Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:21, реферат
Для истории отечественной науки советского периода было характерным явное отставание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не проводились, но в зависимости от принадлежности авторов к определённой науке этно-психология рассматривалась как: субдисциплина этнографии; как область знания на стыке этнографии и психологии, находящаяся ближе либо к этнографии, либо к психологии; как раздел психологии. Развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания привело в середине ХIХ века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Общепризнанно, что это произошло в Германии.
Введение
Этнопсихология как наука
Этноцентризм
Этнические стереотипы
Национальный характер
Заключение
Литература
Следует отметить , что
среди исследователей нет единодушия
в отношении к явлению
Но как и любое другое социально – психологическое явление этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное , а ценностное суждение о нем абсолютно неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия , одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения ценностей и специфичности группы .Например , при изучении русских старожилов в Азербай-джане было выявлено , что уменьшение этноцентризма , проявившееся в казалось бы позитивном явлении – снижении негативной окраски гетеростереотипов , свидетельствовало о “размывании” единства этнической группы и приводило к увеличению выезда в Россию в поисках необходимого чувства “мы”.
Более того , этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Этноцентризм , при котором некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы и предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру , разные авторы называют благожелательным или гибким.
Но этноцентризм может проявляться в самых разных степенях выраженности .У членов низкостатусных групп меньшинства , не видящих возможностей бороться за изменение ситуации в обществе, может проявляться внешгрупповой этноцентризм. Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях культуры .Так , существуют данные , что представители коллективистических культур более этноцентричны , чем члены культур индивидуалистических .Но другими авторами было обнаружено , что именно в коллективистических культурах , где превалируют ценности скромности и гармонии , межгрупповая предвзятость меньше , например полинезийцы демонстрировали меньшее предпочтение своей группы , чем европейцы.
При анализе этноцентризма , как и любого другого социально-психологического явления , необходимо учитывать социальные факторы . На степень его выраженности более значительное влияние оказывают не особенности культуры , а система социальных отношений общества , объективный характер межэтнических отношений . При наличии конфликта между этническими об-щностями и других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в самых ярких формах и становиться дисфункциональным для индивида и группы . При таком этноцентризме , который получил наименование воинственного , люди не только судят о чужих ценностях , исходя из собственных , но и навязывают их другим .
Воинственный этноцентризм выражается в ненависти , недоверии , страхе и обвинении других групп в собственных неудачах . Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного роста человека , ведь именно с позиций личностного роста воспитывается любовь к родине .
А что касается детей , то жители Китая в древности воспитывали своих детей в убеждении , что именно их родина является пупом Земли и сомневаться в этом не приходится , так как солнце восходит заходит на одинаковом расстоянии от Поднебесной . Группоцентризм в его великодержавном варианте был характерен и для советской идеологии : даже маленькие дети в СССР знали , что “начинается Земля , как известно , от Кремля”.
И такое воспитание приносит свои плоды . В конце 80-х и в начале 90-х гг при участии Т.Стефаненко было проведено исследование , в котором участвовали студенты из десяти стран мира . Им предлагалось заселить новую планету семью странами , в том числе и своей . Наибольший этноцентризм по итогам исследования был выявлен у студентов из СССР , Ирака и Египта . Они расположили свою страну в самом центре материка , выделив ей львиную долю территории и самое выгодное геополитическое положение так , что бы она граничила со всеми другими странами и вместе с тем имела доступ к морским путям . Вторая треть оказалась чуть менее этноцентричной . А остальные студенты расположили в центре материка совершенно другую (не включённую в список предложенных ) страну , например Швейцарию и Францию .
Воинственный этноцентризм используется в реакционных доктринах , санкционирующих захват и угнетение других народов . Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – “категоризации группы в супернегативные социальные категории , исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей”. Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы . Облегчают делегитимизацию действительно значительные различия во внешности , нормах , языке , религии и других аспектах культуры . Её целью является полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключения последней из рода человеческого , членов чужой группы называют змеями , паразитами , крысами или представляют ведьмами , вампирами , демонами . Это переводит их в категорию “нелюдей” и позволяет поступать так , как запрещено поступать с себе подобными – с людьми .В качестве примеров этноцентристской делегитимиции Д.Бар-Тал приводит отношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к неарийским народам в нацистской Германии . Так , этноцентризм внедрённый в расистскую идеологию превосходства арийцев , рказался тем механизмом , с помощью которого немцы пришли к убеждению , что евреи , цыгане и другие меньшинства – “недочеловеки”.Основными механизмами , выполняющими функцию межгрупповой дифференциации , являются атрибутивные процессы (интерпретация индивидом мира). На уровне межгрупповых отношений изучаются два вида атрибутивных процессов . Во-первых , стереотипизация как особый случай атрибуции черт , когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства . Во-вторых , социальная научная атрибуция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности .
Этнические стереотипы.
Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощённые , схематизированные образы социальных объектов , характеризующиеся высокой степенью согласованности ин-дивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников , а не из непосредствен-ного опыта – и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах , к которым они принадлежат.
Впервые термин “социальный стереотип” использовал американский журналист У.Липпман в 1922 году в книге “Общественное мнение” при анализе влияния имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно Липпману , стереотипы – это упорядоченные , детерминированные культурой “картинки мира” в голове человека , которые , во – первых , экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и , во – вторых , защищают его ценности , позиции и права. Иными словами , стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку.
