Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:25, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте………………………………………………………………….................5
1.2. Взаимоотношения в коллективе подростков…………………………..….14
1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...……………………………………………….36
Список использованной литературы………...…………………
В каждом коллективе помимо лидеров есть свои отверженные. Они есть даже в младших группах детского сада. И, как правило, отвергнутые коллективом в детском саду, становятся ими и в классном коллективе. С ними не хотят общаться на переменах, их не зовут на вечеринки.
Существует стереотип, что
непопулярные в классе дети, вечно
терпящие нападки в коллективе, являются
отличниками-всезнайками. Однако на деле
совсем, наоборот – у таких детей
развивается психологическая
Как показывает практика, в любом коллективе, есть дети с явными особенностями, которых не принимает коллектив, это дети – «жертвы».
Действительно, в «жертвах» всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих. Спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергается нападкам и насмешкам ребенок – с необычной внешностью (заметные шрамы, косоглазие и т.п.), тихий и слабый, не умеющий за себя постоять, неопрятно одетый, часто пропускающий занятия, неуспешный в учебе и т.д.
Отвергаемые дети могут отличаться:
- низкой самооценкой и низким уровнем притязания, либо наоборот высокой самооценкой и высоким уровнем притязания;
- оценивают себя неадекватно, высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешные, чем их одноклассники (например, по учебе, наличию друзей и т.п.)
На формирование социального статуса подростка в коллективе могут оказывать своё влияние отношение подростка в семье, отношения между индивидом и группой, самооценка, акцентуации характера.
Одной из самых главных
особенностей подросткового возраста
- смена авторитетов и
Ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Главной потребностью переходного возраста как раз и является это
«достижение» взрослости и освобождение от опеки и правил родителей.
Из всех факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние семьи ребёнок испытывает с самого раннего возраста, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Следующий важный фактор – это атмосфера семейных отношений.
Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Родители влияют на своих детей посредством нескольких механизмов. Во-первых, подкрепление: поощрение поступков ребёнка, которые родители считают правильными и наказание в противном случае. Родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать такими как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Отношения между индивидом и группой.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский [25] считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой [14].
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус
2.1 Методы и методики исследования
Выборку в нашем исследовании составили дети подросткового возраста (паспортный возраст от 15 до 16 лет), ученики 10 класса общеобразовательной школы 1 – 3 ступеней № 9 города Красноармейска Донецкой области. Всего 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Целью нашего исследования было изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе.
Для реализации нашей цели были поставлены следующие практические задачи:
1)Подбор диагностического материала.
2)Эмпирическое исследование
акцентуаций характера в
3)Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.
4)Анализ полученных
Для решения задач были использованы такие методы и методики:
Для исследования акцентуаций характера подростков мы использовали методику «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО С. И. Подмазина)».
С помощью данной методики были выявлено наличие или отсутствие у ученика той или иной акцентуации характера.
Опросник включает 143 утверждения,
составляющих 10 диагностических и 1
контрольную шкалу (шкалу лжи). В
каждой шкале по 13 утверждений. Диагностируются
гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический,
Во время проведения эмпирических исследований социального статуса подростков в коллективе была использована методика «Социометрическое исследование Дж. Морено», которая дала возможность диагностировать межличностные и межгрупповые отношения в классе, выявить «социометрические позиции», т. е. соотносительных авторитетов членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидеры» группы и «отвергнутые».
По процедуре социометрия
представляет собой вызванный исследователем
акт выбора испытуемыми других членов
группы для совместной деятельности
в заданных контролируемых условиях.
Социометрия основана на выборе партнера
и попытке на этой основе представить
иерархию группы. Она фиксирует факт
предпочтения или установку, выраженную
индивидом в отношении
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. При непараметрической форме предлагается ответить на вопросы без ограничения числа выборов, при параметрической — с ограничением числа выборов. Нами была использована непараметрическая процедура проведения.
2.2 Анализ результатов исследования
Как было отмечено выше, методика «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО С. И. Подмазина)» позволяет нам диагностировать акцентуации характера у подростков. С её помощью были получены показатели, которые свидетельствуют о наличии у ученика той или иной акцентуации характера или же об её отсутствии.
По результатам исследования
было выявлено, что у учащихся диагностируются
следующие типы акцентуаций характера:
гипертимный тип – у 10% учащихся,
лабильный тип – у 5%, тревожно
– педантичный тип – 10%, интровертированный
– 10%. Также диагностируются
Следующим этапом исследования было проведение социометрического исследования. Метод социометрии позволяет выявить «социометрические позиции», т. е. соотносительных авторитетов членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидеры» группы и «аутсайдеры». Результаты представлены в диаграмме 2.1
диаграмма 2.1
Социальные статусы подростков в классном коллективе
Из диаграммы 2.1 мы видим, что больше в классе преобладают ученики со статусом «аутсайдер» (40%), чуть менее учеников со статусом «принебрегаемый» (35%), еще меньше – «предпочитаемых» (15%), и, наконец, меньше всего учеников со статусом «лидер» (10%).
Таким образом, в классе преобладают ученики со статусом «аутсайдер».
Проанализировав данные, полученные
в ходе исследования акцентуаций
характера и социального
Таблица 2.1
Соотношение акцентуаций характера подростков с их социальным статусом в классном коллективе
Всего |
Социальный статус подростка в классе | |||||
20чел – 100% |
Лидеры 3чел – 15% |
Предпочитаемые 2чел – 10% |
Принебрегаемые 7чел – 35% |
Аутсайдеры 8чел – 40% | ||
Акцентуация характера |
Г |
2чел – 10% |
2чел – 10% |
|||
Д |
||||||
Ц |
||||||
Л |
1чел – 5% | |||||
А |
||||||
С |
1чел – 5% |
2чел – 10% |
||||
Т |
2че – 10% | |||||
В |
1чел – 5% |
2чел – 10% | ||||
И |
1чел – 5% |
1чел – 5% |
1чел – 10% | |||
Н |
Из таблицы 2.1 видно, что доминирующим типом акцентуации характера у лидеров является гипертимный тип. Основная черта этого типа - постоянное пребывание в хорошем настроении, лишь изредка омрачаемое вспышками агрессии в ответ на противодействие окружающих, а тем более при их стремлении круто подавить желания и намерения подростка, подчинить его своей воле.