Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, курсовая работа
В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
Введение 3-4
Задачи и методы………………………………………………………………...5
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 6
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства 6-7
1.2. Типы темперамента 8-10
Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков 11
2.1. Психологическая диагностика типа темперамента 11-16
2.2. Результаты исследования 17-23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.
Другой полюс
нейротизма (низкие оценки) - это эмоционально-стабильные
лица, характеризующиеся
Показатели экстраверсии-
Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента - холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка»(см. приложение 1): по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы - А и В которые могут применяться как одновременно - для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени - для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.
Тестовый материал
Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ (см. прил. 10.5.2), подсчитывает баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л - ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты списываются в протокол.
С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.
Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом среднегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых, к примеру по половому признаку.
При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия: 12 - среднее значение, ³15 - экстраверт, ³19 – яркий экстраверт, £9 - интроверт, £5 - глубокий интроверт.
Нейротизм: 9-13 - среднее значение нейротизма, ³15-высокий уровень нейротизма, ³19 - очень высокий уровень нейротизма, £7 - низкий уровень нейротизма.
Ложь: £4 - норма, >4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.
На
основании полученных данных по отдельным
испытуемым и группе в целом пишутся
заключения. В индивидуальных заключениях
оцениваются уровневые
Ключ
Экстраверсия - вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 - ответы «Да»; вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 – ответы «Нет».
Нейротизм - вопросы: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 - ответы «Да».
Ложь - вопросы: 6, 24, 36-ответы «Да»; вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 - ответы «Нет».
После проведения исследования у школьников были получены результаты, которые отображены в таблице 1:
Таблица 1
№ | ФИО | Пол | Экстраверсия-
Интроверсия |
Нейротизм | Тип темперамента |
1 | ССН | м | − | − | Неискренность ответов |
2 | БАВ | м | 7 | 6 | флегматик |
3 | ТГЕ | м | 13 | 8 | сангвиник |
4 | ГАА | м | 10 | 14 | меланхолик |
5 | БИА | м | 5 | 14 | меланхолик |
6 | ЗЮВ | ж | 15 | 14 | холерик |
7 | ГМП | м | − | − | Неискренность ответов |
8 | АПД | м | 17 | 11 | сангвиник |
9 | АЕС | ж | 19 | 11 | сангвиник |
10 | РВИ | м | 16 | 11 | меланхолик |
11 | ВДЛ | м | 16 | 7 | сангвиник |
12 | АЮЛ | ж | 8 | 13 | меланхолик |
13 | РМЛ | ж | 17 | 13 | холерик |
14 | БЕВ | ж | 13 | 15 | холерик |
15 | СЕК | м | 13 | 15 | холерик |
16 | ШАВ | ж | 13 | 11 | флегматик |
17 | БТА | ж | 11 | 7 | флегматик |
18 | МОС | ж | 13 | 18 | Холерик |
19 | КЕК | ж | 17 | 13 | холерик |
20 | ГВС | м | 16 | 13 | холерик |
21 | КАВ | ж | 8 | 13 | меланхолик |
22 | ШЕО | м | 14 | 13 | холерик |
23 | КВА | ж | 13 | 14 | холерик |
24 | ФНМ | ж | 12 | 13 | Меланхолик-холерик |
25 | ТАА | м | − | − | Неискренность ответов |
Из данной таблицы видно, что 3 испытуемых дали неискренные ответы, т.е. можно сделать вывод, что они ориентированы на социальное одобрение со стороны общества.
Интровертивные, экстравертивные качества, нейротизм и эмоциональная устойчивость в личности испытуемых можно также вывести в таблице 2 :
Таблица 2
Параметры | Человек | В % | |
1 |
экстраверсия | 16 | 27 |
интроверсия | 6 | 73 | |
2 |
нейротизм | 14 | 64 |
эмоциональная устойчивость | 8 | 36 |
По этим двум показателям можно определить тип темперамента, которые Айзенк, как было сказано в теоретической части, выделил 4 :
В процентном соотношении эти типы темперамента в данной выборке будут выглядеть так ( таблице 3 и на диаграмме 1):
Таблица 3
Типы | Кол-во человек | В % |
сангвинический | 4 | 18 |
холерический | 10 | 45 |
флегматический | 3 | 14 |
меланхолический | 5 | 23 |
Диаграмма 1
Для того чтобы обработать данные полученные в ходе исследования, используется критерий Манна-Уитни.
Это статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
В нашем
случае мы брали и сравнивали зависимость
пола испытуемых от наших показателей,
т.е. по гендерному признаку. Недостаток
данного критерия —можно сравнивать
только 2 распределения .
Формула,
по которой идёт расчет :
n1 — количество единиц в первой выборке
n2 — количество единиц во второй выборке.
nx —выборка, имеющая наибольшую сумму рангов
Tx—сумма
больших рангов
Первая Гипотеза (H0) — достоверны ли различия показателя экстроверсии-интроверсии у девушек и мальчиков в данной выборке.
Вторая Гипотеза (H0) — достоверны ли различия показателя нейротизма у девушек и мальчиков в данной выборке.
Расчёты
по первой гипотезе:
Таблица 4
Предварительный
ранг |
Пол | Показатель
Экстраверсии- Интроверсии |
Окончательный ранг | Мальчики | Девочки | ||
ранг | показатель | ранг | показатель | ||||
1 | м | 5 | 1 | 1 | 5 | ||
2 | м | 7 | 2 | 2 | 7 | ||
3 | ж | 8 | 3,5 | 3,5 | 8 | ||
4 | ж | 8 | 3,5 | 3,5 | 8 | ||
5 | м | 10 | 5 | 10 | 5 | ||
6 | ж | 11 | 6 | 6 | 11 | ||
7 | ж | 13 | 10 | 10 | 13 | ||
8 | м | 13 | 10 | 10 | 13 | ||
9 | ж | 13 | 10 | 10 | 13 | ||
10 | ж | 13 | 10 | 10 | 13 | ||
11 | ж | 13 | 10 | 10 | 13 | ||
12 | ж | 13 | 10 | 10 | 13 | ||
13 | ж | 13 | 10 | 10 | 13 | ||
14 | м | 14 | 14 | 14 | 14 | ||
15 | ж | 15 | 15 | 15 | 15 | ||
16 | м | 16 | 17 | 17 | 16 | ||
17 | м | 16 | 17 | 17 | 16 | ||
18 | м | 16 | 17 | 17 | 16 | ||
19 | м | 17 | 20 | 20 | 17 | ||
20 | ж | 17 | 20 | 20 | 17 | ||
21 | ж | 17 | 20 | 20 | 17 | ||
22 | ж | 19 | 22 | 22 | 19 | ||
Σ | 100 | 150 |
Информация о работе Эмпирическое исследование темперамента у подростков