Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте………………………………………………………………….................5
1.2. Взаимоотношения в коллективе подростков…………………………..….14
1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...……………………………………………….36
Список использованной литературы………...…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работаКоробки Дарьи2курс.рус.яз.docx

— 107.50 Кб (Скачать)

Характерны высокая контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция. Подростки с гипертимным типом акцентуации характера движимы жаждой деятельности, общения, впечатлений и развлечений. Часто проявляют тенденции к лидерству, что подкрепляется обычно наличием организаторских способностей. Кроме того, они весьма инициативны и оптимистичны.

В конфликтные отношения  вступают лишь в условиях жесткой  дисциплины, монотонной деятельности, вынужденного одиночества.

Среди представителей «предпочитаемых» в классе преобладает смешанный  тип акцентуации характера , в который входят тревожно – педантичный и сенситивный типы.

Среди «принебрегаемых» преобладают также смешанные типы акцентуаций: педантичный и сенситивный типы, а также гипертимный и демонстративный. У двух представителей этой «социометрической позиции» не выражен ни один тип акцентуации характера. 

Аутсайдеры класса характеризуются  наличием различных типов акцентуаций  характера, среди которых преобладают  тревожно - педантичный и возбудимый типы. Также как и в предыдущем случае  два человека из этой группы характеризуются отсутствием акцентуаций  характера.

Ученики с тревожно-педантичным  типом акцентуаций характера  характеризуются выразительной  занудливостью  в виде "переживаний" подробностей, на работе могут истощать формальными требованиями, а дома - слишком большой аккуратностью.

Подростки, обладающие возбудимым типом акцентуаций, характеризуются  повышенной раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, угрюмостью, но возможна и льстивость, услужливость. Активно  и часто конфликтуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В заключение нашей курсовой работы мы обобщили результаты исследования и сформулировали выводы.

Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и  эмпирическом.

На теоретическом уровне дан сравнительный анализ литературы по проблеме акцентуаций характера  и взаимоотношений подростков в  коллективе.

В процессе исследования, были решены следующие задачи: рассмотрена  проблема изучения акцентуаций характера  в психологической науке; изучены  особенности взаимоотношений подростков в коллективе и факторы, влияющие на формирование социального статуса; на эмпирическом уровне исследованы  акцентуации характера и социальный статус в коллективе учеников 10 класса; выявлена зависимость  социального  статуса подростка в коллективе от акцентуаций характера.

Было установлено, что  становление характера приходится на период подросткового возраста. В периоде становления характера  его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько  ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера  – это акцентуации характера.  Эти особенности могут появляться не постоянно, а лишь в определенных случаях и какой-то особой обстановке и почти не проявляться в обычных  условиях. По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации  как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам.

В основе межличностных отношений  лежат эмоциональные переживания, которые один член группы, как определенная личность вызывает у другого. На формирование социального статуса подростка в коллективе оказывают своё влияние: межличностные отношения в коллективе, отношения подростка в семье, самооценка, акцентуации характера.

Лидер - это такой человек, который обладает определенными  свойствами, чертами, благодаря которым  он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические  качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как  доскональное знание своего дела, сильная  воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские и коммуникативные  способности.

Аутсайдеры в свою очередь  отличаются: низкой самооценкой и низким уровнем притязания, либо наоборот высокой самооценкой и высоким уровнем притязания; они оценивают себя неадекватно, высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешные, чем их одноклассники (например, по учебе, наличию друзей и т.п.)

По результатам эмпирического  исследования было установлено, что:

1. Доминирующим типом  акцентуации характера у лидеров  является гипертимный тип. Черты  этого типа являются такими, которые  способствуют формированию лидерской  позиции в коллективе. Это говорит  о том, что наличие гипертимного типа акцентуации характера у лидеров повлияло на их социальный статус в коллективе.

2. Аутсайдеры характеризуются  преобладанием тревожно - педантичного  и возбудимого типов акцентуаций  характера. Характеристики этих  типов как раз способствуют  такому социальному положению  в коллективе. То есть акцентуации  характера повлияли на статус  подростков.

Таким образом, мы можем сказать, что в результате исследования наша гипотеза подтвердилась, поставленные задачи решены.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Строение  характера // Психология индивидуальных  различий. Тексты. М., 1982., 20 с.

2. Анастази А. Дифференциальная психология // психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 32 с.

3. Андреева, Г. М. Социальная  психология / Г.М. Андреева. – М.: Проспект, 1996. – 206 с. 

4. Бодалев А.А. Психологическое общение /под ред. А.А. Бодалева. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 162 с.

5. Брунер Дж.   Психология  познания. М., 1977., 123 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979.

7. Выготский Л.С . Избранные психологические исследования. М.-Л., 1932., 54 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.

9. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика.– В книге Избранные труды. М., 1964., 67 с.

10. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа // Школьный психолог. -2001. - №6. – С. 19-20.

11. Джемс В. личность. // Психология личности. Тексты. М., 1950., 27 с.

12. Зейгарник Б.В. О патологическом развития личности // Психология личности. М., 1982., 30 с.

13. Ильенков Э.В. Психология личности. Тексты. М., 1982., 76 с.

14. Ковалёв А.Г., Мясищев  В.Н, Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 23 с.

15. Коломинский Я..Л.. // Вопросы психологии. 2000.- №2, - С. 124.

16. Левитов Н.Д. Проблема  характера в современной психологии // Вопросы психологии. 1970. №5., 31 с.

17. Леонгард К. Акцентуированные  личности. Киев, 1981., 79 с.

18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 22 с.

19. Личко А.Е. Психопатии  и акцентуации характера у  подростков. Л., 1977., 67с

20. Ломов Б.Ф. Общение:  понятие, формы / Б.Ф. Ломов. // Психологический  журнал. 2002. - №6. – С. 26-27.

21. Немов Р.С. Психология. - М., 1995., 33 с.

22. Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996., 89 с.

23. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

24. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987.

25. Петровский А.В. Педагогика. / А.В. Петровский. – М.: Гардарики, 2006. – 377 с. – ISBN 5-200-02596-6

26. Пиаже Ж. Избранные  психологические труды. - М., 1969., 134 с.

27.Рогов Е.И., "Настольная  книга практического психолога  в образовании", М.: "Владос", 1996 г.

28. Рубинштейн С.Л. Понятие  «характера» в психологии и  психиатрии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 14. Психология. 1979. №2., 22 с.

29. Рубинштейн С. Л. Теоретические  вопросы психологии и проблема  личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 120 с.

30. Фромм Э. Характер и социальный процесс // психология личности. Тексты. М., 1982., 56с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус