Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Работа содержит 1 файл

Лидерство.docx

— 112.38 Кб (Скачать)

Лидер как пример. В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать. Командир отделения, который храбро ведет своих солдат в бой, служит именно таким примером.

Особое место в сознании людей занимают лидеры эталонных групп.

Лидер как символ группы. Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидуумов. Члены таких групп прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов и т. д.). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), в частно-промышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей весьма продолжительное время и т. д.

В равной степени это касается различных научных школ, представители  которых даже после смерти лидера идентифицируют себя с ним.

Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров — «все претензии — ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал» относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения. Причем последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Фромм назвал это явление «бегством от свободы»).

Лидер как проводник  мировоззрения. Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов. Взгляды в большей степени просачиваются вниз, чем наоборот; это особенно верно в тех случаях, когда лидер контролирует информацию, поступающую в группу из внешней среды.

Лидер как «отец». Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно «переделать» на свой манер. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.

Лидер как «козел отпущения». Насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся».

Перечисленные функции лидеров  имеют неодинаковое значение применительно  к различным типам групп. Поэтому  трудно выделить среди названных  ролей лидера главные и второстепенные; их значение колеблется в зависимости  от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива [12].

 

1.3 Стили лидерства

 

Многие успешные лидеры команд считают целесообразным варьировать  свой стиль руководства в зависимости  от ситуаций, в которых они оказываются. Херси и Бланшар разработали  эффективную рамочную основу. Идея заключается в том, чтобы лидеры варьировали степень личного  стимулирования, поддержки и признания (поведение, ориентированное на взаимоотношения), пути выполнения и структуру общей  цели (поведение, ориентированное на задание) согласно характеру выполняемой  работы, способность и желание  сотрудников выполнять свои задания. Способность – это функция  знаний, умений и опыта, а желание  – комбинация мотивации к достижениям  и личная уверенность.

Лидер, используя стиль  структурирования, решает, каким образом  должно быть выполнено задание, затем  сообщает члену команды, что делать, как делать, с кем, когда и где. Происходит частый и регулярный мониторинг выполнения работ, оказывается своевременная  поддержка хорошо выполняемой работы. Этот стиль более эффективен, когда  есть желание помочь людям выполнить  работу качественно. Это в высшей степени практический стиль, к которому следует прибегать только в контексте  оказания профессиональной услуги. Если кто-то выполняет задание в первый раз и ему не хватает уверенности, в таком случае можно использовать этот стиль в очень дружеской, мягкой манере.

Лидер, который использует стиль оказания помощи, объясняет, почему и как надо выполнять задание  и согласовывает соответствующие  конечные цели и стандарты выполнения. Здесь обычное явление – помощь в приобретении знаний и умений. Этот стиль очень важен для  работы с учениками и стажерами.

Лидер, использующий стиль  содействия и стимулирования, помогает членам команды в укреплении уверенности  в себе и способности справиться с заданием хорошо и самостоятельно. Этот стиль очень эффективен в  работе с молодыми способными профессионалами, которые еще не имеют соответствующего опыта и не готовы работать самостоятельно.

Лидер, использующий стиль  делегирования, позволяет членам команды  работать самостоятельно. Мониторинг выполнения не проводится или проводится эпизодически. Данный стиль считается  идеальным, когда человек обладает знаниями, умениями и опытом для  выполнения высококачественной работы, если он уверен в своих силах и  имеет высокую мотивацию [25; с. 42].

Многие из нас видят логику в  том, что надо адаптировать свои стили  к нуждам и ситуациям, в которых  мы можем оказаться. Но на практике мы часто руководим так, как нам  удобно. Некоторым из нас трудно, например, не контролировать ход событий, в итоге может не получиться стиль  делегирования. Кому-то трудно проявить дружелюбие и оказать поддержку. Поэтому им трудно использовать стиль  содействия и стимулирования. Некоторым  не нравится тратить время на оказание помощи, другие избегают стиля структурирования, особенно в профессиональной обстановке, потому что не хотят показаться снисходительными.

