Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте………………………………………………………………….................5
1.2. Взаимоотношения в коллективе подростков…………………………..….14
1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...……………………………………………….36
Список использованной литературы………...…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работаКоробки Дарьи2курс.рус.яз.docx

— 107.50 Кб (Скачать)

В каждом коллективе помимо лидеров есть свои отверженные. Они есть даже в младших группах детского сада. И, как правило, отвергнутые коллективом в детском саду, становятся ими и в классном коллективе. С ними не хотят общаться на переменах, их не зовут на вечеринки.

Существует стереотип, что  непопулярные в классе дети, вечно  терпящие нападки в коллективе, являются отличниками-всезнайками. Однако на деле совсем, наоборот – у таких детей  развивается психологическая травма, отсюда и падает успеваемость, особенно, по таким предметам как арифметика, физика и т.п.

Как показывает практика, в  любом коллективе, есть дети с явными особенностями, которых не принимает  коллектив, это дети – «жертвы».

Действительно, в «жертвах»  всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих. Спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие  как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергается нападкам и насмешкам ребенок  – с необычной внешностью (заметные шрамы, косоглазие и т.п.), тихий и  слабый, не умеющий за себя постоять, неопрятно одетый, часто пропускающий занятия, неуспешный в учебе и  т.д.

Отвергаемые дети могут отличаться:

- низкой самооценкой и  низким уровнем притязания, либо  наоборот высокой самооценкой  и высоким уровнем притязания;

- оценивают себя неадекватно,  высоко по тем параметрам, по  которым они очевидно менее  успешные, чем их одноклассники  (например, по учебе, наличию друзей  и т.п.)

На формирование социального  статуса подростка в коллективе  могут оказывать своё влияние отношение подростка в семье, отношения между индивидом и группой, самооценка, акцентуации характера.

Одной из самых главных  особенностей подросткового возраста - смена авторитетов и перестройка  взаимоотношений с взрослыми.

Ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки  стоят где-то "посередине", и  эта промежуточность положения  определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Главной потребностью переходного  возраста как раз и является это

«достижение» взрослости и освобождение от опеки и правил родителей.

Из всех факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская  семья как первичная ячейка общества, влияние семьи ребёнок испытывает с самого раннего возраста, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень  и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Следующий важный фактор –  это атмосфера семейных отношений.

Неблагоприятные семейные условия  характерны для подавляющего большинства  так называемых трудных подростков.

Значительное влияние  на личность подростка оказывает  стиль его взаимоотношений с  родителями, который лишь отчасти  обусловлен их социальным положением.

Родители влияют на своих  детей посредством нескольких механизмов. Во-первых, подкрепление: поощрение  поступков ребёнка, которые родители считают правильными и наказание в противном случае. Родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать такими как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Отношения между индивидом  и группой.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование  группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский [25] считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим  образом:

Диффузная группа - в ней  взаимоотношения опосредуются не содержанием  групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация - группа, в которой  взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

Корпорация - взаимоотношения  опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут  сочетаться личные, коллективные и  общественные цели и ценности. До сих  пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей  достижение максимального сближения  во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно  лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой [14].

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем  более благоприятные условия  она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а  ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для  проявления в системе взаимоотношений  худших сторон личности с одновременным  торможением лучших устремлений.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус

2.1 Методы и методики исследования

Выборку в нашем исследовании составили дети подросткового возраста (паспортный возраст от 15 до 16 лет), ученики 10 класса общеобразовательной школы 1 – 3 ступеней № 9 города Красноармейска Донецкой области. Всего 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.

Целью нашего исследования было изучить влияние акцентуаций  характера подростков на социальный статус в классном коллективе.

Для реализации нашей цели были поставлены следующие практические  задачи: 

1)Подбор диагностического  материала. 

2)Эмпирическое исследование  акцентуаций характера в подростковом  возрасте.

3)Эмпирическое исследование  социометрического статуса в  коллективе.

4)Анализ полученных результатов,  установление зависимости социального  статуса в коллективе от акцентуаций  характера.

