Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности акцентуации характера у мальчиков и девочек.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Описать влияние акцентуации характера на поведение подростка
3.Подбор методов исследования
4. Сравнить акцентуации характера на выборке мальчиков и девочек.
5. Обработка полученных результатов и их анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.1. Определение понятия “Акцентуация характера” …….…………….. 6
1.2. Классификация акцентуаций характера ……..………………………12
1.3. Основные подходы к изучению акцентуаций характера…………....21
1.4. Причины возникновения акцентуаций у подростков……………….30
1.5. Выводы …………………………………………………........................33
Глава 2. эмпирические исследования акцентуаций характера подростков
2.1. Анализ результатов исследования….………………….……………...34
2.2. Выводы…………………………………………………….……………...45
Заключение………………………………………………...………………….47
Список использованных источников………….…………………………….50
Приложения……………………………………………..…………………….51

Работа содержит 1 файл

эмпирические исследования акцентуаций характера подростков.docx

— 57.13 Кб (Скачать)

Что касается отношений с  окружающими, то для девочек-подростков феминность сочетается с истероидным типом акцентуаций, высокой эмансипацией. Женственность оказывается, таким ообразом маскулинным признаком, т.к. к этому образу женщины приписывается большой запас агрессивности, готовый выйти в любую минуту. Феминность связана с риском депрессии, которая в данном случае замещается агрессией. Адаптивные способности с одной стороны к новым, незнакомым ранее местам, не исключают возможности социальной дезодаптации в условиях резкого изменения ближайшего окружения.

Однако, следует отметить, что по нашему мнению, все же возможно найти определенные закономерности между результатами мужской и женской подгруппами общей выборки, однако, для этого необходимо провести более масштабное исследование с большим количеством испытуемых и с примерно равным соотношением мужчин и женщин в общей выборке испытуемых.

Вернувшись к анализу  результатов по шкалам, мы подвергли  таблицу результатов тестирования (Таблица 2.1.) анализу на предмет выявления  шкал с показателями 0 и 24 из 24. Однако, в данном случае анализ проводился в вертикальной плоскости (вертикальный анализ таблицы), с подсчетом количества максимальных и минимальных показателей для каждой шкалы, в отличие от описанных выше результатов горизонтального анализа показателей для каждого опрошенного.

Данный анализ не выявил каких-либо закономерностей, но показал, что чаще всего в нашей выборке респондентов (3 случая из 20) максимальный результат  встречается в результатах по шкале «циклотимность».

 

                                     Заключение

Таким образом, из проведенного нами эмпирического психодиагностического  исследования можно сделать следующие  основные выводы:

1. Основной доминирующей акцентуацией характера у выпускников школы является гипертимность. Данная акцентуация характера выявлена у 100% опрошенных общей выборки испытуемых, при этом 95% респондентов имею данную акцентуацию в ярковыраженной форме и 5% в средневыраженной. Также 5% испытуемых имеют максимальный показатель по данной шкале. Выборка респондентов в целом показала очень низкие результаты по шкале тревожности: 23% яркая степень выраженности, 32% средняя степень (в большинстве своем ближе к нижней границе интервала) и у 50% испытуемых исследование вовсе не выявило такой акцентуации, как тревожность.

2. Несмотря на то, что шкала циклотимности находится во второй по интенсивности выраженности группе шкал, по данной шкале нам встретилось наибольшее количество максимальных результатов (24 из 24), такие результаты были отмечены у 15% опрошенных нами выпускников.

 

            Заключение

В настоящее время  очень  малое количество людей уделяют  должное внимание своему психологическому здоровью. Данная тенденция также  наблюдается и у родителей  по отношению к собственным детям. Психологическая неграмотность  родителей и педагогов приводит к неправильному выбору стилей и  методов воспитания детей. Следствием данного фактора являются стрессы  и прочие психологические травмы у детей. Во множестве случаев  четко не осознаваемые эти травмы накапливаются и, не находя выхода с  возрастом приводят к деформации личности ребенка.

По результатам нашего эмпирического исследования можно  судить, что каждый выпускник общеобразовательной  школы имеет минимум одну, ярковыраженную акцентуацию характера, что полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале настоящей работы.

