Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте………………………………………………………………….................5
1.2. Взаимоотношения в коллективе подростков…………………………..….14
1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...……………………………………………….36
Список использованной литературы………...…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работаКоробки Дарьи2курс.рус.яз.docx

— 107.50 Кб (Скачать)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5

1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом

возрасте………………………………………………………………….................5

1.2. Взаимоотношения в  коллективе подростков…………………………..….14

1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17

Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций

характера подростков на их социальный статус…………………………..30

2.1. Методы и методики  исследования……………………………………….30

2.2. Анализ результатов  исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31

Выводы………………………...……………………………………………….36

Список использованной литературы………...……………………………...38

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

Исследование акцентуаций  характера является сложнейшей социально  – психологической и медицинской  проблемой. Многие подростки имеют  аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении  в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.

Актуальность данного  вопроса заключается в том, что  в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [19].

А.Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой,  предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств в подростковом возрасте (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.

Объект исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование статуса подростка в классном коллективе

Предмет исследования: характерологические особенности подростков.

Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.

2) Подбор диагностического материала.

3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.

4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.

5) Анализ полученных результатов, установление зависимости социального статуса в коллективе от акцентуаций характера.

Гипотеза: акцентуации характера влияют на социальный статус подростков в коллективе.

Методы:

- Анализ научно-методической литературы;

- Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (С. И. Подмазин);

- Социометрическое исследование Дж. Морено.

 

 

Глава 1. Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе

   1.1 Особенности развития и проявления характера и акцентуаций в подростковом возрасте

Общепринятым считается  утверждение, что одним из самых  сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Весь период обычно протекает  трудно и для ребёнка, и для  близких ему взрослых. С одной  стороны, показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст  отличается и положительными факторами  — возрастает самостоятельность  ребенка, более многообразными и  содержательными становятся его  отношения с другими детьми и  взрослыми, значительно расширяется  и качественно изменяется сфера  его деятельности, развивается ответственное  отношение к себе, другим людям  и т. д. [1] .

Большую роль в развитии самосознания подростка играют суждения других — оценка его личности и  поведения родителями, учителями, мнение о нем со стороны ученического коллектива, которое особенно высоко ценится подростком. Младший подросток  как бы смотрит на себя глазами  окружающих, его суждения о себе самом по сути дела повторяют высказывания о нем родителей, учителей, товарищей. С возрастом, кроме этого, появляется и крепнет тенденция самостоятельно проанализировать и оценить собственную  личность, исходя из результатов своего поведения и деятельности. Как  показали исследования А. П. Гуркиной, не все качества личности осознаются подростком (в других людях и в себе самом) в равной мере. Прежде всего, начинают осознаваться качества, связанные с выполнением ведущей деятельности - учения, такие, как трудолюбие, усидчивость, внимательность, прилежание, настойчивость и т. д. Затем начинают осознаваться качества, выражающие отношение к другим людям (упрямство, чуткость, сдержанность, чувство товарищества), еще позже — качества, выражающие отношение к собственной личности (скромность, самокритичность; зазнайство), и, наконец – самые сложные качества, характеризующие многосторонние отношения личности (чувство долга, принципиальность, чувство чести, целеустремленность). Таким образом, на протяжении подросткового возраста происходит в определенной последовательности расширение круга осознаваемых качеств личности [28].

Среди личностных особенностей, присущих подростку, выделим формирующиеся  у него чувство взрослости и «Я-концепцию». Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней  и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно — новые выражения. Девочка начинает сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений [28].

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона  взрослости считается центральным  новообразованием младшего подросткового  возраста. Чувство взрослости —  особая форма самосознания и появляется в желании, чтобы все относились к нему как к взрослому. Что  проявляется в претензиях на равноправие  в отношениях со старшими. Кроме  того, чувство взрослости проявляется  и в стремлении к самостоятельности, это касается вопросов внешности, отношений  с ровесниками и учебы. В последнем  случае отвергается контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Итак, чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а  к концу периода, примерно в 15 лет  у него формируется « Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Примерно в 11-12 лет у подростков возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир и хочет понять, какой есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и близкие взрослые. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны. Это и «Физическое Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют пласт «Я-концепции» — «Реальное Я».

«Я-концепции» включает в  себя «Я - идеальное. При высоком  уровне притязаний и недостаточном  осознании своих возможностей «идеальное Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Подросток также обладает сильными потребностями в самостоятельности  и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в  стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и  в разнообразных увлечениях —  неучебных занятиях. Общение пронизывает  всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные  занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Для подростков характерна также потребность в стихийно-групповом общении. По мнению Д.И. Фельдштейна, данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев остается неудовлетворенной, обусловливая преобладание стихийно-группового общения.

Еще одна значимая сфера  отношений подростков — отношения  со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено, а мнение сверстников наиболее важно в вопросах отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения [6].

Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии. Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии как тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии. Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды [7].

Рефлексия в подростковом возрасте — это анализ подростком собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А  также это попытка отразить происшедшее  с моим «Я»: что я думал? что  чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как  строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление  о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом  с другими? как воспринимал я  иное поведение других?» 

Можно сказать, что появление  рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую  деятельность. Это новообразование  является третьим уровнем самоорганизации: наряду с первичными условиями, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми.

Характер — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Обычно рассматривая отношение мотивов и характера, подчеркивают зависимость побуждений, мотивов человека от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов, лишь, будучи взято статически. Ограничиться таким рассмотрением характера и его отношения к мотивам — значит закрыть себе путь к раскрытию его генезиса. Для того чтобы открыть путь к пониманию становления характера, нужно обернуть это отношение характера и побуждений или мотивов, обратившись к побуждениям и мотивам не столько личностным, сколько ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внешних обстоятельств. И несмелый человек может совершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства. Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками которых непосредственно выступают внешние обстоятельства, можно прорвать порочный круг, в который попадаешь во внутренних взаимоотношениях характерологических свойств личности и ими обусловленных мотивов. Узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не только личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась. По ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Именно к этому вопросу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии характера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях [7].

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус