Эмпирическое исследование темперамента у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.

Содержание

Введение 3-4
Задачи и методы………………………………………………………………...5
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 6
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства 6-7
1.2. Типы темперамента 8-10
Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков 11
2.1. Психологическая диагностика типа темперамента 11-16
2.2. Результаты исследования 17-23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .docx

— 852.70 Кб (Скачать)
 

После того как  мы рассчитали сумму рангов, где  у девочек сумма больше, что  у мальчиков (таблица 4),  можно  переходить к расчёту критерия:

Формула

 

U= 9*13+(13*14/2) - 150

U=58

Итак, мы получили значение U=58. Чтобы проверить, достоверны ли наши различия, обратимся к таблице «критических значений критерия Манна-Уитни для проверки гипотезы» (приложение 2). По уровню значимости p=0,05 табличное значение равно 28, по уровню значимости p=0,01табличное значение равно 20. Составим график (График 1):  

График 1 

  20              28                  58

Из данного  графика можно сделать заключение, что :

  • С вероятностью 95 % различия показателя экстроверсии-интроверсии между девочками и мальчиками не достоверны
  • С вероятностью 99 % различия показателя экстроверсии-интроверсии между девочками и мальчиками не достоверны
 

Вывод: наша гипотеза не нашла подтверждения. 

Расчёты по второй  гипотезе:

Таблица 5

Предварительный

ранг

Пол Показатель

Нейротизма

Окончательный ранг Мальчики Девочки
ранг показатель ранг показатель
1 м 6 1 1 6    
2 м 7 2,5 2,5 7    
3 ж 7 2,5     2,5 7
4 м 8 4 4 8    
5 м 11 6,5 6,5 11    
6 ж 11 6,5     6,5 11
7 м 11 6,5 6,5 11    
8 ж 11 6,5     6,5 11
9 ж 13 12     12 13
10 ж 13 12     12 13
11 ж 13 12     12 13
12 м 13 12 12 13    
13 ж 13 12     12 13
14 м 13 12 12 13    
15 ж 13 12     12 13
16 м 14 17,5 17,5 14    
17 м 14 17,5 17,5 14    
18 ж 14 17,5     17,5 14
19 ж 14 17,5     17,5 14
20 ж 15 20,5     20,5 15
21 м 15 20,5 20,5 15    
22 ж 18 22     22 15
Σ   100   153
 

После того как  мы рассчитали сумму рангов, где  у девочек сумма больше, что  у мальчиков (таблица 5),  можно  переходить к расчёту критерия:

Формула

 

U= 9*13 + (13*14/2)-153

U=55

Итак, мы получили значение U=55. Чтобы проверить, достоверны ли наши различия, обратимся к таблице «критических значений критерия Манна-Уитни для проверки гипотезы» (приложение 2). По уровню значимости p=0,05 табличное значение равно 28, по уровню значимости p=0,01табличное значение равно 20. Составим график (График 2): 

График  2 

  20              28                  55

Из данного  графика можно сделать заключение, что:

  • С вероятностью 95 % различия показателя нейротизма между девочками и мальчиками не достоверны
  • С вероятностью 99 % различия показателя нейротизма между девочками и мальчиками не достоверны
 

Вывод: наша гипотеза не нашла подтверждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 

      Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических  процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение  и изменение.

      Содержательная  характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют  особенности протекания психических  процессов, имеют более или менее  устойчивый характер, сохраняются в  течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств  темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.

      Выделяют  четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается  разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.

      В психологической практике для диагностики  темперамента применяются разные методики. В данной работе использовался опросник Г. Айзенка.

      В эмпирическом исследовании было выдвинуто  предположение о том, что существует ли взаимосвязь пола испытуемого  и темперамента.

      Для проверки гипотезы использовался критерий Манна-Уитни.

      Полученные  данные свидетельствуют о том, что тип темперамента не зависит от гендерного показателя.

 

        Список  использованной литературы 

  1. Альманах  психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
  2. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1996.
  3. Общая психология/Под ред. Е. И Рогова. – М.: Владос, 1995. – 448 с.
  4. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.
  5. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Прогресс , 1976.
  6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/Под общей ред. И.В.Роевич. – М.: Прогресс, 1982.
  7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1996.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 1. 

        Круг  Айзенка

 

Приложение 2.

Информация о работе Эмпирическое исследование темперамента у подростков