Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:37, курсовая работа
Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Для подростков стремление быть,
как взрослый переходит в потребность
быть взрослым, быть самостоятельным.
Появляется стремление осознавать себя
как личность, иметь собственную
оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток
стремиться быть в обществе, в среде
сверстников и иметь там
Уже сформировавшаяся способность
детей к обобщению дает возможность
подростку делать обобщения в
достаточно сложной области –
деятельности по усвоению норм человеческих
взаимоотношений. Поэтому ведущей
деятельностью подростка
Именно поэтому подростки
активизируют интимно – личностное
и стихийно –групповое общение как
в школе, так и вне её. Ведущим
центральным психическим
В подростковом возрасте дети
большей частью замкнуты на себя, на
сверстников, поэтому все привносимые
в их среду нормы не носят устойчивого
характера и часто отторгаются
подростками. Д.И. Фельдштейн рассматривая
генезис развития подростка, отмечал,
что в этом возрасте значительное
внимание следует уделять эмоциональной
сфере, так как именно она определяет
многие моменты поведения и общения
подростков. Хотя большинство организуемых
подростками групп носит
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики.
Фаза индивидуализации, относительно
преобладающая в подростковом возрасте
над собственно адаптационными процессами,
характеризуется уточнением и развитием
представлений о самом себе –
активным формированием образа "Я".
По сравнению с начальной школой
у детей интенсивно развивается
самосознание, расширяются контакты
со сверстниками. Участие в работе
различных общественных организаций,
кружков по интересам, спортивных секций
выводит подростка на орбиту широких
социальных связей. Развитие ролевых
отношений сочетается с интенсивным
формированием личностных взаимоотношений,
которые с этого времени
Взаимоотношения со сверстниками
становятся более избирательными и
стабильными. При сохранении высоко
ценимых свойств "хорошего товарища"
повышается роль нравственного компонента
во взаимооценках. Морально – волевые
характеристики партнера становятся важнейшим
основанием предпочтений. Статус личности
более всего связан с волевыми
и интеллектуальными свойствами
ученика. Высоко оцениваются сверстники,
которых отличают готовность и умение
быть хорошим товарищем. Доброта, как
и в начальной школе, остается
одним из ведущих оснований
Выявлено, что "предпочитаемые"
и "отверженные" подростки в
классе отличаются разными системами
ориентаций. "Предпочитаемые" в
большей степени ориентированы
на совместную деятельность. Когда
они осознают угрозу утраты статуса,
их стратегия поведения
Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками [17; с.33]. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов. Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Обостренная потребность
в индивидуализации личности в сочетании
с максимализмом в оценках
окружающих, которые тоже стремятся
обрести и продемонстрировать свою
индивидуальность, может осложнять
процессы группового развития. "Индивидуализация
рождает напряженную
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания.
Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других. Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.
Из множества сфер общения
подростком выделяется референтная
группа сверстников, с требованиями
которой он считается и на мнение
которой ориентируется в
Выводы
1. Лидер – это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности. Функции: лидерство в малой группе, лидерство в политических движениях и лидерство как способ организации власти.
2. Волюнтаристская теория, рассматривающая историю, как результат творчества выдающихся личностей (Т. Карлейль и Р.У. Эмерсон); Теория социализации - основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру (Г. Тард); Структурно-функциональный подход - лидеры это люди, имеющие влияние на других, но не любое влияние, а такое, для которого характерны определенные особенности (В. Кау, Л. Эдингер, Дж. Опергейнф, Н. Фролих и др.); Типология лидерства М. Вебера о способах легитимизации власти; «теория черт Ф. Гальтона; «факторно-аналитическая концепция» Ю. Дженнингса; «Ситуативная теория» лидерства, в соответствии с которой появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств (Дж. Шнейдер, Т. Хилтон, А. Годиер и др.); Г. Герт и С. Милз разрабатывают компромиссную «личностно-ситуативную» теорию; Гуманистические теории (Б. Блейка, Дж. Макгрегора); Мотивационная теория лидерства (С. Митчел, С.Эванс и др.) доказывает, что эффективность лидера зависит от его взаимодействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания. И другие западноевропейские и российские культурологические мысли ХХ века, и их аналитическое направление рассмотрены в этой главе.
3. Так же рассмотрели стили лидерства - адаптированный вариант рамочной основы Херси и Бланшара, которые выделили четыре основных стиля: стиль стимулирования и содействия, стиль оказания помощи, стиль делегирования полномочий, стиль структурирования.
4. Специфика функций лидера
обусловлена особенностями
5. Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
6. Рассматривая межличностные
отношения можно сделать вывод,
7. Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей подросткового возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.
В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально–ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.
8. Из множества сфер
общения подростком выделяется
референтная группа
2. Эмпирическое
исследование взаимосвязи
2.1 Организация и методы исследования
Исследование взаимосвязи лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений в первичных школьных коллективах. В исследовании приняли участие 2 класса СОШ №28 г.Бобруйска, общей численностью 40 человек. Был применен метод тестирования, в рамках которого применялись три методики:
Первым в нашем исследовании принял участие 10А класс – 25 человек, «математический», характеризуется как один из лучших в школе, лучший в параллели. Высокая успеваемость, как в общем классе, так и отдельных представителей данного класса. Возраст учащихся от 15 до 16 лет. 17 девушек и 8 юношей.
10Ж класс, специализированный
МЧС класс. По отзывам
17 человек – 7 девушек и 10 юношей в возрасте от 15 до 17 лет.
2.2 Методы и методики исследования
2.2.1 Методика социометрического измерения (Дж. Морено)
Термин «социометрия»
означает измерение межличностных
взаимоотношений в группе. Основоположник
социометрии известный
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.
Социометрическая техника
применяется для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений
в целях их изменения, улучшения
и совершенствования. С помощью
социометрии можно изучать
Вместе с официальной
или формальной структурой общения,
отражающей рациональную, нормативную,
обязательную сторону человеческих
взаимоотношений, в любой социальной
группе всегда имеется психологическая
структура неофициального или неформального
порядка, формирующаяся как система
межличностных отношений, симпатий
и антипатий. Особенности такой
структуры во многом зависят от ценностных
ориентаций участников, их восприятия
и понимания друг друга, взаимооценок
и самооценок. Как правило, формальных
структур в группе возникает несколько,
например, структуры взаимоподдержки,
взаимовлияния, популярности, престижа,
лидерства и др. Неформальная структура
зависит от формальной структуры
группы в той степени, в которой
индивиды подчиняют свое поведение
целям и задачам совместной деятельности,
правилам ролевого взаимодействия. С
помощью социометрии можно