1.4 Понятие социометрического  статуса

 

Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под  ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных  отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение  человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально  – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых  отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка  человека в системе внутригрупповых  отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень  влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или  расходиться [17; с. 52].

Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается  ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются  из реакций отдельных личностей  друг на друга. Изучение показывает, что  шаблоны доминирования не обязательно  принимают порядок рангов, как  в «порядке клевания» среди цыплят. А доминирует над Б, который доминирует над В и Г, но В и Г доминируют над А. Чем продолжительнее период контакта, тем отчетливее оформляются такие шаблоны. В каждом случае возникает уникальная сеть взаимоотношений.

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для  одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или  неприятен для одних или безразличен  для других; возможно также взаимное безразличие.

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы [24; с. 37]. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического  опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую  позицию члена группы [9; с. 97]. Лидеры – это люди или социальные роли, способные оказывать большее  чем другие влияние на коллектив. Как правило они занимают центральное  место в коммуникационной структуре  группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят  членами своей группы, которые  следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в  выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями  лидеров являются функция специалиста  в конкретной области (эксперта), длительно  инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и  функция специалиста в области  межличностных отношений, который  регулирует психологический микроклимат  в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие  тенденции в поведении члена  группы. Самый простой прием определения  социометрического статуса –  процедура тайного голосования  за того или иного кандидата при  выборах по конкурсу. Специальной  методикой измерения социометрического  статуса является социометрия [9; с. 89]. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и  триады (могут возникать когда  все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу  или когда два человека зависят  от третьего, который эксплуатирует  их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного  лидера и его последователей [24; с. 40].

Значение статуса для  человека велико, следовательно и  важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные  кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть (человек не имеет права сделать ничего такого, что не соответствовало бы персонификации, которую создали о нем другие, ибо любое нарушение вызовет изменение взаимоотношений).

Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно  реакциями людей, которых он знает  лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими  людьми, и его Я-концепция четко  вплетена в эту ткань взаимоотношений.

Вопрос о статусе, который  занимает ребенок в системе межличностных  отношений, и факторах, его определяющих, исследовался отечественными и зарубежными  психологами. В работе Браза было показано, что в социальных взаимоотношениях детей наибольшие различия обнаруживают два показателя: лидерство и готовность следовать за лидером, то есть быть ведомым. Косвенное подтверждение  роли взрослого в установлении социометрического  статуса ребенка было получено в  исследованиях Крантза. Оказалось, что социометрический статус ребенка-дошкольника  положительно коррелирует со степенью его участия в просоциальной  деятельности. Просоциальная активность детей дошкольного возраста целиком  организуется и поддерживается взрослым, поэтому данные Крандза свидетельствуют  в пользу влияния оценок взрослого  на социометрический статус ребенка-дошкольника. Также оказалось, что дети, вовлеченные  в социальное взаимодействие, могут  предсказать свой социометрический статус точнее детей, не участвующих  в просоциальной деятельности.

Из отечественных психологов вопросами статуса занимались Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, В.В. Абраменкова.

1.7 Психологическая  характеристика и особенности  межличностных взаимоотношений  детей подростково-юношеского возраста

 

Переход от младшего школьного  возраста к подростковому характеризуется  рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном  развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно – потребностная  сфера – сфера общения, эмоциональных  контактов. Общаться его заставляет все более усложняющаяся учебная  деятельность.

В период 10 – 11 лет у учащихся начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в  строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности  их к интеллектуальной, умственной деятельности. Вместе с тем в период раннего подросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка  и отношения к поведению и  отношению к нему других являются внешние данные, характер сопоставления  себя со взрослыми. Отличие "паспортного" возраста и физического способствует тому, что у детей возникает  неадекватная оценка самих себя, своих  возможностей.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков