Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:25, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте………………………………………………………………….................5
1.2. Взаимоотношения в коллективе подростков…………………………..….14
1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...……………………………………………….36
Список использованной литературы………...…………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 .Теоретические
основы изучения характера подростков,
акцентуаций характера и взаимоотношений
подростков в коллективе…………..…………………………...…
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте…………………………………………………………
1.2. Взаимоотношения в
коллективе подростков………………………
1.3.Социальный статус подростка
и факторы, которые влияют на него……………………………………………………………………
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...………………………………
Список использованной
литературы………...……………………………...
Приложения
Введение
Исследование акцентуаций
характера является сложнейшей социально
– психологической и
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [19].
А.Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств в подростковом возрасте (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.
Объект исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование статуса подростка в классном коллективе
Предмет исследования: характерологические особенности подростков.
Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.
5) Анализ полученных результатов, установление зависимости социального статуса в коллективе от акцентуаций характера.
Гипотеза: акцентуации характера влияют на социальный статус подростков в коллективе.
Методы:
- Анализ научно-методической литературы;
- Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (С. И. Подмазин);
- Социометрическое исследование Дж. Морено.
Глава 1. Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе
1.1 Особенности развития и проявления характера и акцентуаций в подростковом возрасте
Общепринятым считается утверждение, что одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Весь период обычно протекает трудно и для ребёнка, и для близких ему взрослых. С одной стороны, показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т. д. [1] .
Большую роль в развитии
самосознания подростка играют суждения
других — оценка его личности и
поведения родителями, учителями, мнение
о нем со стороны ученического
коллектива, которое особенно высоко
ценится подростком. Младший подросток
как бы смотрит на себя глазами
окружающих, его суждения о себе
самом по сути дела повторяют высказывания
о нем родителей, учителей, товарищей.
С возрастом, кроме этого, появляется
и крепнет тенденция
Среди личностных особенностей, присущих подростку, выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию». Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно — новые выражения. Девочка начинает сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений [28].
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости — особая форма самосознания и появляется в желании, чтобы все относились к нему как к взрослому. Что проявляется в претензиях на равноправие в отношениях со старшими. Кроме того, чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками и учебы. В последнем случае отвергается контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Итак, чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет у него формируется « Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Примерно в 11-12 лет у подростков возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир и хочет понять, какой есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и близкие взрослые. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны. Это и «Физическое Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют пласт «Я-концепции» — «Реальное Я».
«Я-концепции» включает в себя «Я - идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей «идеальное Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Подросток также обладает
сильными потребностями в
Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено, а мнение сверстников наиболее важно в вопросах отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения [6].
Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии. Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии как тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии. Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды [7].
Рефлексия в подростковом возрасте — это анализ подростком собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А также это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?»
Можно сказать, что появление
рефлексии у подростка
Характер — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Обычно рассматривая отношение мотивов и характера, подчеркивают зависимость побуждений, мотивов человека от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов, лишь, будучи взято статически. Ограничиться таким рассмотрением характера и его отношения к мотивам — значит закрыть себе путь к раскрытию его генезиса. Для того чтобы открыть путь к пониманию становления характера, нужно обернуть это отношение характера и побуждений или мотивов, обратившись к побуждениям и мотивам не столько личностным, сколько ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внешних обстоятельств. И несмелый человек может совершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства. Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками которых непосредственно выступают внешние обстоятельства, можно прорвать порочный круг, в который попадаешь во внутренних взаимоотношениях характерологических свойств личности и ими обусловленных мотивов. Узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не только личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась. По ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Именно к этому вопросу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии характера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях [7].