществ с внешней средой. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов - раздражимости. Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на те вещества, которые необходимы для поддержания существования организма. Уже на этом уровне существования жизни возникли потребности живого вещества, и из всех явлений внешней среды выделялись существенные для поддержания жизни биотические влияния (факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов). Действие биотических факторов выражается в форме взаимовлияний одних организмов на жизнедеятельность других организмов и всех вместе на среду обитания и несущественные для нее – абиотические влияния (компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы: климатические, почвенные и гидрографические факторы. Основными абиотическими факторами среды являются: температура, свет, вода, соленость, кислород, магнитное поле земли, почва), к которым живая клетка оставалась безразличной. Это явление обмена веществ и возникновения раздражимости по отношению к биотическим факторам и составляло основу этапа эволюции материи - этапа появления жизни.
Первой ступенью существования жизни является та форма, которую можно назвать растительной жизнью. Растительная жизнь исчерпывается основными процессами обмена веществ, и жизнедеятельность растения проявляется в наличии раздражимости по отношению к одним биотическим факторам при безразличии по отношению к другим, не входящим в обмен веществ (абиотическим) факторам. Существенная особенность сложных форм растительной жизни заключается лишь в том, что в число биотических факторов входят не только те вещества, которые непосредственно усваиваются растениями (например, углекислота), но и те условия (например, солнечный свет), без которых такое усвоение не может протекать. Поэтому растение становится чувствительным и к целому ряду условий, входящих в сложный процесс обмена веществ. Все это говорит о том, что растения имеют определенные потребности или, как говорят современные биологи, предъявляют к условиям среды определенные требования. Однако, растение активно ведет себя лишь по отношению к непосредственно воздействующим на него биотическим условиям; оно не ищет этих условий, если они не действуют на него непосредственно, и совершенно не реагируют на иные факторы, не входящие в процесс обмена веществ. Иначе говоря, растение ориентируется в окружающей среде лишь в очень узких непосредственных пределах, никогда не выходя за их границы. Существо, обладающее психикой, всегда проявляет активность в виде поведения. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: «Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют реализоваться непосредственно, сразу. Представьте себе на минуту, что такой активностью обладали бы растения. Тогда они должны были бы, например, разбегаться при приближающихся звуках шагов или едущей машины или перебираться к реке в засушливую погоду, а затем возвращаться на места с более плодородной почвой». Следовательно, жизнедеятельность растения ограничивается явлениями обмена веществ и раздражимости к биотическим веществам, но она еще лишена характера активной ориентировочной деятельности.
Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.
От этапа растительной жизни коренным образом отличается следующий этап эволюции - этап животной жизни. Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются абиотическими, и могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи - психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения - активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.
Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм. А.Р. Лурия пишет: «Новая особенность, которая появляется при переходе от растительной жизни к животной, заключается в том, что у животного возникает новый вид раздражимости... Эта новая форма раздражимости по отношению к ранее индифферентным агентам, вступающим в связь с биотическими условиями и приобретающими сигнальное значение, названа чувствительностью. Возникновение чувствительности и является новым качественным скачком, характеризующим переход от растительного существования к животному; оно приводит к возникновению совершенно новых форм жизнедеятельности и может служить основным объективным критерием для возникновения психики». Впервые этот критерий был выдвинут А.Н. Леонтьевым: «Различие между воздействиями первого и второго рода закономерно приводит к различию в формах раздражимости. Раздражимость к воздействиям первого рода, к биотическим воздействиям можно назвать простой раздражимостью (irribilitas). Что касается раздражимости ко второго рода свойствам, которая необходимо возникает при переходе живых организмов в дискретную среду и выполняет функцию отражения и ориентирования, то я предложил называть ее собственно чувствительностью (sensibilitas)… С самого начала психика возникает не как некоторое субъективное явление, которое не имеет жизненного значения, а как фундаментальная биологическая функция, функция ориентации и отражения, без которой не может идти дальше процесс биологической эволюции в предметной среде».
Итак, психические процессы возникают на определенном этапе усложнения жизнедеятельности; они возникают на этапе перехода к животной жизни и проявляются в доступных для объективного исследования признаках.
2.2. Стадии эволюционного развития психики
По форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы выделяют три основные стадии развития психики у животных:
1. Стадия элементарной сенсорной психики.
2. Стадия перцептивной психики.
3. Стадия интеллекта.
Стадия элементарной сенсорной психики.
Деятельность на ранних этапах эволюции регулируется и побуждается отражением ряда отдельных свойств; восприятие же действительности никогда не является восприятием целостных вещей. На ранних этапах развития психики среди множества одновременных или последовательных воздействий в качестве ведущего воздействия выделяется именно то, которое находится в определенной связи с предметом потребности животного. Иными словами, среди многочисленных воздействий в качестве ведущего выделяется воздействие, имеющее жизненно важное сигнальное значение, т.е. сигнализирующее о предмете потребности животного. Все остальные воздействия образуют как бы фон, с которым приходится считаться практически развертывающемуся процессу поведения. Однако «фоновое» поведение достигает у животных большой степени сложности. На этом этапе появляется элементарная форма чувственного отражения -- отражение отдельных воздействий, сигнализирующих о предмете потребности, на который направлена активность животного. А.Н. Леонтьев пишет: «Под «чувственным» имеется в виду не только познавательная сторона процесса отражения, а и его «переживаемая» эмоциональная сторона. В широком смысле «чувственное» означает эмоционально-сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение. Такое расширительное понимание «чувственности» полностью относится к отражению предмета, на который направлена деятельность, то есть биологически значимого предмета. Подчеркивая, что сигнал от биологически значимого предмета имеет биологический жизненный смысл, мы тем самым подразумеваем, что он имеет положительную или отрицательную эмоциональную окрашенность; выступая в этом качестве, чувственность понимается как обладающая важным для жизни эмоциональным аффективным значением».
Итак, психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.
Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира. Представителями низшего уровня являются губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Но им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.
В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения - инстинкт. Инстинкт - это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.
Стадия перцептивной психики
Эта стадия характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, а в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. Переход к этой стадии, по-видимому, связан с переходом позвоночных к наземному образу жизни. На высшем уровне расположены все млекопитающие. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготавливается еще на предшествующей стадии. А.Н. Леонтьев поясняет: «Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, а к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают».
У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.