Для решения задач были использованы такие методы и методики:

  • Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков;
  • Социометрическое исследование.

Для исследования акцентуаций  характера подростков мы использовали методику «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО С. И. Подмазина)».

С помощью данной методики были выявлено наличие или отсутствие у ученика той или иной акцентуации  характера.

Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и 1 контрольную шкалу (шкалу лжи). В  каждой шкале по 13 утверждений. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический,сенситивный,тревожно-педантичный,интровертированный,возбудимый,демонстративный,неустойчивый типы.

Во время проведения эмпирических исследований социального статуса  подростков в коллективе была использована методика «Социометрическое исследование Дж. Морено», которая дала возможность диагностировать межличностные и межгрупповые отношения в классе, выявить «социометрические позиции», т. е. соотносительных авторитетов членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидеры» группы и «отвергнутые».

По процедуре социометрия  представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях. Социометрия основана на выборе партнера и попытке на этой основе представить  иерархию группы. Она фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодействия с другими индивидами в определенных ситуациях. Преобладающим содержанием  этой установки является потребность  субъекта в общении с объектом выбора.

Социометрическая процедура  может проводиться в двух формах. При непараметрической форме предлагается ответить на вопросы без ограничения числа выборов, при параметрической — с ограничением числа выборов. Нами была использована непараметрическая процедура проведения.

2.2 Анализ результатов исследования

Как было отмечено выше, методика  «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков  (МПДО С. И. Подмазина)» позволяет нам диагностировать акцентуации характера у подростков. С её помощью были получены показатели, которые свидетельствуют о наличии у ученика той или иной акцентуации характера или же об её отсутствии.

По результатам исследования было выявлено, что у учащихся диагностируются  следующие типы акцентуаций характера: гипертимный тип – у 10% учащихся, лабильный тип – у 5%, тревожно – педантичный тип – 10%, интровертированный – 10%. Также диагностируются смешанные  типы акцентуаций характера: гипертимный  и демонстративный – 10%, тревожно – педантичный и сенситивный  – 15%, интровертированный и неустойчивый тип – 5%. У 20% учащихся акцентуаций  характера не выявлено.

Следующим этапом исследования  было проведение социометрического исследования. Метод социометрии позволяет выявить «социометрические позиции», т. е. соотносительных авторитетов членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидеры» группы и «аутсайдеры». Результаты представлены в диаграмме 2.1

диаграмма 2.1

Социальные статусы  подростков в классном коллективе

 

 

Из диаграммы 2.1 мы видим, что больше в классе преобладают ученики со статусом «аутсайдер» (40%), чуть менее учеников со статусом «принебрегаемый» (35%), еще меньше – «предпочитаемых» (15%), и, наконец, меньше всего учеников со статусом «лидер» (10%).

Таким образом, в классе преобладают  ученики со статусом «аутсайдер».

Проанализировав данные, полученные в ходе исследования акцентуаций  характера и социального статуса  подростков в классе, мы смогли выявить  зависимость последнего от акцентуаций  характера. Результаты представлены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1

Соотношение акцентуаций  характера подростков с их социальным статусом в классном коллективе

Всего

Социальный статус подростка в классе

 

20чел – 100%

Лидеры

3чел – 15%

Предпочитаемые

2чел – 10%

Принебрегаемые

7чел – 35%

Аутсайдеры

8чел – 40%

Акцентуация характера

Г

2чел – 10%

 

 

2чел – 10%

 

Д

     

Ц

       

Л

     

1чел – 5%

А

       

С

 

 

1чел – 5%

 

2чел – 10%

 

Т

 

2че – 10%

В

   

1чел – 5%

2чел – 10%

И

1чел – 5%

1чел – 5%

 

1чел – 10%

Н

     

 

 

Из таблицы 2.1 видно, что  доминирующим типом акцентуации  характера у лидеров является гипертимный тип. Основная черта  этого типа - постоянное пребывание в хорошем настроении, лишь изредка  омрачаемое вспышками агрессии в  ответ на противодействие окружающих, а тем более при их стремлении круто подавить желания и намерения  подростка, подчинить его своей  воле.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус