Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Работа содержит 1 файл

Лидерство.docx

— 112.38 Кб (Скачать)

Для подростков стремление быть, как взрослый переходит в потребность  быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя как личность, иметь собственную  оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток  стремиться быть в обществе, в среде  сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение. В этом возрасте становиться наиболее выраженным конфликт между предметной и мотивационно-потребностной сферой деятельности ребенка. Это противоречие возникает на основе "надвигающейся  тесноты" учебной деятельности. Ребенок  по некоторым причинам переходит  к тем видам деятельности, которые  требуют меньшей дисциплины и  где мнение сверстников является определяющим.

Уже сформировавшаяся способность  детей к обобщению дает возможность  подростку делать обобщения в  достаточно сложной области –  деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей  деятельностью подростка является интимно – личностное общение  в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться.

Именно поэтому подростки  активизируют интимно – личностное и стихийно –групповое общение как  в школе, так и вне её. Ведущим  центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это  приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов  и потребностей. Формирование мотивационно – потребностной сферы требует  от подростка расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, т. к. особенности  и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности  значительно возросли.

В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все привносимые  в их среду нормы не носят устойчивого  характера и часто отторгаются  подростками. Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка, отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной  сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения  подростков. Хотя большинство организуемых подростками групп носит моногамный характер, вместе с тем в среде  сверстников возникают такие  качества и формы общения, которые  начинают определять первые попытки  юношеской дружбы и любви.

Межличностные отношения  ребенка со сверстниками, возникающие  стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические  характеристики.

Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием  представлений о самом себе –  активным формированием образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается  самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких  социальных связей. Развитие ролевых  отношений сочетается с интенсивным  формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают  особо важное значение.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и  стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые  характеристики партнера становятся важнейшим  основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как  и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в  классе отличаются разными системами  ориентаций. "Предпочитаемые" в  большей степени ориентированы  на совместную деятельность. Когда  они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться  активной и деятельность приобретает  более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.

Ученики с неблагоприятным  положением в классе фиксированы  главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению  в группе они аффективно реагируют  на ситуацию и даже готовы вовсе  разорвать отношения со сверстниками [17; с.33]. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь  велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и  психологического дискомфорта, могут  оказаться причиной неврозов. Как  популярные, так и непопулярные школьники  отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более  зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

Обостренная потребность  в индивидуализации личности в сочетании  с максимализмом в оценках  окружающих, которые тоже стремятся  обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять  процессы группового развития. "Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир  другого"[13; с. 78].

Уровень развития коллективных отношений определяет специфику  процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают  поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается  не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных  традиций, но и коллектив. В группах  с низким уровнем коллективных отношений  проявления индивидуальности пресекаются  без учета их нравственного содержания.

Необычность одноклассника  воспринимается как нежелательный  фактор и несет в себе угрозу для  персонализации остальных. В классах  с подобным типом межличностных  отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других. Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским  компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп  ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными  конфликтами.

Из множества сфер общения  подростком выделяется референтная  группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

 

Выводы

 

1. Лидер – это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности. Функции: лидерство в малой группе, лидерство в политических движениях и лидерство как способ организации власти.

2. Волюнтаристская теория, рассматривающая историю, как результат творчества выдающихся личностей (Т. Карлейль и Р.У. Эмерсон); Теория социализации - основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру (Г. Тард); Структурно-функциональный подход - лидеры это люди, имеющие влияние на других, но не любое влияние, а такое, для которого характерны определенные особенности (В. Кау, Л. Эдингер, Дж. Опергейнф, Н. Фролих и др.); Типология лидерства М. Вебера о способах легитимизации власти; «теория черт Ф. Гальтона; «факторно-аналитическая концепция» Ю. Дженнингса; «Ситуативная теория» лидерства, в соответствии с которой появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств (Дж. Шнейдер, Т. Хилтон, А. Годиер и др.); Г. Герт и С. Милз разрабатывают компромиссную «личностно-ситуативную» теорию; Гуманистические теории (Б. Блейка, Дж. Макгрегора); Мотивационная теория лидерства (С. Митчел, С.Эванс и др.) доказывает, что эффективность лидера зависит от его взаимодействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания. И другие западноевропейские и российские культурологические мысли ХХ века, и их аналитическое направление рассмотрены в этой главе.

3. Так же рассмотрели  стили лидерства - адаптированный  вариант рамочной основы Херси  и Бланшара, которые выделили  четыре основных стиля: стиль  стимулирования и содействия, стиль  оказания помощи, стиль делегирования  полномочий, стиль структурирования.

4. Специфика функций лидера  обусловлена особенностями группы, которой он руководит. Нельзя  обозначить лидерство какой-то  формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант.

5. Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

6. Рассматривая межличностные  отношения можно сделать вывод,  что межличностные отношения  – субъективно переживаемые связи  между людьми, объективно проявляющиеся  в характере и способах межличностного  взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

7. Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей подросткового возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально–ролевые, эмоционально – оценочные и личностно  – смысловые отношения между  сверстниками.

8. Из множества сфер  общения подростком выделяется  референтная группа сверстников,  с требованиями которой он  считается и на мнение которой  ориентируется в значимых для  себя ситуациях.


2. Эмпирическое  исследование взаимосвязи лидерских  качеств личности и социального  статуса подростков

 

2.1 Организация  и методы исследования

 

Исследование взаимосвязи  лидерских качеств личности с  ее статусом в системе межличностных  отношений в первичных школьных коллективах. В исследовании приняли  участие 2 класса СОШ №28 г.Бобруйска, общей численностью 40 человек. Был  применен метод тестирования, в рамках которого применялись три методики:

  1. Социометрический метод,
  2. Методика оценочной биполяризации (по Фидлеру),
  3. Методика диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)

Первым в нашем исследовании принял участие 10А класс – 25 человек, «математический», характеризуется  как один из лучших в школе, лучший в параллели. Высокая успеваемость, как в общем классе, так и  отдельных представителей данного  класса. Возраст учащихся от 15 до 16 лет. 17 девушек и 8 юношей.

10Ж класс, специализированный  МЧС класс. По отзывам администрации  и учителей школы «средний»  класс, но отмечается высокая  дисциплина, ответственность и креативность(участие  в различных конкурсах).

17 человек – 7 девушек  и 10 юношей в возрасте от 15 до 17 лет.

 

2.2 Методы и методики  исследования

 

2.2.1 Методика социометрического  измерения (Дж. Морено)

Термин «социометрия»  означает измерение межличностных  взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных  отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую  структуру, характеристики которой  во многом определяют не только целостные  характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в  исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова  и др.

Социометрическая техника  применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях их изменения, улучшения  и совершенствования. С помощью  социометрии можно изучать типологию  социального поведения людей  в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической  совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной  или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая  структура неофициального или неформального  порядка, формирующаяся как система  межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой  структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, формальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура  зависит от формальной структуры  группы в той степени, в которой  индивиды подчиняют свое поведение  целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С  помощью социометрии можно оценить  это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внугригрупповые  отношения в виде числовых величин  и графиков и таким образом  получить ценную информацию о состоянии  группы. Подробное описание метода в Приложении 1.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков