Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:37, курсовая работа
Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
2.3 Описание организации и результатов исследования
Первым в нашем исследовании принял участие 10А класс – 25 человек, Возраст учащихся от 15 до 16 лет. 17 девушек и 8 юношей.
Результаты социометрического исследования
Было проведено
Примечание: Результаты этого исследования, в полном объёме, представлены в Приложении Б настоящей работы.
Вследствие того, что структура
межличностных отношений в
Реальные выборы группы и восприятие окружающих
Таблица 2.1
№ п/п |
Кого выбирают |
Положительных выборов |
Отрицательных выборов |
Реальные выборы |
Восприятие |
Д.В. |
4 |
1 |
3 |
C | |
Е.С. |
4 |
0 |
4 |
Ж | |
А.А. |
2 |
3 |
-1 |
С | |
Ю.И. |
2 |
5 |
-3 |
С | |
А.В. |
2 |
2 |
0 |
С | |
А.М. |
4 |
1 |
3 |
С | |
А.Н. |
4 |
0 |
4 |
С | |
М.М. |
1 |
0 |
1 |
С | |
М.С. |
2 |
0 |
2 |
С | |
М.С. |
3 |
6 |
-3 |
С | |
П.В. |
4 |
3 |
1 |
С | |
А.Н. |
0 |
6 |
-6 |
М | |
А.С. |
5 |
2 |
3 |
Ж | |
О. А. |
2 |
0 |
2 |
М | |
Е.В. |
1 |
0 |
1 |
С | |
Д.А. |
2 |
0 |
2 |
Ж | |
А.Д. |
1 |
7 |
-6 |
С | |
Д.С. |
0 |
5 |
-5 |
— | |
Е.В. |
2 |
4 |
-2 |
— | |
Ж.В. |
0 |
3 |
-3 |
С | |
А.В. |
2 |
0 |
2 |
— | |
Ю.С. |
2 |
0 |
2 |
— | |
Ю.Г. |
0 |
2 |
-2 |
— | |
С.К. |
0 |
1 |
-1 |
— | |
Т.В. |
3 |
2 |
1 |
— |
Где: (по Фидлеру)
М- мягкость
У – уравновешенность
Ж – жесткость
С – сверхжесткость
По результатам этой сводной
таблицы видно, что структура
межличностных отношений
Таким образом, получается, что в группе реально существует две «звезды», 3 человек «предпочитаемые», 9 «игнорируемых» в группе человек, а «изолированных» – 12 членов группы. Для наглядности эти данные также представлены в виде диаграммы:
Рисунок 2.1 Процентное соотношение статусного распределения в группе
После выявления структуры
межличностных отношений в
Результаты исследования восприятия индивидом группы
Это исследование проводилось вместе с социометрическим исследованием для изучения восприятия индивидом группы. Для этого исследования была использована методика оценочной биполяризации (по Фидлеру). После обработки результатов исследования были выявлены особенности восприятия группы каждым её членом. И в результате получилось следующее распределение по степени влияния оказывающее на отношение конкретного индивида к другим людям.
Результаты всего исследования в полном объеме представлены в Приложении В. Но, так как, эта таблица очень большая и довольно не наглядна, то мы построим новую сводную таблицу этих результатов (см.
). Проанализировав таблицу (
Реальные выборы группы и восприятие окружающих) получили следующее: два члена группы имеют «мягкий» стиль поведения по отношению к окружающим; 3 – «жесткий» стиль поведения; 13 – «сверхжесткий» стиль поведения. Ко всему, этому мы бы хотели заметить, что «мягкому» стилю присуще объективность в отношениях с окружающими, «уравновешенному» – эмоции не мешают объективно оценивать людей, «жесткому» – эмоциональность и «сверхжесткому» – необъективность. В этом исследовании принимали участия, уже не все респонденты, а только их часть – 18 членов группы.
Также полученный результат можно представить в виде графика:
Рисунок 2.2 Процентное соотношение направленности восприятия распределения в группе.
После вышеизложенного, перейдём к основным выводам по всей работе и постановка выводов по этим двум исследованиям. Они будут приведены далее в работе.
Результаты исследования лидерских качеств индивидуумов
Проведя исследование лидерских качеств, и систематизировав их, мы получили следующие результаты. Которые можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2).
Лидерские качества группы
Таблица 2.2.
№ |
Код испыт. |
Тип |
№ |
Код испыт. |
Тип |
№ |
Код испыт. |
Тип |
1 |
Д.В. |
средне |
7 |
А.Н. |
сильно |
13 |
А.С. |
средне |
2 |
Е.С. |
сильно |
8 |
М.М. |
средне |
14 |
О. А. |
средне |
3 |
А.А. |
средне |
9 |
М.С. |
сильно |
15 |
Е.В. |
средне |
4 |
Ю.И. |
средне |
10 |
М.С. |
средне |
16 |
Д.А. |
средне |
5 |
А.В. |
средне |
11 |
П.В. |
средне |
17 |
А.Д. |
средне |
6 |
А.М. |
средне |
12 |
А.Н. |
средне |
18 |
Д.С. |
средне |
19 |
Е.В. |
средне | ||||||
20 |
Ж.В. |
средне | ||||||
21 |
А.В. |
средне | ||||||
22 |
Ю.С. |
— | ||||||
23 |
Ю.Г. |
— | ||||||
24 |
С.К. |
— | ||||||
25 |
Т.В. |
средне |
Особенности восприятия
группы в зависимости от положения
структуры межличностных
Проведя социометрическое исследование
и изучение восприятие индивидом
группы, сопоставив результаты и наши
знания по этому вопросу, изучив структуру
межличностных отношений в
Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности.
Таблица 2.3
Социометрический статус |
Кого выбирают |
Восприятие |
Лидерские качества |
«Звезда» |
Е.С. |
«жесткость» |
«сильно» |
А.Н |
«сверхжесткость» |
«сильно» | |
«Предпочитаемые» |
Д.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
А.М., |
«сверхжесткость» |
«средне» | |
А.С. |
«жесткость» |
«средне» | |
«Игнорируемые» |
М.С. |
«сверхжесткость» |
«сильно» |
О. А. |
«мягкость» |
«средне» | |
Д.А. |
«жесткость» |
«средне» | |
М.М |
«сверхжесткость» |
«средне» | |
П.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» | |
Е.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» | |
«Изолированные» |
А.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
А.А. |
«сверхжесткость» |
«средне» | |
Ю.И. |
«сверхжесткость» |
«средне» | |
М.С. |
«сверхжесткость» |
«средне» | |
Ж.В. |
«уравновешенность» |
«средне» | |
А.Н. |
«мягкость» |
«средне» | |
А.Д. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
Прежде, чем начать анализ содержимого таблицы «
Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности» отметим, что хоть и в самом исследовании принимали участие выборки 25 человек, то в последнем исследовании могут быть признаны участвовавшими в исследовании только 18 респондентов. В связи с этим в окончательном виде в таблице представлены только 18 испытуемых, для выявления особенностей восприятия в зависимости от социального статуса.
Как видно из таблицы в группе у «звезд» отношение к окружающим, т.е. ко всем членам группы как «предпочитаемым», «игнорируемым», так и к «изолитрованным» выражается «жесткостью» и «сверхжесткостью». Значит Е.С., оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают: недостатки «хороших» людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и наоборот, у «плохих» недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. У А.Н. необъективен, пристрастен, в отношениях с окружающими руководствуется прежде всего своими эмоциями, подчиняет им оценку людей. Четко разделяет «своих» и «чужих»; в тех, кому симпатизирует, видит только позитивные черты, а в тех, кто не нравится, – одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, может резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживается командно-авторитарного стиля руководства. У «звезд» наблюдается тенденция к авторитарному стилю руководства. Что же касается лидерских качеств «звезд» то они довольно «сильно» развиты. Если говорить о «предпочитаемых», то здесь наблюдается этажа тенденция. В основной массе преобладает «сверхжесткосткость» и лишь А.С. обладает «жестокостью» в восприятии членов группы, волевые же качества данной группы респондентов находится на «среднем» уровне и у М.С. «сильно» развиты. Это говорит о том, что у «предпочитаемых» разные стили отношения и поэтому именно их и выбирает группа, т.е. их социальный статус уже определяет отношения к другим и достаточно развитые волевые качества позволяют занимать высокий уровень в социальной иерархии.. У «игнорируемых» то здесь стили поведения по отношению к другим восновном однотипны «сверхжесткие». Лишь одного члена группы «мягкий» –О. А. Также полученные данные можно представить в виде графика, в котором для облегчения изображения нами все было переведено обратно в баллы.
Теперь статистически докажем нашу гипотезу о том, что социальный статус личности в группе влияет на уровень развития лидерских качеств и также будет определять характер восприятия индивидом группы.
Для этого составим таблицу индивидуальных значений лидерских качеств в выборках подростков «Звезд» (п1= 3) и «Изолированых» (п2= 13).