Вслед за Липпманом , который считал одной из основных характеристик стереотипов неточность , а часто и ложность содержания , в 20-30-е гг. они чаще всего интерпретировались как прямая “дезинформация”, “совокупность мифических представлений” и т.д. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием “стереотип” , что был даже предложен новый термин “социотип” для обозначения стандартного , но истинного знания о социальной груп-пе. Лишь начиная с 50-х годов получила распространение гипотеза О.Клайнберга о наличии в стереотипах некоего “зерна истины”. За-тем особенно большое внимание стало уделяться так называемым “гипотезам контакта” , согласно которым чем при более благоприят-ных условиях протекает контакт между группами , чем дольше и глубже они взаимодействуют и шире обмениваются индивидами , тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипов.
Хотя проблема истинности содержания стереотипов остаётся до сих пор , по существу , нерешённой , не вызывает сомнения , что социальные стереотипы вовсе не сводятся к “совокупности мифических представлений” - они всегда отражают некую объективную реальность , пусть и в искажённом или трансформированном виде. Большинство отечественных авторов в отличие от точек зрения , преобладающих за рубежом определяют социальный стереотип как образ социального объекта , а не просто как мнение об этом объекте , никак не обусловленное объективными характеристиками последнего и всецело зависящее от воспринимающего “стереотипизирующего” субъекта.
То , что реальные межэтнические отношения оказывают влияние на содержание стереотипов , не требует особых доказательств. Сила этого воздействия наглядно может быть продемонстрировано на примере неоднократно описанного “зеркального образа”. Он заключается в том , что члены двух конфликтующих групп ( причем изучались именно этнические группы ) приписывают идентичные положительные черты себе , а идентичные пороки – противникам. В настоящее время даже в социальной психологии всё большее распространение получает точка зрения , согласно которой “содержание стереотипов скорее результат , чем причина существующих межгрупповых отношений”.
Однако содержание далеко не единственное “измерение” стереотипов. В социальной психологии выделены и другие их характеристики: согласованность – степень единства представлений членов одной группы о другой группе ; направленность – общее измерение благоприятности стереотипов ; степень их благоприятности (или неблагоприятности).
В западной социальной психологии в основном исследуются такие компоненты межэтнических отношений , которые связаны с “глубиной”, “продолжительностью” и т.п. контактов между группами. В многочисленных эмпирических исследованиях было доказано , что контакты ведут к изменению стереотипов , причем не столько в направленности стереотипа , сколько в степени его благоприятности или неблагоприятности. Предпринимаются попытки установить зависимос-ти и связи между отдельными измерениями стереотипов и переменной , получившей наименование “информированность” (освед-омленность) о стереотипизируемой ггуппе , хотя полученные результ-аты и оказались не столь однозначными , как предполагалось. В какой – то мере это связано с тем , что сама информированность по-нимается то как наличие межличностных контактов между предста-вителями различных групп , то как косвенные контакты через сред-ства массовой коммуникации. Главная же причина неоднозначности полученных результатов состоит в том , что западным исследовате-лям свойственна переоценка влияния межличностных контактов на основные характеристики стереотипов , в то время как социальные межэтнические отношения ими не учитываются или психологизиру-ются.
Роль межэтнических отношений в формировании и функционировании стереотипов можно понять лишь с учетом характера этих отношений , их социально обусловленных форм : сотрудничества или соперничества , доминирования или подчинения. Именно от характера отношений зависит направленность и степень благоприятности стереотипов , а при значительном изменении характера отношений эти параметры меняются вплоть до полного слома прежних стереотипов.
Примеров такого воздействия можно привести множество и на основании результатов зарубежных исследований. У студентов из Принстона , стереотипы которых по отношению к десяти этническим группам исследовались в 1932 и в 1950 гг., после второй мировой войны наиболее значительно изменились (в негативную сторону ) сте-реотипы немцев и японцев. В ряде исследований было обнаружено , что автостереотипы , как правило , более благоприятны , чем гетеро-стереотипы. Однако на фоне общей , а по мнению многих зарубеж-ных авторов , единственно возможной и неизбежной тенденции встречаются и обратные явления : тенденция воспринимать свою группу менее благоприятно , чем другие группы. Значительное количество исследований показало , что одним из главных факторов возникновения такой тенденции является различие в социальном ста-тусе групп , а именно их неравенство в политическом , экономическ-ом и других отношениях. Именно низкостатусные группы , угнета-емые этнические меньшинства в ряде капиталистических стран склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеро-стереотипы. Всё это свидетельствует об обусловленности самого ме-ханизма стереотипизации более широким “социальным контекстом”.
Эта закономерность проявляется и при исследовании воздействия характера межэтнических отношений и на другие параметры стереотипов. Представляется очевидным , что наиболее высокими будут согласованность и отчетливость взаимных стереотипов соперничающих групп , так как в этом случае внутри каждой группы проявится потребность размежеваться с “врагами”. Наоборот , если группы сотрудничают между собой , стереотипы будут менее согласованны и менее отчетливы , ведь при подобном характере отношений внутригрупповой фаворитизм нивелируется и не столь явно проявляется одна из основных функций стереотипов – функция защиты групповых ценностей.
При социально – психологическом анализе этнических , как и любых других социальных стереотипов , необходим учёт социальных факторов , прежде всего социальных отношений общества. Особенно большое значение социальным факторам в возникновении и распространении стереотипов придавал английский психолог А.Тэшфел. В одной из своих последних работ он интерпретировал стереотипизацию как категоризацию социальных объектов , которая отличается от категоризации объектов физического мира именно воздействием на неё отношений между группами. При этом Тэшфел попытался выделить социальные функции стереотипов , в число которых кроме социальной дифференциации , т.е. установления различий между группами , ввёл :