Преобладающей акцентуацией характера у 100 % наших респондентов является гипертимность. Данная акцентуация характера выявлена у 100% опрошенных общей выборки испытуемых, при этом 95% респондентов имею данную акцентуацию в ярковыраженной форме и 5% в средневыраженной. Также 5% испытуемых имеют максимальный показатель по данной шкале. Это очень тревожный результат, так как он характеризует общую направленность личности среднего школьника-выпускника. Такие индивиды не разборчивы в контактах, их интересы неустойчивы и весьма поверхностны, они не могут долго заниматься одним делом и достигать намеченных целей, постоянно переходя от одного вида деятельности к другой. Часто попадают в «плохие» компании, склонны к различного рода девиациям и аддиктивным формам поведения, такими как наркомания, алкоголизм, табакокурение и так далее. Эти подростки легко внушаемы и часто попадают под влияние различного рода религиозных и оккультных сект, а также организаций экстремистского и анархического толка. Данные тенденции развития современной молодежи чреваты весьма неблагоприятными последствиями в ближайшем будущем и требуют тщательно продуманного системного вмешательства на самом высоком уровне.

Выборка респондентов в целом  показала очень низкие результаты по шкале тревожности: 23% яркая степень  выраженности, 32% средняя степень (в  большинстве своем ближе к  нижней границе интервала) и у 50% испытуемых исследование вовсе не выявило  такой акцентуации, как тревожность. На данный момент мы не можем доподлинно точно установить причину подобного  рода показателей по данной шкале, однако мы предполагаем, что данный феномен  вызван возрастными особенностями  испытуемых (средний возраст респондентов составляет 16,2 года). Опять таки общественно неблагоприятный результат: подростки с низким уровнем тревожности расторможены, плохо поддаются контролю, в сочетании с повышенной гипертимностью низкий результат по шкале тревожности с большой долей вероятности может создать делинквентную личность, не думающую о последствиях своих действий и не страшащуюся наказания. Эти так называемые «борзые» подростки составляют основной контингент детских исправительных учреждений, спецприемников, и трудовых интернатов закрытого типа.

Несмотря на то, что шкала  циклотимности находится во второй по интенсивности выраженности группе шкал, по данной шкале нам встретилось наибольшее количество максимальных результатов (24 из 24), такие результаты были отмечены у 15% опрошенных нами выпускников. У 60% испытуемых выявлена ярковыраженная циклотимическая акцентуация. Этот факт мы связываем с повышенными физическими и психологическими нагрузками, которые испытывают на себе школьники во время обучения в российской системе образования. Большое количество лиц с циклотимической акцентуаций среди выпускников школ – очень тревожный фактор для общества в целом, так как данная акцентуация дают благотворную почву для развития маниакально депрессивного психоза, а в максимальной степени выраженности составляет пограничное психопатологическое состояние с этим психозом.

На основании полученных нами результатов можно с уверенностью заключить, что личность ребенка, к  моменту окончания им средней  школы, испытывает огромное деструктивное  влияние, приводящее к появлению  ярковыраженных акцентуации. Первопричинность же этого влияния, способы и методы по его нивелированию и нейтрализации результатов этого влияния являются в настоящее время крайне актуальной темой и требуют серьезнейшей научной и практической разработки и последующего внедрения в систему образования.

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

1.Ганнушкин, П.Б. Клиника  психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие  соображения и данные. Психология  индивидуальных различий.Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.262-269.

2.Личко, А. Е. Психопатии  и акцентуации характера у  подростков // Психология индивидуальных  различий: Тексты.М.: Наука, 1982.с. 290- 310.

3.Леонгард К. Акцентуированные  личности. Ростов н/Д; изд-во ЛРНЦ "Феникс", 2000.- 544с.

4.Миронова, Е.Е. Сборник  тестов часть 1: Пособие/ Сост.Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

5.Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2000. 583 с.

6.Психологический словарь/авт. - сост. В. Н.Копорушина, М. Н.Смирнова, Н. О.Гордеева; Под общей ред. Ю. Л.Неймера. - Ростов на Дону: Феникс, 2003

7.Реан А. А. Психология  изучения личности. – Спб, 1999. - 243с.

8. Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика – Спб.: 2001

9.Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. – 720с.

10.Немов Р.С. Психология: Учеб для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

11. Психология индивидуальных  различий. Хрестоматия. М, 1982.- 234с.

12. Психология. Словарь –  справочник. Авторы-составители М.И.  Дьяченко, Л.А. Кандыбович.- Минск, «Хэлтон», 1998. - 313с.

13.Насиновская Е.Е., Якубовская  М.Я. Психологический барьер как  защитный механизм личности в  конфликтной ситуации. М. Изд.  Моск. ун-та, 1984.

14.Кербиков, О.В.Руководство  по психиатрии,1962


Информация о работе Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков