Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:21, реферат
Для истории отечественной науки советского периода было характерным явное отставание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не проводились, но в зависимости от принадлежности авторов к определённой науке этно-психология рассматривалась как: субдисциплина этнографии; как область знания на стыке этнографии и психологии, находящаяся ближе либо к этнографии, либо к психологии; как раздел психологии. Развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания привело в середине ХIХ века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Общепризнанно, что это произошло в Германии.
Введение
Этнопсихология как наука
Этноцентризм
Этнические стереотипы
Национальный характер
Заключение
Литература
К социальным функциям стереотипов , предложенным Тэшфелом , логично добавить ещё одну функцию , функцию сохранения существующих отношений , ведь объяснение и тем более оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо прежде всего для сохранения этих отношений. Не случайно психо-логический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах , санкциониони-рующих захват и угнетение других народов , сохранение господства поработителей путём насаждения негативных представлений о побе-ждённых и порабощённых.
Анализ влияния межэтнических отношений на приписываемые этническим группам и их отдельным представителям стереотипы позволяет вернуться к другой стороне проблемы : воздействуют ли стереотипы на межэтнические отношения? Если под воздействием понимать не только изменение межэтнических отношений , но и их сохранение , то признание за стереотипами функции сохранения от-ношений между группами фактически утвердительно отвечает на этот вопрос. Действительно , наличие стереотипов , особенно стереот-ипов согласованных , отчетливых и эмоционально окрашенных , в какой-то мере способствует стабильности существующих отношений, в том числе межэтнических. Однако было бы ошибочным поддержи-вать психологизаторскую по своей сути точку зрения о том , что соотношение между стереотипами и межгрупповыми отношениями находится в состоянии “циркулярного взаимовлияния”. В истории со-циальных наук уже были попытки доказать активную роль стерео-типов в воздействии на межэтнические отношения и даже решить при помощи их “улучшения” самые широкие международные проб-лемы. Например , исследование , проведённое в 1947 году в девяти странах под эгидой ЮНЕСКО , было основано на совершенно уто-пической идее о том , что если люди будут лучше осведомлены о стереотипах , как часто об ошибочных и всегда неполных образах собственной и других наций и эти образы будут заменены на более точное знание о народах , то это в свою очередь приведёт к ослаб-лению международной напряжённости. Этой программой ЮНЕСКО и в дальнейшем было стимулировано значительное количество исслед-ований , ни одно из которых , естественно , к ослаблению междунаро-дной напряженности не привело. В действительности очевидным яв-ляется воздействие стереотипов не на межэтнические отношения как разновидность социальных отношений , а на межличностные отноше-ния представителей различных этнических групп и в конечном сче-те на их совместную деятельность в малых группах и коллективах.
Сложность изучения стереотипов во многом проистекает как раз из-за того , что функционируют они на двух уровнях отношений : и на межгрупповом , и на межличностном. Стереотипы находятся в сложной диалектической взаимосвязи , с одной стороны , с социальными межэтническими отношениями , а с другой – с межличностными отношениями представителей этнических групп.
Национальный характер.
Проблема национального характера является комплексной. Социологов и социальных психологов интересует в первую очередь , имеются ли между индивидами , принадлежащими к разным нациям и этническим группам , определенные эмпирически наблюдаемые психологические различия и если да , то какова природа и степень этих различий. Но несмотря на большое число исследований наука до сих пор не выработала общего решения этой проблемы.
В своем первоначальном значении греческое слово “характер” обозначало знак или символ , выражающий специфику какого – либо явления ; характерный – значит специфический. Термин национальный характер аналитический , а не описательный. Он появился сначала в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жи-зни того или иного народа. Национальный характер подразумевает свойства не отдельного индивида , а целой человеческой группы , часто очень многочисленной. Эта группа имеет общую культуру , си-мволы , обычаи и т.п. Если одни западные социологи сводят пробле-му национального характера к психическим свойствам индивидов , то другие , наоборот , целиком отрицают применимость к его изуче-нию психических методов. Индивидуально – психологический подход к социальным явлениям , в частности к национальному характеру , действительно несостоятелен ; чтобы понять характер народа , нужно изучать прежде всего его историю , общественный строй и культуру, индивидуально – психологические методы тут недостаточны.
В донаучной стадии своего мышления каждый знает , что люди , принадлежащие к разным народам и этническим группам , отличают-ся друг от друга своим темпераментом , культурой , нравами , обычаями. Пунктуальность , высоко ценимая немцами или голландца-ми сравнительно мало значит в Испании и ещё меньше в странах Латинской Америки. Национальные особенности ярко проявляются в искусстве , особенно народном. Не нужно быть тонким ценителем , чтобы отличить русскую мелодию от индийской или испанской ; уз-бекский орнамент от японской. Люди обычно без особых затрудне-ний перечисляют черты , типичные , по их мнению , для их собствен-ного и для чужих народов , и нередко (хотя далеко не всегда) подоб-ные характеристики и самохарактеристики совпадают , принимаются без возражений. Но с другой стороны , все или пости все подобные характеристики крайне расплывчаты , субъективны , а то и вовсе про-извольны.
Именно эта расплывчатость оценок и описаний у многих исследователей вызывает возражения против самого понятия национальный характер. Как будто сказано что-то конкретное , а по сути ничего не сказано. Какими словами можно определить русский национальный характер? Порывистый , горячий , добродушный , искренний , смелый , вспыльчивый , широкий , прямой? Но все эти перечисленные , положительные и отрицательные элементы имеют право претендовать все народы. Что , украинцы менее смелы и добродушны , чем ру-сские? Укажут на склонность украинцев к юмору. Но кто станет отнимать склонность к юмору у русских или у казахов , у туркмен?.. И вот так можно растратить всю свою выдумку и изобретательность и так и не определить в точных терминах национальный характер ни русского , ни грузина , ни китайца , ни сотен и сотен других народов , детей единой человеческой семьи.
Шведский мореплаватель Эрик Лундквист , будучи в Новой Гвинее после удачной охоты за ужином ел мясо только до половины , а ос-тавшуюся половину кидал старому папуасскому вождю , который с жадностью обгладывал всю кость , после чего крошил и съедал и саму кость. Присутствовавший при этом друг Лундквиста возмутился : “Да ты обращаешься с ним как с собакой. Разве так можно вести себя с человеком? А сам говоришь , что нужно уважать аборигенов.” Но друг Лундквиста при этом не знал , что деля таким образом свой ужин со старым вождем , он показывал свою дружелюбность. Именно из-за незнания обычаев папуасов Новой Гвинеи другу мореплавателя это показалось диким.
Одной из главных задач этнопсихологии является критический анализ представлений обыденного сознания. Невозможно зафиксировать различия , не указывая при этом существенные сходства. Сравнение как индивидов , так и этнических групп проводится главным образом по степени выраженности у них тех или иных общих черт или качеств. Но чтобы сравнение было объективным , нужно постоянно учитывать его масштаб.
Отсюда методологическое требование – учитывать относительность любых этнических характеристик. Возьмем простейшее суждение : немцы – блондины . Но это суждение и правильно , и неправильно. Если оно утверждает , что все немцы или хотя бы большинство из них являются блондинами , то это суждение ложно , так как блондины составляют меньше половины населения Германии . Но тут есть доля истины в том смысле , что среди немцев блондинов гораздо больше , чем среди французов или испанцев ; поэтому по сравнению с этими народами немцы кажутся блондинами. Это сравнение присутствует в любых стереотипах.
Таким образом те черты , которые мы воспринимаем как специфические особенности национального характера ,- это продукт определенных исторических условий и культурных влияний. Они производны от истории и изменяются вместе с нею. А затем , с известным отставанием , меняются и соответствующие стереотипы. Так , в начале ХVIII века в Европе многие считали , что англичане склонны к революции и переменам , тогда как французы казались весьма консервативным народом ; 100 лет спустя мнение диаметрально изменилось. Чем длиннее и сложнее путь , пройденный народом , тем сложнее и противоречивее будет его национальный характер.
Национальный характер тесно связан с темпераментом , в свою очередь обусловленном наследственной организацией и этническими особенностями не менее , чем географической средой.
Заключение.
Если иметь в виду будущее этнопсихологии , её специфику можно обозначить как изучение систематических связей между психологическими и переменными при сравнении этнических общностей.
Давая такое определение мы не совсем правы , так как забываем о третьей , стоящей особняком , ветви этнопсихологии – психологии межэтнических отношений. А в современном мире , в социальном контексте непрекращающихся межэтнических кон-фликтов именно этот раздел этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания.
Особое положение психологии связано с тем , что три раздела этнопсихологии в разной степени связаны с одной из родитель-ских дисциплин – психологией. Психологическая антропология только использует психологические понятия и методы , следовательно , связана с ней косвенно. Сравнительно – культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии : общая психология изучает особенности восприятия , памяти , мышления у разных народов ; индустриальная психология проблемы организации труда и управления ; возрастная психология – методы воспитания детей. Особое место занимает социальная психология , так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения индивидов , обусловленные их включенностью в этнические общности , но и психологические характеристики самих этих общностей.
Что касается психологии межэтнических отношений , то она является составной частью социальной психологии и косвенно связана с культурантропологией. Зато кроме психологии у неё есть ещё одна “родительская” дисциплина – социология. Это проистекает из-за маргинальности проблемы межгрупповых отношений , её сильной включённости в систему социологических знаний.
Ещё раз стоит подчеркнуть , что именно эта ветвь этнопсихологиии должна привлечь к себе особое внимание психологов в связи с обострением межэтнической обостренности на территории бывшего СССР , именно она включена в социальную и политическую проблематику общества. В существующем социальном контексте не только специалисты – этнопсихологи , но и педагоги , социальные работники , представители многих других профессий по мере сил должны способствовать оптимизации межэтнических отношений , хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной , если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений , но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными , социальными , экономическими , экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов , которые могут мешать налаживанию отношений между ними , специалист – практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.
В этнопсихологии не установлено наличие каких – либо особен-ностей или свойств , позволяющих говорить о преимуществах одних народов перед другими. Она способствует критике националистских и расистских теорий.
Литература.