Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:25, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте………………………………………………………………….................5
1.2. Взаимоотношения в коллективе подростков…………………………..….14
1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...……………………………………………….36
Список использованной литературы………...…………………
Характерны высокая контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция. Подростки с гипертимным типом акцентуации характера движимы жаждой деятельности, общения, впечатлений и развлечений. Часто проявляют тенденции к лидерству, что подкрепляется обычно наличием организаторских способностей. Кроме того, они весьма инициативны и оптимистичны.
В конфликтные отношения вступают лишь в условиях жесткой дисциплины, монотонной деятельности, вынужденного одиночества.
Среди представителей «предпочитаемых» в классе преобладает смешанный тип акцентуации характера , в который входят тревожно – педантичный и сенситивный типы.
Среди «принебрегаемых» преобладают также смешанные типы акцентуаций: педантичный и сенситивный типы, а также гипертимный и демонстративный. У двух представителей этой «социометрической позиции» не выражен ни один тип акцентуации характера.
Аутсайдеры класса характеризуются
наличием различных типов акцентуаций
характера, среди которых преобладают
тревожно - педантичный и возбудимый
типы. Также как и в предыдущем
случае два человека из этой группы
характеризуются отсутствием
Ученики с тревожно-педантичным типом акцентуаций характера характеризуются выразительной занудливостью в виде "переживаний" подробностей, на работе могут истощать формальными требованиями, а дома - слишком большой аккуратностью.
Подростки, обладающие возбудимым типом акцентуаций, характеризуются повышенной раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, угрюмостью, но возможна и льстивость, услужливость. Активно и часто конфликтуют.
Выводы
В заключение нашей курсовой работы мы обобщили результаты исследования и сформулировали выводы.
Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
На теоретическом уровне дан сравнительный анализ литературы по проблеме акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе.
В процессе исследования, были
решены следующие задачи: рассмотрена
проблема изучения акцентуаций характера
в психологической науке; изучены
особенности взаимоотношений
Было установлено, что
становление характера
В основе межличностных отношений
лежат эмоциональные
Лидер - это такой человек,
который обладает определенными
свойствами, чертами, благодаря которым
он выдвигается в лидеры. Лидеру
присущи следующие
Аутсайдеры в свою очередь отличаются: низкой самооценкой и низким уровнем притязания, либо наоборот высокой самооценкой и высоким уровнем притязания; они оценивают себя неадекватно, высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешные, чем их одноклассники (например, по учебе, наличию друзей и т.п.)
По результатам эмпирического исследования было установлено, что:
1. Доминирующим типом
акцентуации характера у
2. Аутсайдеры характеризуются
преобладанием тревожно - педантичного
и возбудимого типов
Таким образом, мы можем сказать, что в результате исследования наша гипотеза подтвердилась, поставленные задачи решены.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 20 с.
2. Анастази А. Дифференциальная психология // психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 32 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Проспект, 1996. – 206 с.
4. Бодалев А.А. Психологическое общение /под ред. А.А. Бодалева. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 162 с.
5. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977., 123 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979.
7. Выготский Л.С . Избранные психологические исследования. М.-Л., 1932., 54 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.
9. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика.– В книге Избранные труды. М., 1964., 67 с.
10. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа // Школьный психолог. -2001. - №6. – С. 19-20.
11. Джемс В. личность. // Психология личности. Тексты. М., 1950., 27 с.
12. Зейгарник Б.В. О
13. Ильенков Э.В. Психология личности. Тексты. М., 1982., 76 с.
14. Ковалёв А.Г., Мясищев
В.Н, Темперамент и характер //
Психология индивидуальных
15. Коломинский Я..Л.. // Вопросы психологии. 2000.- №2, - С. 124.
16. Левитов Н.Д. Проблема
характера в современной
17. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981., 79 с.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 22 с.
19. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977., 67с
20. Ломов Б.Ф. Общение: понятие, формы / Б.Ф. Ломов. // Психологический журнал. 2002. - №6. – С. 26-27.
21. Немов Р.С. Психология. - М., 1995., 33 с.
22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996., 89 с.
23. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
24. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987.
25. Петровский А.В. Педагогика. / А.В. Петровский. – М.: Гардарики, 2006. – 377 с. – ISBN 5-200-02596-6
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969., 134 с.
27.Рогов Е.И., "Настольная книга практического психолога в образовании", М.: "Владос", 1996 г.
28. Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 14. Психология. 1979. №2., 22 с.
29. Рубинштейн С. Л.
30. Фромм Э. Характер и социальный процесс // психология личности. Тексты. М., 1982., 56с.